Мурат Озиев. Разблокированная правда.

06.11.2007

Мурат Озиев. Разблокированная правда.
О фильме «Воспоминание о законе», из-за которого Борис Ельцин по доносу А. Галазова освободил от руководства ЦТ «Останкино» Егора Яковлева, и о создателях ленты.
Очень часто, слушая передачи радио «Эхо Москвы», сталкиваюсь с фамилией сидящего за режиссерским пультом человека. Это - Василий Антипов. Человек, который со своими коллегами из ЦТ прорвал заблокированную правду о трагедии ингушей осенью 1992 года. Человек, который совершил, подвиг, может и громко будет сказано, но поступок. При упоминании этой фамилии на «Эхе» мне вспоминаются дни, которые я работал с ними во время первого приезда телегруппы в Ингушетию и Северную Осетию в конце мая, в начале июня 1992 года.
Когда в Северной Осетии пытаются обвинить ингушей в подкупе журналистов из Москвы, на примере этой группы мне так и хочется сказать: мы действительно подкупаем журналистов. Но не деньгами, не слитками золота и другими ценностями. Не подставляем их после этого, не шантажируем. Ингушскую позицию многие из них занимают «безвозмездно», оказавшись наедине с ингушской правдой…
В начале апреля 1992 года как руководитель пресс-службы Народного Совета Ингушетии я вылетел в Москву, чтобы по мере возможности донести журналистам центральных СМИ правду об ингушской проблеме и как-то приостановить потоки льющейся на ингушей информационной грязи из Северной Осетии.
Теперь по прошествии времени можно об этом писать. Но мной тогда обивались пороги многих редакций с просьбой быть объективными в освещении проблем осетино-ингушских отношений. Подобную просьбу я высказал и заместителю руководителя «Новой студии» Ивану Арсеньевичу Кононову. Он заинтересовался нашей проблемой и обещал вскоре направить к нам группу тележурналистов. Примерно такое же заверение спустя короткое время получил и от заместителя Егора Яковлева Игоря Евгеньевича Малашенко, который, как мы знаем, стоял у истоков создания НТВ и много лет (до разгона в путинские времена) руководил им.
Честно говоря, домой, в Грозный, я вернулся с очень хилой надеждой на успех своей поездки. И какова была радость, когда в начале мая в штабе НСИ раздался телефонный звонок из Москвы. Звонил, как он представился, режиссер «Новой студии» и руководитель телегруппы Василий Антипов и сообщил о задании подготовить передачу по нашей теме. «Будем у вас в конце мая», - подытожил он телефонный разговор и попросил передать для них справочный материал - чтобы проще было, как говорят, войти в тему. 27 мая режиссер Василий Антипов, редактор Ольга Коробова и оператор Виталий Воронов прилетели в Грозный и оттуда направились в Назрань. Здесь они и решили обосноваться на время своей командировки. Вообще-то, ребята планировали к 4 июня закончить работу. 3 июня после съемок в горной Ингушетии, они, можно сказать, зачехлили камеры. Ольга Коробова, чуть ли не с первых минут влюбившаяся в наши горы, очаровавшаяся красотой замковых комплексов, швырнула в Армхи горсть монет (так выражается желание вернуться к тем или иным местам).
Но так уж случилось, что последний съемочный день для тележурналистов из «Останкино» пришелся на 6 июня.
- Мы не можем уехать, не отсняв материал с митинга, - заявил руководитель группы Василий Антипов.
Дело в том, что от активистов ингушского движения за установление ингушской государственности, работавших в Москве, пришло сообщение: 4 июня в последнем чтении должен приниматься Закон «Об образовании Ингушской Республики в составе Российской Федерации», планируйте митинг на субботу, 6 июня. Телегруппа, испросив разрешение у московского начальства, решила задержаться и отснять материал с митинга…
Умение организоваться на митинг ингуши демонстрировали много раз. Морозные январские дни 1973 года тому подтверждение. А восьмидневный митинг в Назрани в марте 1990 года вызвал реакцию даже в Верховном Совете СССР. Со временем страсть к митингам угасла, и собирались ингуши на такие массовые акции только по особым случаям. Таким случаем и явилось принятие Закона «Об образовании Ингушской Республики…». Местом всенародного ликования выбрали территорию вокруг исторического А1би Гув. Обидно, но сегодня на этой площадке нет ни одной памятной отметины, напоминающей об этом событии. Не зафиксировали национальную радость и телекамеры. Чеченское телевидение проигнорировали его. Центральное ТВ также обошло молчанием наш праздник. Лишь группа Василия Антипова, оказавшаяся здесь, казалось, случайно запечатлела это событие…
У телеоператора Виталия Воронова в этот день дел было невпроворот, и он виртуозно с ними справлялся. Даже не верилось, что из-за минутного сюжета, который затем мелькнет в фильме «Переселенные народы», нужно столько носиться с тяжеленной телекамерой. Но то, что было показано по «Останкино» 30 июня и 15 июля 1992 г. (фильм дважды показали по ЦТ), вызвало рябь мурашек на коже - убеленные сединой горцы вытирают слезные глаза, рыдают старые женщины, вознося в молитве руки. Это - слезы непередаваемой радости. Ради такого сюжета действительно стоило попотеть.
