Мурат Озиев. Шабаш на заданную тему.

07.11.2007

Мурат Озиев. Шабаш на заданную тему.
Газета "Ангушт", № 11-13 (89-91), октябрь 2007 г.
ШАБАШ НА ЗАДАННУЮ ТЕМУ
В Северной Осетии беспорядкам, потрясшим в октябре 1981 года столицу республики, дают оценку как началу национально-освободительному движению, достигшего своего апогея в конце 80-х, в начале 90-х годов. Тем самым осетинские национал-патриоты определяют содержание этого движения - “Осетия - без ингушей”
В девятом номере “Ангушта” мы публиковали предупреждения Управления “Росохранкультуры” редакции нашей газеты. Нас обвиняли в публикации материалов, обостряющих межнациональную рознь, оскорбляющих осетинский народ, да и вообще имеющих экстремистскую направленность. В коротком комментарии к предупреждениям мы выразили свое несогласие с обвинениями. Прежде всего мы не согласны с тем, что наши ростовские цензоры в упор не видят потоки грязи, льющейся на ингушей со страниц осетинских изданий. Наши публикации - лишь попытки хоть как-то отряхнуться от этой грязи. Если осетинская фабрика лжи обслуживается десятками газет, журналов, в том числе и официальной газетой “Северная Осетия”, то в Ингушетии лишь одна независимая газета “Ангушт” и единственный независимый сайт “Ингушетия. ру” на основе убедительных фактов разбивают выстраиваемые в соседней республике бастионы лжи. И это, естественно не нравятся осетинским провокаторам. После каждой такой публикации они бьют тревогу: “Караул! Нас оскорбляют!” На эту тревогу откликаются и в прокуратуре, и в Управлении “Росохранкультуры”, игнорируя при этом многочисленные обращения ингушей по поводу творящегося беспредела на информационном поле Северной Осетии.
Вот и эти заметки являются лишь реакцией на очередной изрыг в осетинской прессе, который почему-то в Управлении “Росохранкультуры” не заметили. В данном случае речь идет о статье в газете “Осетия. Свободный взгляд”. Мы, конечно, понимаем, что само название издания предполагает свободное изложение любой позиции. Но параметры этой позиции не должны зашкаливать за пределы разумного.
В статье некоего Георгия Бекоева “Национальное движение в Северной Осетии” (“Осетия. Свободный взгляд”, 20.09.2007г.) в обнаженном виде протаскивается ненависть ко всему, что не осетинское - к ингушам, грузинам, русским и т.д. Автор обращается к событиям 26-летней давности, к националистическому шабашу октября 1981 года в Орджоникидзе. Тогда, подогретые осетинской аракой толпы осетин, в привычной для них манере устроили вакханалию в центре столицы Северной Осетии. Усмирять их пришлось с привлечением воинских и милицейских подразделений. “Взорвало” обстановку, как известно, варварское убийство в с. Чермен осетинской семьи Калаговых. Жестокое преступление тогда в провокационных целях было “повещено” на ингушей. И поэтому основным содержанием осетинского “мятежа” были антиингушские настроения. И все претензии к властвовавшей тогда каболоевской команде выражались именно по причине того, что Биляр Каболоев, будучи первым секретарем обкома партии, якобы создал для ингушей парниковые условия. Известно также, что для успокоения осетинских страстей среди ингушей нашли козлов отпущения (как это похоже с фактами недавних зверских убийств русскоязычных семей в Орджоникидзевской и Карабулаке с участием лиц осетинской национальности!). Спустя много лет следствие Генеральной прокуратуры вышло на след настоящих убийц семьи Калаговых, а безвинно наказанные ингуши были реабилитированы. Убийцами оказались осетины. В начале, в середине 90-х для многих центральных газет, в том числе и для “Известий”, эта “сенсационная” новость стала темой дня.
