Калой Ахильгов. Западная Ингушетия - как она есть сегодня (часть вторая).

02.11.2007

Калой Ахильгов. Западная Ингушетия - как она есть сегодня (часть вторая).
ЮЖНЫЙ
Улица, которая ведет к Южному со стороны Буро, до 1992 года называлась Тарской, поскольку, если ехать по этой улице, не сворачивая, можно было попасть прямиком в Ангушт, который сегодня осетинскими оккупантами называется Тарское. Это название селу дали еще казаки, которых переселили сюда в конце 19 - начале 20 веков. Теперь же улица, о которой идет речь, громогласно назвали "улицей Защитников Осетии". И не меньше!
На видео видно много домов, в которых жили ингуши, и которые нынче представляют из себя обгорелые стены. Пятиэтажные общежития, которые видны на видео, именно те, в которых проживали граждане ингушской национальности, которых сегодня не возвращают туда по причине того, что они там "лишь временно проживали по договору соцнайма". Они, бывшие жильцы, должны доказывать через судебные органы, что они там жили, а потом добиваться еще и прописки, что, впрочем, мало у кого получается. Однако, в этих же общежитиях живут граждане непризнанной Южной Осетии, которые каким-то волшебным образом оказались "хозяевами" этих квартир. И все возражения, типа, "таким образом захотят нажиться и небеженцы" необоснованны, хотя бы потому, что все: и ингуши, и осетины, которые проживали там, знают друг друга очень хорошо. Да и может ли быть больше квартир, чем людей, которые на них претендуют. Все же зарегистрированно документально: кто и где жил.
Напомню, что по всем принципам права, граждане, которые проживали там, но не были зарегистрированы из-за объективных причин (подавляющее большинство было не зарегистрировано из-за незаконных актов об ограничении прописки), не должны доказывать. Им обязаны обеспечить все условия по регистрации права собственности и соответствующей регистрации.
Однако, речь шла о правовом государстве...
Далее мы направились в Буро, где Ольга хотела взять интервью у Касаева Таймураза - министра по делам национальностей Осетии. Но его не было и нам назначили встречу на следующий день, на 10 часов утра.
Затем мы направились в пригород Буро - Планашк (поселок Карца). Там моя дальняя родственница преподает в школе (если не ошибаюсь в школе № 20). Заехать туда мы решили, поскольку двоюродный дядя, который живет там, рассказывал, что небезызвестный учебник по истории Осетии для 5-классников под авторством Бзарова до сих пор находится в школьном обращении, хотя мне лично вышеупомянутый Таймураз Касаев на февральском круглом столе сказал, что этот учебник изъят из обращения постановлением прокуратуры. Я решил, что надо в этом убедиться самому и проверить.В школу я попал легко: "Я журналист из Москвы" было достаточно, чтобы беспрепятственно пройти внутрь школы.
В библиотеке я быстро нашел полку "История", где и обнаружил этот учебник. "Вот этот?" - спрашиваю, на что получил утвердительный ответ. Я попросил сделать мне ксерокопию, что моя родственница тайно, но сделала.
Думаю, прокуратуре надо проверить, как тщательно выполняет МинОбразование Осетии ее поручения. Ну а пока можно посмотреть и прочитать, чему учат те, кто больше всего кричит о мире и согласии. О какой толерантности можно говорить, когда подрастающее поколение осетин будут говорить об Отечественной войне 1992 года. "Не ищите соринку в чужом глазу, когда не замечаете бревно в своем..."
Привожу выдержку из книги, поскольку сканированный вариант совсем нечитаем:
"На долю разделенной Осетии выпали тяжелые испытания. Независимыми государствами были признаны только союзные республики. У республик в составе России появилось больше прав, они перестали называться "автономными". Однако Северная Осетия и другие республики по-прежнему входят в единую Российскую Федерацию.
Иначе развивались события в Грузии, которая стала самостоятельным государством. Там решили уничтожить автономию Южной Осетии.
Никто не спросил народ Осетии, желает ли он делиться между двумя государствами. Никто не предложил защитить право народа на единство и самоопределение - право на свободный выбор собственной судьбы.
С 1989 года банды грузинских фашистов нападали на Осетию. Осетин преследовали по всей Грузии, выгоняли из домов, грабили и убивали. Когда фашисты пришли к власти, они отменили автономию Южной Осетии. Чтобы защитить интересы народа, Южная Осетия в 1990 году объявила себя независимой республикой.
