Мурат Озиев. Вышел номер газеты "Ангушт", посвященный 15-летию геноцида ингушей в Северной Осетии.

03.11.2007

Мурат Озиев. Вышел номер газеты "Ангушт", посвященный 15-летию геноцида ингушей в Северной Осетии.
Значительное большинство материалов очередного номера «Ангушта» объединено темой, посвященной событиям 15-летней давности - этнической чистке, прошедшей в Пригородном районе и Владикавказе с активным участием российских войск. Да и те публикации, которые вроде бы напрямую не связаны с той трагедией, посвящены вызванным ею проблемам.
Объем номера необычный - 24 полосы, вместо привычных восьми полос. То есть в одну так называемую тетрадку объединены три номера газета. Как говорится в редакционной статье «Незаживающие раны», ни один из почти 90 номеров «Ангушта», изданных за время учреждения газеты, не давался с таким трудом». Имеется в виду, что обращение к теме геноцида доставляет жгучую боль нанесенным тогда ранам. Эта боль сквозной темой и проходит через все материалы нового выпуска издания. Открывается номер выступлением первого президента Ингушетии Руслана Аушева «Вопрос должен решаться в Москве», которое было опубликовано в спецвыпуске чеченского независимого журнала «Дош» к 14-летию геноцида ингушей. Редакция посчитала, что в этом материале даны ответы на многие вопросы в связи с причинами кровавой бойни и ее последствиями, хотя некоторые позиции автора «Ангуштом» ставятся под сомнение. Например, так называемый чеченский фактор. Этот фактор действительно спровоцировал конфликт именно в тот момент, когда он был выгоден и Владикавказу и Москве. Но милитаризировалась Северная Осетия задолго до прихода к власти Джохара Дудаева. И делалось это на глазах Москвы.
Другим материалом, в котором дается ответ на вопрос: «Кто виноват?» - эта статья известной журналистки Ирины Дементьевой «Ингушская трагедия», опубликованная в газете «Известия» по свежим следам событий, 1 декабря 1992 года. Актуальность этой статьи, на наш взгляд, никогда не утратится, поэтому, возвращаясь к ней, редакция «Ангушта» не сочла данный материал устаревшим. Известным выражением Константина Симонова «За нами встает кровавое солнце позора» объединены фрагменты статей, репортажей, документов лиц неингушской национальности, которые (одни по долгу службы, другие в силу чистоты нравственности) в дни кровавой бойни, учиненной официальным Владикавказом в сговоре с Москвой, занимались объективным анализом беспримерного уничтожения безвинных людей. В подборке помещены фрагменты из cправки старшего следователя по особо важным делам при Ген. Прокуроре РФ В. Костарева, из Заключения независимых военных экспертов, из устного Заявления, оглашенного на 52-й сессии Комитета ООН по правам человека представителем Общества преследуемых народов Вероникой да Вайхе де Ван, из Справки бывшего народного депутата СССР Сергея Белозерцева, Из статьи бывшего в те годы Секретарем Союза писателей России Игоря Ляпина «Русская правда», из допроса командующего внутренними войсками МВД РФ генерала В.Н. Савина.
В выпуске даются две подборки свидетельств. Первая подборка посвящена вообще зверствам осетинских головорезов в дни конфликта. Вторая - жестокостям представителей самой гуманной профессии - осетинских врачей, имена которых сегодня на слуху у многих, кто пережил то адское время.
В статье «…И состоится суд праведный» воспроизводится документ, который без труда доказывает, кто спровоцировал кровавую бойню. Речь идет о заметках А. Галазова, которые он делал на листке с повесткой дня четвертого заседания тринадцатой сессии ВС Северной Осетии. На этом листке главный осетинский палач до мелочей расписал, что нужно делать, во-первых, для усиления военных мускул, во-вторых, для склонения на свою сторону высоких российских авторитетов, например, Сергея Шахрая и, в-третьих, для провокации конфликта, вплоть до организации серии убийств в Назрани.
Интерес может вызвать у читателей и статья Ахмета Исмаилова «Бесланский синдром». Хотя эта трагедия не должно было бы связываться с темой номера, но в Северной Осетии настойчиво пытаются связать две трагедии, естественно, представив ингушей стрелочниками. Автор в пух и в прах разбивает такие настроения наших соседей.
«Штрихи к национальному портрету осетин» - так озаглавлена подборка высказываний, зафиксированных в разное время российскими и иностранными учеными, путешественниками, писателями, государственными деятелями. Подборка дается без редакционного комментария.
Отмечено, что в своем маразматизме некоторые осетинские националисты шокируют даже привычных к этому людей. Например, беспорядки, потрясшие в октябре 1981 года столицу Северной Осетии, здесь пытаются представить как начало национально-освободительного движения, достигшего своего апогея в конце 80-х, в начале 90-х годов. Тем самым осетинские национал-патриоты определяют содержание этого движения - «Осетия - без ингушей». Статья в «Ангуште» «Шабаш на заданную тему» опровергает подобную позицию осетинских авторов.
Один из материалов номера рассказывает об истории создания фильма «Воспоминание о законе», из-за которого руководитель «Останкина» по доносу А. Галазова указом Б. Ельцина был освобожден от должности. А фильм Василия Антипова, Ольги Коробовой и Дмитрия Шумова в значительной мере разблокировали правду о кровавой бойне.