Однако автор статьи “Национальное движение в Северной Осетии” Георгий Бекоев как и многие его сородичи, судя по материалу, в оценках тех или иных событий, касающихся межнациональных отношений, имеет патологию маразматизма. Белое он никогда не назовет белым. Кстати сказать, этой идеей в Северной Осетии пичкают детей, в учебных пособиях. К примеру, в учебнике Р. Бзарова “Рассказы по истории Северной Осетии”. Но разве может нравственно не ущербный человек пьяную вакханалию своих соотечественников называть началом национально-освободительным движением в Осетии? Если это национально-освободительное движение, то от кого имела намерение освободиться многотысячная осетинская толпа. От русских, грузин, ингушей? И первые, и вторые, ну, и конечно, третьи у Бекоева вызывают убийственную аллергию. Это не столько оскорбительно для ингушей, сколько для сотен и сотен обманутых осетинскими национал-экстремистами людей. Автор периодизирует осетинское национально-освободительное движение. Первый период, в его понимании, приходится на послереволюционные 20-е годы прошлого столетия и связан он “с борьбой с грузинским шовинизмом на Юге Осетии. Второй период - разделение единого социокультурного пространства осетинского народа в конце 40-х годов, с введением в на севере Осетии кириллицы, а на юге грузинского алфавита”. Это разделение, по мнению Бекоева, окончательно закрепило за осетинами статус разделенного народа (никогда по всем понятиям такого статуса не могло быть, поскольку, во-первых, этот “разделенный” народ жил под крышей одного государства - СССР, во-вторых, своей письменности до 20-х годов он не имел). Но а дальше Георгий Бекоев делает вывод, который позволяет нам назвать одну из причин трагедии осени 1992 года. “Третий период, - подводит автор итог своей белиберде, - пришелся на конец 80-х годов, когда борьба за единство осетинского народа вступила в свою решающую стадию, а трагедия 1981 года явилась, если угодно, прологом этого национально-освободительного движения”.
Вот она где собака зарыта. Оказывается, этническая чистка в Пригородном районе и Орджоникидзе отпетыми осетинскими национал-патриотами замышлялась еще в 1981 году. Но то ли араки тогда мало было выпито, то ли Москву “золотыми яйцами” недоугостили, то ли Л.И. Брежнева его золотыми бюстами не очень удовлетворили - вышла осечка. Выражение “курица, несущие золотые яйца” из лексикона тогдашнего председателя Совмина РСФСР Михаила Соломенцева. Именно так измерил он цену несущих “золотые яйца” осетинских “курочек” после действительно исторического митинга ингушей в морозном январе 1971 года в Грозном. За три дня акции ингуши не получили ни одной царапины, потому что не допустили той вакханалии, которую в 1981 году позволили себе наши соседи, и амбиции у участников ингушского митинга были куда скромней - восстановление попранных в годы сталинизма прав. Что же касается золотых бюстов Брежнева, то эта тема уже из газетных статей начала 90-х годов (“Куранты”, “Мегаполис-Экспресс”, “Импульс” и др.)
Г. Бекоев сам себе противоречит. Говоря о причинах осетинского “мятежа” октября 1981 года, он утверждает, что уставший от коррупции властей Осетии народ вышел с протестом на улицы. Коль это так, то и принятые в отношении коррупционеров меры им должны были приветствоваться. Но ему не нравится, что назначенный первым секретарем обкома партии русский Евгений Одинцов устроил своего рода зачистку в рядах коррупционеров.
В свое время я публиковал в ряде газет большой очерк “Мафия правит балом”. Героем его был назначенный после тех событий прокурор республики Виктор Путимцев. С первых же дней он и объявил войну всем тем, кто в Северной Осетии пил народную кровь. Среди них были ответственные работники обкома, совета министров, руководители предприятий, ведомств.
