Дамир Салахов. Казатком - казахстанская Кондопога?

06.08.2007

Дамир Салахов. Казатком - казахстанская Кондопога?
18 марта 2007 года в Казахстане семья чеченцев Махмахановых стала объектом нападения нескольких сотен националистически настроенных молодчиков. Они же время от времени всем «пришлым» продолжают напоминать, кто с ними «делился кровом» и кто «приютил» в годы сталинских репрессий. Сегодня, когда после учиненного в селе Казатком кровавого погрома прошло несколько месяцев, выплывают новые подробности происшедшего, не укладывающиеся в официально озвученную версию. Эти факты позволяют восстановить картину тех страшных событий.
Погром
Усадьба семьи Махмахановых (в ней было 14 детей) находится в Енбекшиказахском районе, что в двух часах езды от Алма-Аты. Глава семейства - 80-летний Элса Махмаханов, как он сам себя называет, «чабан», на протяжении 40 лет занимается животноводством. В Казахстан его, как и многих земляков, забросило в годы депортации чеченцев и ингушей.
18 марта, в воскресенье, в доме Элсы и Хавы Махмахановых собрались многочисленные внуки, снохи и сыновья. Из Лондона прилетел сын Амир. Это был его первый и последний приезд на родину за четыре года. Из Калининграда вернулся погостить другой сын - Нажмутдин с женой и дочкой. Кроме них, из мужчин в этот день в доме оказались Тахир, младший из сыновей, и Хаджи-Мурат, бывший сотрудник Верховного суда Казахстана.
Примерно в 15.00 Тахир Махмаханов увидел, как к дому направляется колонна автомобилей - не менее 50 единиц. Братья встревожились и взялись уводить игравших на лужайке детей в старый дом с решетками и металлической дверью. Туда же увели женщин и стариков. Колонна, сопровождаемая полицейским эскортом, остановилась у дома Махмахановых. Сегодня в официальных документах об этом эскорте говорится так: «Думали, люди идут просто поговорить, сопроводили».
Хаджи-Мурат попытался выяснить, в чем дело, и первым получил удар арматурой. Затем нападавшие подожгли дом, новый «Mitsubishi Pajero» и обложили газовыми горелками здание, где укрывались женщины и дети. Братья ринулись в поле, чтобы увести толпу за собой. Младший Тахир оставался дома, через некоторое время он получил звонок на мобильный: «Мы ушли». Позже выяснилось, что не ушли…
Налетчики, вопреки официальным данным, были вооружены - на телах убитых чеченцев зафиксированы пулевые ранения. Помимо огнестрельного оружия, у налетчиков был арсенал из бутылок с зажигательной смесью, булыжников и холодного оружия. Когда началось побоище, из хранившегося в доме охотничьего ружья отстреливались и братья Махмахановы. Они не отрицают этого. Большинство патронов ушло на выстрелы в воздух и под ноги нападавших. Поэтому патронов надолго не хватило.
По рассказам местных жителей, братья, кинувшиеся в поле, действительно убежали на несколько километров. Но один из них, - скорее всего Амир, - получил огнестрельное ранение и отстал. Беглецов нагоняла толпа из 200 - 300 человек. Видя это, старшие братья вернулись к младшему, Амиру. Их, всех троих добивали камнями, арматурой… Затем братьев привязали тросами к бамперам автомобилей и проволокли несколько километров.
…Оставшиеся в доме дети и женщины стали звонить родственникам. Шамиль Махмаханов находился в Алма-Ате, когда до него дозвонились дети, гостившие у дедушки с бабушкой. В трубке были слышны крики толпы, но Шамиль расслышал слова детей: «Папа, приезжай, нас убивают». Шамиль привез в Казатком сотрудников полиции и несколько карет «Скорой помощи». Они буквально под пулями вывели из дома стариков и детей. У 80-летнего Элсы Махмаханова руки были изранены: он держал в руках нож, сидя на страже у дверей дома, где спасалась его семья. Нож у старика пытались отнять люди в полицейской форме, которые приехали вместе с погромщиками.
По словам Шамиля Махмаханова, он подъезжал к селению в сумерках. «Увидел, что на дороге лежит нечто, напоминающее человека. Приглядевшись, по клочьям одежды узнал своего брата Хаджимурата. Рядом стоял работник дорожной полиции, который сообщил, что кто-то привез этого человека в багажнике и выкинул. Я отвез Хаджимурата в больницу в Маловодном. Потом второго нашли. Третьего брата машина „Скорой помощи“ привезла», - рассказывает Шамиль.
По словам двух других братьев - Руслана и Саду, приехавших из Алма-Аты, в больнице сотрудники полиции запретили врачам оказывать помощь смертельно раненным Махмахановым. Машины реанимации, которые были вызваны из Алма-Аты, на протяжении пяти часов простояли рядом с больницей. В конце - концов они развернулись и поехали обратно. Когда они отъехали на 40 км , их вернули, но только через 8 часов полицейские разрешили им забрать раненых.
Амир Махмаханов скончался в ту же ночь. Через три дня умер Нажмутдин. На четвертые сутки скончался Хаджимурат, который все это время находился в коме.
Кто сильнее?
Конфликт, как теперь выясняется, назревал давно. В селе, где всю жизнь прожила семья Махмахановых, к ним особых претензий не было. Поэтому братья очень удивились распространенной властями информации о том, что в «митинге участвовали жители села Казатком». Был только один случай, когда одного из братьев Махмахановых предупредили: «Ждите! Найдем повод - придем к вам».