В Северной Осетии показ фильма восприняли крайне критически. И это свидетельствовало о том, что авторам удалось проникнуть в суть проблемы, без натяжек показать правду о сложившейся ситуации в осетино-ингушских отношениях. В течение одного из дней, что журналисты провели в осетинском окружении, в том числе и долгая беседа с зам. председателя ВС СОССР Юрием Бираговым, их позиция в обозначении правды только усилилась. И ее они зафиксировали в своей ленте «Переселенные народы».
Я никак не мог предположить, что судьба вновь меня сведет с этими ребятами. Но так случилось. В первые дни конфликта ко мне в пресс-службу Чрезвычайного комитета ворвался предприниматель Муса Гадиев. «Мурат, - сказал он, - тебя разыскивает Ольга Коробова».
В следующую секунду я оказался в обществе Ольги Коробовой и Василия Антипова. Ольга была в слезах. Словно извиняясь, повторяла: - «Разве на такую встречу с Ингушетией рассчитывала, бросая прошлым летом монеты в Армхи». Василий также с трудом сдерживал горечь. Да, они не предполагали, что вновь окажутся в эпицентре других, но уже трагических событий.
Василий с Ольгой в двух словах рассказали о своем задании, которое должны были выполнить на Северном Кавказе (на этот раз они приехали с новым оператором - Дмитрием Шумовым) - подготовить передачу о Конфедерации горских народов Кавказа. Но, узнав об ингушской трагедии, переиграли тему командировки и с риском для жизни из Кабардино-Балкарии прорвались в Ингушетию. Прорвались, чтобы рассказать правду об этой трагедии. И рассказали. Шокировав российского телезрителя и российскую общественность. Зам. главного редактора «Комсомольской правды» Владимир Ларин, свой материал о событиях вокруг останкинской ленты, опубликованный сразу же после скандала с увольнением Егора Яковлева, озаглавил «Этот фильм страшнее «Фауста» Гете». «Съемочной группе «Новой студии» не дали возможности снимать в Северной Осетии, - говорилось в статье В. Ларина. - Их попросту не впустили. Съемочная группа ограничилась съемками в Ингушетии. И границы горя, крови, страданий и несчастий оказались безграничными. Зритель видел то, что видел. Я видел в студии то, что осталось за кадром - не дай мне Бог сойти с ума от увиденного.
Именно этот сюжет, тщательно отредактированный, просмотренный и одобренный накануне эфира многими руководителями и был показан…»
Корреспондент «Литературной газеты Анри Вартанян 9 декабря 1992 года писал: «…События месяца будто специально были придуманы, чтобы доказать пагубность такой философии. Разразившийся в последние дни октября конфликт между осетинами и ингушами стал одним из сложнейших испытаний для информации ЦТ. Я обратил внимание, что оно отошло от привычной уже практики давать две точки зрения на происходящее. Как это было в Карабахе, Приднестровье, в Абхазии. В течение трех с половиной недель события освещались однобоко - в интерпретации североосетинской стороны. Только много позже, в «Политбюро» А. Политковского, мы узнали о существовании директивы Совета Безопасности, предписавшей ТВ эту односторонность. А тогда мне, как и другим, происходящее казалось репортерской нерасторопностью.
Теперь, задним числом, числом, я понимаю, что фильм В. Антипова и его коллег из «Новой студии», показавший вторую половину картины конфликта, стал не просто профессиональной удачей тележурналистов, но и Поступком всего ЦТ. Люди не только вспомнили о своих правах, записанных в Законе о печати, но об обязанностях, заключенных в неписаном кодексе журналистской чести. Вот почему Егор Яковлев с таким спокойным достоинством встретил известие о постигшей его каре. И сказал в эфире, что, приведись ему снова пережить эти перипетия, он поступил бы точно так же».
