19.09.2007

С 10.00 в г. Назрань Республики Ингушетия проходил несанкционированный митинг. Поводом для него послужило похищение накануне в Чечне Магомеда Османовича Аушева, 1982 г. р., и Магомеда Макшариповича Аушева, 1985 г. р., жителей с. Сурхахи Назрановского района РИ. По информации родственников, днем 18 сентября Аушевы прибыли на поезде из Астрахани в Грозный, сели в такси и поехали в Ингушетию. В пос. Черноречье Заводского района г. Грозный такси было блокировано тремя автомобилями, в которых находились люди в камуфляжной форме. Неизвестные без объяснений затолкали мужчин в одну из своих машин и увезли по трассе в направлении Ингушетии. Как только родственники Аушевых узнали о похищении, сразу же приступили к поискам. В тот же день им удалось узнать, что в районе 16.00 указанные машины через КПП «Кавказ-20» пересекли границу Чечни и Ингушетии.
На ул. Чеченской г. Назрань (а это одна из оживленных улиц города, по которой пролегает автомобильная и железная дорога), примерно в сотне метров от офиса Датского Совета по беженцам (бывшее здание фабрики «Таймах») к 15.00 собралось до 450 человек (по другим оценкам 150-200 человек). Кроме сурхахинцев, пришли родственники ранее похищенных и убитых жителей Ингушетии, а также случайно подошедшие и подъехавшие люди. Митингующие держали в руках плакаты с надписями: «Перестаньте убивать невинных людей!», «Не трогайте наших детей!», «Верните наших сыновей!». Больше десятка женщин были вооружены палками. Когда к месту проведения митинга приехал министр МВД республики М. Медов, кто-то из охраны министра попытался забрать у одного из снимающих видеокамеру. Женщины набросились на него и чуть не избили министра и сопровождавших его милиционеров, которые после этого сразу же поспешили уйти. Тем временем митингующие бетонными блоками перекрыли железнодорожный переезд, закрыв движение автомашин и поездов. По обе стороны от переезда стояли десятки легковых машин и «Газелей», на которых приехали сурхахинцы. К митингующим еще раз приезжал министр МВД и безуспешно пытался уговорить их разойтись. Также к месту митинга приезжали прокурор республики Ю.Н. Турыгин и депутаты парламента РИ.
Люди были настроены очень решительно, говоря, что будут стоять до конца, то есть, до тех пор, пока им не сообщат о судьбе похищенных. Митингующие принесли с собой фляги с водой и молельные ковры, собираясь провести там ночь.
В разговоре с журналистами и правозащитниками митингующие заявляли, что устали от произвола силовых структур, которые похищают молодых мужчин, пытают их и совершают над ними пытки и бессудные казни. Жесткой критике подверглась местная власть во главе с президентом М. Зязиковым, которая ничего не делает, чтобы положить конец этим безобразиям. Свои требования митингующие изложили по местному телевидению, в том числе: вернуть Аушевых, расследовать другие похищения и убийства жителей Ингушетии, найти и наказать настоящих преступников.
После 18.00 подъехали и в 200-ах метрах от места проведения митинга остановились три бронированные автомашины (два «КамАЗа» и «Урал») с сотрудниками силовых структур РИ. Бойцы ОМОН, среди которых некоторые были в масках, рассредоточились по всей ширине дороги, и предприняли попытку силового разгона митинга. Но митингующие, подпустив омоновцев на расстояние 25-30 метров, обрушили на них град камней. «Силовики» стали стрелять в воздух из автоматов, но это не испугало собравшихся людей: они пошли вперед и оттеснили омоновцев к их машинам. Вскоре камни полетели и в бронированные машины. Одна из машин на большой скорости двинулась на митингующих, те расступились, пропустили ее и забросали камнями с обеих сторон.
В течение получаса попытки разгона митинга со стрельбой в воздух предпринимались еще дважды, но все так же безуспешно. В конце концов, омонововцы отступили; несколько «силовиков» получили ушибы и ранения от попадания камней, а машины - повреждения (разбиты стекла, помяты двери и т.д.). Были слухи, что несколько человек из числа митингующих получили огнестрельные ранения, но впоследствии эта информация не подтвердилась.
Около 21.00, когда страсти поутихли, к митингующим приехал глава администрации Назрани А. Цечоев. Он стал просить людей разойтись по домам, но его не стали слушать. Спустя некоторое время после отъезда главы администрации снялся с места и ОМОН.
В полночь на месте проведения митинга оставались до 250 человек.
20 сентября 2007 года около 2.00 пришло сообщение, что похищенные найдены. Люди приняли решение разойтись, договорившись после проверки информации вновь собраться в 10.00.
Как выяснилось позднее, похищенные действительно нашлись. Оказалось, что они находятся в РОВД Шатойского района. Утром 20 сентября Магомед Османович Ашуев и Магомед Макшарипович Ашуев вернулись домой.
Магомеда Османовича Аушева ранее задерживали сотрудники силовых структур. 17 июня 2007 года после нашумевшей в спецоперации в с. Сурхахи, в ходе которой был убит местный житель, Р.Х. Аушев. М.О. Аушев был незаконно задержан, но в тот же день отпущен. В одном из силовых ведомств Северной Осетии он подвергся жестоким пыткам и избиению. Сотрудники силовых структур под угрозой расправы склоняли М. Аушева к сотрудничеству (Подробнее см.: (). После задержания Аушев с адвокатом добровольно являлся в правоохранительные органы для дачи показаний.
По словам освобожденных братьев, хотя большая часть похитителей чисто разговаривали на русском языке, в речи некоторых из них проскальзывали осетинские слова. Аушевых бросили в подвал и поднимали из него для избиений и пыток током. Угрожали расстрелом, обвиняя Магомеда Османовича Аушева в том, что он рассказал о попытке своей вербовки во время июньского задержания и обнародовал номер телефона, по которому должен был выходить после этого на связь. В ночь на четверг их снова посадили в автомашину и долго куда-то везли. Оказалось, в с. Шатой (Чечня), где высадили у районного отдела милиции.


Информация Представительства ПЦ "Мемориал" в Назрани