Ему этого не простили. Бывший в то время в роли свадебного генерала председателем президиума Верховного Совета республики, ректор университета Ахсарбек Галазов не удержался на одном из бюро обкома партии. Он грубо оборвал выступавшего с информацией о преступности В.Т. Путимцева: “Так вы пересажаете всю осетинскую нацию”. Хамство Галазова, как рассказывал прокурор, было пресечено первым секретарем обкома Е.В. Одинцовым. За Путимцевым и его сослуживцами устроили настоящую охоту. Найдя поддержку в Москве (опять Москва!), его освободили от должности, исключили из партии, под угрозой быть убитым вынудили бежать из Орджоникидзе в Краснодар, привлекли к суду. Более пяти лет Виктор Трофимович в трудной борьбе во всех инстанциях СССР доказывал свою невиновность. И доказал! На суде в Ставропольском крае (у меня до сих пор хранятся документы заседания того суда) его полностью оправдали, несмотря на то, что привлеченные им когда-то к ответственности руководители из Северной Осетии, в том числе и председатель Верховного суда СО АССР Т. Чеджемов, вели себя на этом суде с оскорбляющей представителей русской национальности наглостью (кстати говоря вор и взяточник Т. Чеджемов несколько лет руководил избирательной комиссией в Северной Осетии). В партии Виктор Трофимович также восстановился. Но категорически отказался состоять в той партии, в какой находились его обвиняемые из Осетии.
И коль уж речь зашла о коррупции. Разве Галазов и его окружение, находясь у власти, меньше осетинской крови попили? Кровь ингушская не в счет. За нее ему придется еще держать ответ, Если не ему, так детям или внукам. А что Александр Дзасохов не коррумпировал власть? А Таймураз Мамсуров - этот водочный король - не изрыгается кровью народной. Что же вы, братья осетины, не выводите свою пьяную братву в центр Владикавказа и не рушите бастионы коррупции республики?
Биляр Каболоев стал жертвой опьяненной толпы не столько из-за “создания” в Осетии благоприятных условий для ингушей. Хотя бы потому, что таких условий ни им, ни его предшественником Агкацевым, ни его последователями не создавались. И не коррупция, в которой в действительности погрязла команда Каболоева, была причиной изгнания его из власти. Дигорец по происхождению Биляр Каболоев вызывал аллергию у представителей иронской и кударской частей националистов республики. И они решили объединенными усилиями свалить его с трона, на котором он восседал более четверти века. А семья Калаговых - это лишь спровоцированный вариант “ингушской агрессии” 1992 года.
Расхожей фразой в осетинском лексиконе стало выражение: “Ингуши жили хорошо, имели добротные дома. Чего им не хватало?” Нам не хватало и не хватает отнятой у нас вашим Сталиным Родины, растоптанной и обгаженной такими как вы, г-н Бекоев. Нам не хватает гарантированной всеми законами, и прежде всего нормами международного права спокойной жизни. Вы вытащили из замшелой памяти трагедию семьи Калаговых, жизнь которой ваши же бандиты положили на алтарь вашей “национально-освободительной борьбы”. А как же нам относиться к десяткам ингушам, которые только за последние три года пали от рук насилия осетинских головорезов? Они ведь ни в какой борьбе не участвовали, никакими провокациями не занимались. Может быть, во всех этих убийствах, похищениях просматривается желание осетинских национал-экстремистов вернуть наши народы к октябрю-ноябрю 1992 года, а затем как и в случае с семьей Калаговых сделать из ингушей козлами отпущения? Ведь ситуация до точности повторяет предконфликтный период. Тому подтверждение не только безнаказанная и поощряемая властями Осетии преступная деятельность убийц, но и разнузданная кампания против ингушей в осетинских средствах массовой информации.
И под конец этих заметок. Я призываю руководство Управления “Росохранкультуры”, столь усердно цензирующее ингушскую прессу и особенно независимую газету “Ангушт” (официальная печать Ингушетии и рта не смеет открыть на данную тему), учините всесторонний мониторинг осетинских изданий и в таком случае станет понятным, что наша позиция - лишь желание выйти на трассу с двусторонним движением.
Данной властью Управлению “Росохранкультуры” “Ангушт” можно закрыть. Но где гарантия того, что тема, навязываемая нам осетинской стороной, не будет находить соответствующий отклик в Ингушетии. Другими, вполне может быть, некорректными средствами.


Ингушетия.RU