13.09.2007

13-14 сентября в Грозном состоялись судебные заседания по делу нижневартовского милиционера Сергея Лапина.
На первом заседании были заслушаны свидетели обвинения: сотрудник прокуратуры Чеченской Республики Саид Баталов и инспектор ГИБДД Аслан Сулейманов. Баталов рассказал, как в январе 2001 года он, приехав вечером в ВОВД Октябрьского района г. Грозный, вместе с прокурором города Юрием Пономаревым обнаружил, что накануне был задержан Зелимхан Мурдалов с двадцатью пакетами наркотического вещества (около шестисот граммов), но был отпущен. Пономарев возмутился, как такое могло произойти, но не получил внятного ответа. Стало ясно, что была попытка фабрикации уголовного дела. Более того, в то время как Пономарев и Баталов простояли около сорока минут перед входом в ВОВД, ожидая, пока их пропустят, они поговорили с женщинами, стоящими неподалеку. Одна из них сказала, что они ждут освобождения ее сына, Зелимхана Мурдалова, но местные сотрудники силовых структур утверждают, что его там нет, а утром заверили, что отпустят, как только родители приведут адвоката.
Утром С. Баталов приехал сюда с проверкой. Он увидел в кабинете начальника немолодого чеченца и спросил, какие у того проблемы, но тот ему ответил резко и помощи не попросил.
Запись о том, что Мурдалов находился в ОРБ-2 и был отпущен, стояла в журнале, но пройти незамеченным мимо толпы, в которой была его мать и другие родственники, он никак не мог, а другого выхода из ВОВД не было - территория вокруг заминирована. По факту исчезновения Мурдалова возбудили уголовное дело и на следующий день на допрос в прокуратуру вызвали нескольких сотрудников ОРБ. «Силовики» приехали на БТРе со своим начальником, Мининым, вели себя агрессивно. Естественно, допрашивать в такой ситуации было трудно, но удалось установить, что с задержанным работали двое сотрудников ОРБ-2: Журавлев и Лапин. Затем допросили задержанных, и те рассказали, что именно Лапин привел избитого Зелимхана вечером в ОРБ-2 и он же забрал его, умирающего, утром. Ни Журавлева, ни Лапина арестовать не удалось - они срочно уволились и уехали домой в Ханты-Мансийский автономный округ. После настоятельных требований сотрудникам прокуратуры удалось частично осмотреть территорию ВОВД, где были обнаружены трупы двух подростков, матери которых уже несколько дней просили отдать им сыновей.
В то же время Аслан Сулейманов вместе с братом находились на территории ОРБ-2. За несколько дней до этого их насильно увезли сотрудники Октябрьского ВОВД «для выяснения личности» из дома в пос. Войкова, хотя их паспорта (которые предъявили) не вызвали подозрений. Несколько дней братьев жестоко избивали, заставляя признаться в преступлениях, которые они не совершали. Потом привлекли в качестве понятых при изъятии наркотиков у Мурдалова. Какие-то пакеты лежали на столе, но что было внутри, Сулеймановы не видели. Конечно, в тех условиях они не могли не подписать протокол. Мурдалов бы чисто одет, никаких следов побоев на нем не было, держался он независимо. Вечером его привели в ИВС. Он был избит так, что не мог держаться на ногах. Всю ночь к нему то вызывали врача, то читали молитву. Утром его забрали сотрудники ОРБ-2.
С января 2001 года прошло шесть с половиной лет, какие-то детали стерлись из памяти, но в главном показания, данные на прошлом суде, Баталов и Сулейманов повторили.
На следующий день (14 сентября 2007 года) был допрошен Астемир Мурдалов. Ему было нелегко явиться в суд: он сильно болеет. А. Мурдалов снова рассказал о том, что произошло в январе 2001 года, и выразил признательность Баталову, так как тот, фактически, спас ему жизнь, засвидетельствовав факт его нахождения в ВОВД. Если бы не это, он мог бы пропасть, как и сын. Лапин не посмел задать отцу Зелимхана ни одного вопроса.
После этого встал вопрос, как быть со свидетелями защиты. Они не явились на прошлое заседание. На судебные повестки снова и снова приходят ответы, что одни уволились и их местонахождение неизвестно, другие все время больны. Двое бывших начальников Лапина (подполковник Минин и майор Прилепин) находятся в международном розыске.
Защита и прокурор предложили огласить их показания, данные в ходе предварительного следствия, но Лапин настоял на том, чтобы было вынесено решение «о доставлении их приводом».
Следующее судебное заседание назначено на 8 октября.


Информация Представительства ПЦ "Мемориал" в Назрани