Как всегда интерес вызывают статьи постоянного автора «Ангушта» Хаджимурата Костоева. На этот раз он представлен двумя материалами - «Сиамское уродство, которое мило министру Северной Осетии Таймуразу Касаеву» и «На свалках бесправия по вине государства живут ингуши в течение многих десятилетий».
Принятое в феврале этого года решение суда Промышленного района Владикавказа передает смысл выражения «Битый небитого везет». Матери семерых осетинских бандитов, якобы убитых ингушами в Джейрахском районе в ноябре 1992 года, выставили иск ингушскому правительству на более 102 млн. рублей для компенсации выплат, недополученных в результате гибели головорезов. В соответствии с постановлением правительства Северной Осетии от 15 марта 1993 года «О льготах пострадавшим в результате ингушской агрессии» и постановления от 23 мая 1997 «О льготном обеспечении жильем защитников осетинского Отечества». Суд Промышленного района удовлетворил иск матерей убийц и снял со счета Управления миграционной службы МВД РФ, дислоцированного во Владикавказе, обозначенную сумму. Опровергая позицию истцов, автор статьи «Битый не небитого везет», подвергает резкой критике бездействие ингушских властей, которое не приняло никаких мер по отстаиванию правды. Такая позиция нашего правительства может иметь нежелательные последствия для перечисленных в исковом заявлении более десяти лиц ингушской национальности, якобы совершивших убийство осетинских заложников.
А какой счет должны выставить ингуши осетинскому правительству, организовавшему в 1992 году геноцид?
Литературная полоса номера представлена подборкой стихов Якуба ПАТИЕВА и стихотворением «Геноцид» из Раисы ДИДИГОВОЙ «Прикосновение».
Поскольку геноцид в отношении ингушей продолжается, некоторые наши материалы посвящены и этой тематике. Речь в них идет как об убийствах и похищениях ингушей непосредственно в Северной Осетии, так и внесудебных казнях, совершаемых главным образом залетными из этой республики «коентртеррористами». Более подробно на эту тему выступил, на взгляд редакции, известный журналист, заместитель главного редактора журнала «Смысл» Охран Джемаль. Его статья «Национальные игры на свежем воздухе», подготовленная для информационного агентства «Росбалт». Эту статью «Ангушт» и перепечатывает.
Послу народной дипломатии Аушеву Магомет-Хаджи Заамовичу посвящен материал с таким же названием. Кавалер ордена Дружбы, награжденный Золотой медалью международным Артийским комитетом и признанный этим же комитетом лауреатом конкурса «Лицо года - 2006» многое дела по оказанию помощи ингушским беженцам, а затем и жертвам чеченских войн. С его помощью освобождались из чеченского плена десятки российских солдат и офицеров. Более 300 солдатских матерей нашли у него приют во время первой чеченской войны. Достойно вел себя Магомет-Хаджи Заамович и в дни похищения бандитами его внука и внучатого племянника в сентябре этого года, спровоцировавшего в Назрани небывалый митинг протеста.
Вот такое содержание спецвыпуска «Ангушта», посвященного 15-летию геноцида ингушей. Правда, с большим сожалением приходится говорить о главном недостатке этого выпуска. По техническим причинам, то есть по вине типографии, весь иллюстративный материал номера размазан. Подобное случается впервые. Можно было бы отказаться от выполненного заказа. Но мы не стали это делать с надеждой на то, что нас читатель поймет. В любом случае просим извинения за это у читателей.
И еще причина того, почему мы не пошли на осложнение отношений с издательством «Кавказская здравница». Дело в том, что разные прокуратуры (ингушская, ставропольская, следственное управление по ЮФО, налоговая инспекция по РИ и пр.) незаконно задергали руководство типографии. Вот и на этот раз заказчика от «Ангушта» в «Кавказской здравнице» встретили без особого удовольствия. Как выяснилось у юриста издательства, следователь из следственного управления А.Н. Солженицын, вызвавший ее на допрос по делу заведенного на «Ангушт» уголовного дела по факту публикации статьи Хаджимурата Костоева в апрельском номере «Ошибки рецензента», пытался урезонить типографских работников в том, что они делают нашу газету. Вот уж поистине в огороде бузина, а в Киеве дядька.
А буквально за два дня до выхода газеты в разговоре по телефону с главным редактором издания Озиевым Муратом этот же следователь пытался выведать признания, которые никакого отношения к следствию не должны иметь. Например, кто финансирует «Ангушт», кто его распространяет. Теперь же его возмущает, что газета вполне законно делается в той типографии, в которой выгодно и удобно для издателя. А.Н. Солженицыну не понять, что издатель в любой момент может заменить изготовителя газеты.
Не хотелось бы связывать брак в изготовлении спецвыпуска «Ангушта» с этим обстоятельством. Но тем не менее…
Вообще-то усилившуюся охоту за «Ангуштом» в редакции связывают и надвигающимися выборами в местный парламент. Ингушским властям так хочется представить эту кампанию как проявление избирателями республики высокого доверия к ним. Поэтому имеющие иное мнение должны замолчать если не навсегда, то, по крайней мере, на время. А «Ангушт» молчать не намерен.


Ингушетия.RU