7 марта в Казаткоме произошла драка между чеченцем и казахом. Молодые люди были в приятельских отношениях и частенько прикладывались к бутылке. В тот вечер затеяли пьяную драку. Казах одержал в ней победу. Избитый чеченец вместе с родственниками отомстил обидчику. Тот, в свою очередь, собрал человек 80, и 8 марта в селе Маловодное прошел стихийный античеченский митинг. Здесь впервые прозвучала фамилия Махмахановых, - обращаясь к приехавшему уладить конфликт дяде чеченца, участвовавшего в драке, митингующие громко спросили: «А где Махмахановы?». На вопрос, при чем здесь они, ответа никто не дал…
17 марта в бильярдной поселка Маловодное произошла еще одна стычка. Пятеро казахов избили двоюродного брата Махмахановых - 19-летнего Магомеда. Об этом в тот же день по телефону Тахиру Махмаханову сообщила девушка, работающая в бильярдной.
- После этого звонка, - рассказывает Шамиль Махмаханов, - Тахир сразу поехал в Маловодное. Магомед был без сознания. Тахиру 31 год, он - мастер спорта по вольной борьбе. Он не стал начинать еще одну драку.
Тахир приподнял Магомеда и попытался посадить его в машину, чтобы отвезти в больницу. Те, кто избивали Магомеда, стали закидывать камнями машину. Трогаясь с места, Тахир задел бампером одного из нападавших - Бауржана Салимбаева, который вслед за Тахиром приехал в больницу, попросил у него извинения. Конфликт был исчерпан. Сегодня же, по словам Шамиля Махмаханова, следствием разрабатывается официальная версия, в соответствии с которой Тахир якобы стрелял в Салимбаева, а затем и сбил его автомобилем.
На следующий день на усадьбе Махмахановых и был учинен погром, в результате которого погибли пять человек - три брата Махмахановых и двое со стороны нападавших. Следствие стоит на своем: конфликт носит бытовой характер. Уголовные дела возбуждены «по фактам умышленных убийств С.Садкова, Б.Бугутова, А.Махмаханова, а также по фактам нанесения тяжелых телесных повреждений, повлекших смерть Н.Махмаханова и Х.Махмаханова». В розыск объявлены Тахир Махмаханов и Бауржан Салимбаев. Журналистов официально предупредили об ответственности за любые публикации на эту тему, в которых будет сделан хотя бы намек на межнациональный характер конфликта.
«Нас предупредили…»
19 марта Национальный пресс-клуб в Алма-Ате затрещал по швам. Еще утром о событиях в Казаткоме никто и ничего не знал. Правозащитники созвали очередную пресс-конференцию, посвященную судебному процессу по «делу Шанырака». Это - одно из громких дел. Летом прошлого года власти попытались изъять захваченные репатриантами земли. Пытаясь отстоять свои постройки, «шаныраковцы» заживо сожгли 23-летнего сотрудника полиции.
Несмотря на неординарность события, пресс-конференция текла вяло, пока перед журналистами не предстал мужчина, который назвал себя председателем общественного национал-патриотического объединения «Жер-Ана» («Родная Земля»). Он заявил о «чеченском беспределе, достигшем своего апогея сегодня ночью в селе Казатком», и призвал «защитить казахские земли от завоевателей».
Вечером в Маловодном собрался стихийный митинг. Около трех тысяч человек заявили о намерении идти маршем до Казаткома с требованием выселить всех чеченцев из Алмаатинской области в течение 48 часов. Но ОПОН и СОБР блокировали шествие. В Казатком, тем временем, еще несколько дней вообще никого не пускали. Откуда тогда у лидера «Жер-Ана» Оразалиева появилась информация о событиях в этом селе?
Вот расшифровка телефонного разговора с Оразалиевым.
- Скажите, откуда вы знаете подробности, присутствовали при столкновениях?
- Да, мы там были. Казахи устали терпеть.
- Что терпеть?
- Вы идите, посмотрите, у этих Махмахановых на казахской земле - усадьба, много домов, табуны лошадей и овец. Казахам надоело это терпеть.
- Как вы успели добраться туда из Алма-Аты? Два часа езды все-таки. По вашим словам, толпа стихийно собралась.
- Нас предупредили за несколько дней о том, что там будет происходить… Люди, которые рассердились.
- Так все-таки заранее готовились?
- Нет, сами собрались, стихийно.
- Вам не кажется, что это больше смахивает на провокацию?
- Какая провокация? Народ уже устал. Они сами. Собрались и пошли…
Сегодня Махмахановы знают: их дом громили не местные жители. По номерам машин, на которых приехали «поговорить», установлены их «адреса»: города Алма-Ата, Чимкент, село Чилик, райцентр Каскелен… Всем, кто участвовал в погроме, обещали заплатить по 10 000 тысяч тенге (2 тысячи рублей). Алкоголь, легкие наркотические средства, железные прутья и булыжники подвезли позже…
Президент приказал помнить
Бойня в Казаткоме разворачивалась во время поездки главы Казахстана Нурсултана Назарбаева в Москву. На следующий день, когда он возвратился в Астану, надо думать, о случившемся ему доложили сразу. В интервью ведущим журналистам Казахстана Нурсултан Абишевич сказал: «Все закавказцы и другие народы должны помнить о том, кто их приютил, и быть благодарны казахской земле».
По данным различных источников в Администрации Президента Казахстана, председателю культурного центра «Вайнах» Ахмеду Мурадову предложено в ближайшее время собрать официальную делегацию из числа чеченских старейшин и молодежи, чтобы «по исламской традиции загладить свою вину», попросив извинения у казахского народа и выполнив обряд жертвоприношения.
…Махмахановы - достаточно влиятельная семья. Она имеет бизнес как в Казахстане, так и за его пределами: цветные металлы, нефть, земля… Прибрать все это к рукам под лозунгами «борьбы с чеченским беспределом, достигшим своего апогея,» - путь, вполне «понятный» всем…


ИАА МиК
Газета Чеченское общество (Чечня)