Их фильм «Воспоминание о законе», показанный по центральному телевидению 23 ноября 1992 года, прорвал информационную блокаду вокруг реальных событий в Пригородном районе и Владикавказе. Тот запомнившийся мне сюжет у А1би Гув, вплетенный авторами в новую свою ленту, нес в себе то же самое смысловое содержание - народ, выстрадавший такое, непреклонен. Он добьется своего вопреки всему. Егор Яковлев, давший «зеленый» свет фильму «Воспоминание о законе» по доносу главного устроителя геноцида ингушей А. Галазова, «согревшего у себя на груди, как он сказал на сессии ВС СОССР 10 ноября, ингушскую змею», указом Бориса Ельцина освободили от должности руководителя «Останкино».
В конце июня 1993 года в Москве проходил международный семинар журналистов-конфликтологов. Мне, работавшему в то время пресс-секретарем Постпредства Ингушетии в Москве, позвонил один из устроителей семинара из США и на ломанном русском языке попросил найти возможность представить вызвавшую такой скандал останкинскую ленту. Я попытался было созвониться с авторами фильма. Но они сами были в поисках собственного творения. На студии лента находилась, как говорится, под семью печатями. Помог в этом деле мой предшественник Магомед Угурчиев, который «архивировал» подобные материалы. И вот 30 июня десятки именитых журналистов, политологов (назову некоторых из них - Владимир Познер, Андрей Черкизов, Валерий Тишков, Ким Цаголов, американские профессоры) имели возможность познакомиться с двумя правдами. Одну «правду» зафиксировало Северо-Осетинское ТВ. Другую - останкинская «Новая студия». Фильм комментировала его редактор Ольга Коробова. Вернее, не комментировала, а рассказывала, в каких условиях снималась лента. Во время показа я наблюдал за Кимом Цаголовым, уловил его нервозность. Заметил ее и сидевший в президиуме Андрей Черкизов. Не знаю, какая кошка между ними раньше пробегала (в Шахраевской Временной администрации в зоне конфликта известный журналист руководил пресс-службой), но в какой-то момент Андрей Черкизов взорвался: «Вы, генерал, участвовавший в Афганистане, вообще не имеете право работать в миннаце (Ким Цаголов был заместителем у Сергея Шахрая). Генерал раскапризничал, но по поводу фильма так ничего и не сказал. А другие участники семинара сошлись на том, что ингушская правда, зафиксированная в фильме Василия Антипова и его коллег, убийственна. Крайне неловко во время показа ленты чувствовала себя и осетинская группа журналистов, тем более что возглавлявший их деятель полчаса назад в жутких красках поведал семинару осетинскую «правду» об ингушской «агрессии».
В феврале 1998 года, когда «десант» журналистов «Общей газеты» вместе с главным редактором Егором Яковлевым высадился в Ингушетии, бывшего руководителя «Останкино» спросили: как бы он поступил, окажись повторно перед выбором: пускать фильм на показ или нет. Ответ был незамедлительным, не ручаюсь за дословность, но смысл его был таков: «Поступил бы точно также как и в ноябре 1992 года. Теперь, после того, как собственными глазами увидел темпы строительства вашей республики, я убедился, что поступил правильно». То есть он ответил точно также как и в ноябре 1992 года после ельцинского указа о его освобождении.
А с создателями ленты «Воспоминание о законе» мне доводилось много раз встречаться в Москве. Даже консультировал один из двух фильмов, которые они позже снимали в нашей республике. Помню, в середине 1994 года Ольга Коробова, вернувшись со съемок в Ингушетии, призналась мне: «Знаешь, после того, что случилось с вами осенью 1992 года, не могла представить, как вы преодолеете то шоковое состояние, в котором оказались. Какую силу духа надо иметь, чтоб столь устремлено смотреть в будущее! У вас все получится. Что касается виновных в вашей трагедия, убеждена они понесут заслуженную кару. Такое не прощается».
Об авторах фильма «Воспоминание о законе» Василии Антипове, Ольге Коробовой, Дмитрии Шумове ингуши мало что знают. Их имена не известны. Больше говорят о фильмах «Салам алейкум, ингуши!», «Укрытая саваном». Но эти работы не показывались по центральному телевидению. Они не вызвали столь бурную реакцию. Но некоторые из ингушей именно из-за этих лент имели возможность поласкаться в лучах славы, получили ингушский орден «За заслуги». Хотя заслуживают нашего благодарственного признания именно создатели фильма «Воспоминание о законе» - Василий Антипов, Ольга Коробова и Дмитрий Шумов. Речь не идет об обесцененных в годы зязиковского правления орденах «За заслуги». Можно было бы найти множество вариантов выражения нашей всеобщей благодарности авторам этой ленты…
Но, увы!


Ингушетия.RU