5 января 1991 года грузинские отряды внезапно ворвались в Цхинвал - Столицу Республики Южная Осетия. Началась война на истребление осетин. Фашисты издевались над женщинами и стариками, разгромили театр, школы и библиотеки. Вскоре их изгнали из города. Но бои по всей Южной Осетии продолжались еще полтора года. Повторились события 1920 года. Около ста тысяч беженцев приютила Северная Осетия. Ее поддержка помогла южанам выстоять и на этот раз. Ни зверства фашистов, ни многомесячная осада Цхинвала не заставили сдаться защитников Осетии. Сотни молодых героев отдали жизнь за свободу своей родины.
Война, которую защитники отечества ведут против захватчиков, называется Отечественной войной.
Летом 1992 года Россия добилась прекращения огня и вывода грузинских войск из Осетии. Солдатам-миротворцам из России, Осетии и Грузии поручили поддерживать порядок до заключения мира.
Отечественная война в Осетии не завершилась перемирием на юге. Второй фронт открылся на востоке. Ночью 31 октября 1992 года отряды преступников вторглись на землю Северной Осетии. Они пришли из Ингушетии, чтобы захватить часть Пригородного района.
Пять дней продолжались бои в Пригородном районе и на окраинах Владикавказа. На защиту Осетии встали тысячи добровольцев. Люди разных национальностей вышли защищать свои дома и семьи, свою общую родину. Через перевал бросились на помощь закаленные в боях юго-осетинские отряды. Враг был разбит и выдворен из Осетии. Чтобы не допустить новой войны, на Северный Кавказ прибыли российские войска.
Народ Осетии свято чтит память героев, погибших в боях или зверски замученных захватчиками. Всегда будут помнить и тех, кто в огне войны спасал беззащитных детей, женщин и стариков: это были люди разных национальностей - осетины и русские, армяне и греки, ингуши и грузины.
Осетинский народ доказал всему миру свое единство и готовность защищать родину. Годы Отечественной войны на Юге и Севере еще раз показали, что главная цель и самая короткая дорога к миру - объединение Осетии.
Вопросы к следующему уроку:
1. Почему Осетия оказалась в тяжелом положении после распада СССР?
2. Попроси старших рассказать тебе о восстании 1981 года.
3. Подготовь рассказ об одном из героев защитников Родины."
Комментарии, как говорится, излишни...
Мы проехали через ГIалгIай-Юрт, ДIжейрхой-Юрт, Шолхи, Цхьорой-Юрт, но эти населенные пункты я не смог снять на свой чудо-телефон, хотя на камеру журналистов сняли все. (Фильм будет готов скоро).
Заехав в с.Яндиево (Дачное) невозможно не заметить новостройки: это дома ингушей, которые вернулись после конфликта, однако, как и в Ангуште, живут ингуши не во всех домах, поскольку многие считают это небезопасным. Я подошел к двум парням лет 13-14 и начал расспрашивать, почему не все люди возвращаются. "Если днем здесь все спокойно, то ночью любого из нас могут похитить или расстрелять, а милиция за них всегда..." Парень, что был примерно моим ровесником, действительно, подтвердил, что многие боятся ЧП именно в ночное время суток, т.к. ответственности за это точно никто не понесет. Я увидел три пятиэтажки в Яндиево. "Там осетины живут - сказал мне тот же парень - хотя до войны там жили ингуши, но теперь там живут кударцы из Южной Осетии". Как мне сказали позже - это единственные дома, где живут осетины в Яндиево.
Если проехать чуть подальше, вглубь, дорога выводит на с.Гадаборшево (Куртат). В отличие от с.Яндиева, в Гадоборшево число осетин около половины. Честно говоря, половина села, на которой живут осетины, мягко говоря, невзрачна. Видимо, потому, что для ингуша построить дом было делом чести и обязанностью перед своими детьми. Ведь не зря мы себя называем "ГIалгIа" от слова "ГIалгIой" - жители башен. А строить дома - это генное наследие.
Я снял один дом ингуша, который вернулся к разрушенному подворью, и построил себе новый дом. Возможно, не такой же большой, но построил. Свой.
Нынешние времена напоминают рассказы наших старших, когда они возвращались из сталинской высылки в конце 50-х начале 60-х: такие жепрепятствия, ночные обстрелы, вылазки... Но наши отцы терпели, чем могли защищали свои дома и нас, благодаря такому подходу, в конце 80-х было больше, чем осетин, которые заняли наши территории после высылки.
Мы обязаны, ради своих детей, которые обречены жить на этих землях, ради похороненных там, посещать которых будем мы и наши дети, перенести тяготы сегодняшнего дня, чтобы завтра мы и наши дети, как и наши отцы, смогли гордо шагать по земле наших отцов...
"Поистине, за тягостью следует большое облегчение" (Св. Коран: 94:6)
Продолжение следует...


Ингушетия.RU