10.07.2007

Cотрудники неустановленного силового ведомства (предположительно, МВД ЧР) незаконно задержали в с. Шатой и подвергли пыткам Минкаила Акбулатова.
М. Акбулатов, профессиональный каменщик, проживает в с. Шатой, женат, имеет ребенка.
Во второй половине дня на стройку, где он работает, пришли незнакомые люди, представились сотрудниками правоохранительных органов, но документов не предъявили. Они заявили Акбулатову: «У нас к тебе дело, пошли с нами». Его посадили в легковую автомашину, согнув голову до колен, так что дороги он не видел, на глаза натянули кепку. Ехали долго; по ряду признаков Акбулатов считает, что машина приехала к с. Закан-Юрт Ачхой-Мартановского района. Здесь его завели в какое-то помещение и потребовали рассказать все, что он знает о боевиках. Допрашивающие говорили исключительно на чеченском языке. Акбулатов ответил, что ему ничего не известно. «Месяц назад к тебе в селе Дай приходили и переночевали боевики». Акбулатов объяснил, что он, действительно, работал на строительстве частного жилого дома в с. Дай Шатойского района. Однако уже два месяца, как работа там завершена, и он в Дай больше не выезжал. «Мы будем тебя бить током, ты все расскажешь». Задержанного раздели догола, связали ему руки и ноги, положили на кровать и примотали к телу провода. Затем начали включать ток. После каждого включения минут пять давали отдохнуть и опять спрашивали: «Теперь тебе есть что сказать?». При этом называли некоего эмира Юсупа Сатоева, угрожали застрелить, щелкали затвором у виска. Затем снова включали ток.
В перерыве между пыткой током, задержанного били дубинкой по ногам, избивали кулаками. Затем ему надели на голову мешок и начали душить. От допрашиваемого требовали согласиться на секретное сотрудничество и поставлять информацию о боевиках. На это задержанный каждый раз отвечал одно: «Я не могу работать с вами - я же ничего не знаю о боевиках». Единственное, что мог сообщить Акбулатов, что у него в 2000 году был автомат, но он его продал, а деньги пропил. Теперь же он не пьет и не курит и за это его назвали ваххабитом.
Минкаил Акбулатов услышал, как кто-то вошел в комнату, где его пытали, и сказал: «Не бейте по почкам - останутся следы». Вскоре Акбулатов почувствовал, что если пытки продолжатся, то он умрет. Возможно, это поняли и его палачи. Пытки прекратились, ему на голову надели черный полиэтиленовый мешок, закинули в машину и привезли назад в Шатой. По дороге Акбулатова снова уговаривали начать секретное сотрудничество.
В Шатой машина приехала после 20 часов. В конце пути Акбулатова, когда на нем еще был надет мешок, заставили подписать какую-то бумагу. Затем вытолкали из машины. Акбулатов сразу же обратился в районную больницу, где врачи зафиксировали следы пыток и выписали обезболивающие лекарства. На следующий день родственники отвезли его на обследование в больницу г. Грозный. Несмотря на предложения врачей, он отказался от госпитализации.
Сотрудники «Мемориала», включая сотрудников московского офиса ПЦ «Мемориал») видели М.Акбулатова после его освобождения, его физическое состояние было очень тяжелое - он с трудом мог сам передвигаться.
И Минкаил Акбулатов, и его родственники опасаются обращаться с жалобами к представителям власти на незаконные действия сотрудников правоохранительных органов.



ПЦ "Мемориал"