Мадина Шавлохова, Бейбулат Полонкоев. Гандитизм. На Кавказе зарождается движение мирного сопротивления.

11.11.2007

Мадина Шавлохова, Бейбулат Полонкоев. Гандитизм. На Кавказе зарождается движение мирного сопротивления.
Самый проблемный субъект федерации - Ингушетия - готовится к массовым акциям протеста 24 ноября против действий силовых структур, которые организуют пока не названные общественные движения, религиозные и родовые лидеры. Поводом послужила роковая случайность: 9 ноября в селе Чемульга бойцы спецназа стреляли в боевика Махаури, а попали в шестилетнего Рахима Амриева, сына хозяина дома, где прятался боевик. Организаторы акций 24 ноября обещают ненасильственные методы и лозунги.
Одновременно в соседней Кабардино-Балкарии общественное движение "Совет старейшин балкарского народа" (ССБН) намерено объявить день массового неповиновения в знак протеста против запрета митинга 10 ноября и арестов активистов движения. ССБН собирался высказаться о своем отношении к предстоящим выборам и затягиванию реабилитации балкарского народа. Налицо парадокс: республики, где сильны традиции вооруженного сопротивления, переходят к массовым акциям гражданского неповиновения. Ненасильственные методы борьбы грозят федеральному центру серьезной головной болью в преддверии выборов, так как легитимизировать противодействие им гораздо сложнее, чем жесткий отпор боевикам.
Непротивление злу насилием
Гандизм - социально-политическое и религиозно-философское учение, разработанное Махатмой Ганди и ставшее идеологией индийского национально-освободительного движения в первой половине ХХ века. Ганди также был прекрасно знаком с принципом ненасилия Льва Толстого.
Первая кампания ненасильственного несотрудничества была организована Ганди в 1919-1922 годах. Первый подъем национально-освободительного движения в Индии начался крупными забастовками в Бомбее, Мадрасе, Канпуре и Ахмадабаде. 6 апреля 1919 года Ганди призвал к закрытию лавок и прекращению всякой деловой активности. Власти ответили насилием. 13 апреля в Амритсаре, провинция Пенджаб, английские колонизаторы расстреляли мирный митинг. Были убиты свыше 1 тысячи человек и ранены около 2 тысяч. Эта кровавая бойня вызвала всеобщее возмущение в Пенджабе и охватила всю страну. Ганди срочно выехал в Пенджаб, чтобы не допустить перерастания возмущения в кровавый бунт. Это ему удалось.
Чтобы удержать борьбу в рамках ненасилия и в то же время обеспечить ее нарастание, предусматривались на первом этапе:
- мирные марши;
- отказ от сотрудничества с оккупационными британскими властями;
- отказ от почетных званий и должностей, бойкот официальных приемов;
- бойкот английских школ и колледжей, английских судов;
- бойкот выборов;
- бойкот английских товаров.
На втором этапе предусматривалось уклонение от уплаты налогов.
Движение Махатмы Ганди за независимость завершилось полным успехом, хотя добиваться его пришлось долго: 14 августа 1947 года Великобритания признала независимость Индии.

В Кабардино-Балкарии неделю назад, используя закон о противодействии экстремистской деятельности, прокуратура запретила одну из оппозиционных организаций - Совет старейшин балкарского народа (ССБН). А назначенный его сторонниками митинг протеста в субботу был сорван силами МВД. Как утверждают лидеры запрещенной организации, основной причиной стала критика в адрес местных властей.
«В этой республике не выполняется Конституция, нарушается закон о местном самоуправлении. За два с половиной года нынешний президент не смог поднять ни один завод, - заявил в интервью «Газете» лидер запрещенного ССБН, бывший полковник МВД Исмаил Сабанчиев. - У нас как стояли заводы и фабрики без работы, так и стоят. В наших требованиях нет ничего этнополитического».
Акцию протеста его сторонники собирались провести 10 ноября. Но, как рассказал Сабанчиев, площадь, где они намеревались провести многочисленный митинг, окружили милиционеры, «и все подступы к городу были перекрыты нарядами милиции, чтобы приезжающие из сел люди не смогли попасть на акцию протеста». По его словам, начались аресты активных участников митинга. Но, как подчеркнул Сабанчиев, его сторонники полны решимости. Он пообещал, что на этом акции протеста в Кабардино-Балкарии не закончатся: власть должна соблюдать законы, а не применять репрессивные методы. Сторонники Сабанчиева намерены провести еще один митинг, на котором примут обращение к президенту России.

Жертвоприношение
Жители Ингушетии тоже намерены провести в субботу, 24 ноября, общенациональный митинг протеста против продолжающихся похищений и убийств мирных людей. Воззвание к населению республики с таким призывом появилось на влиятельном оппозиционном сайте "Ингушетия.ру" после того, как в пятницу в ходе спецоперации федеральных сил в селе Чемульга Сунженского района в горной части республики погиб шестилетний ребенок.
Рахим Амриев был убит выстрелом в голову, когда в дом Амриевых ворвались сотрудники спецподразделения «Антитеррор», дислоцированного в столице Ингушетии Магасе.
Отец убитого шестилетнего Рахима Рамзан Амриев и их соседи рассказали корреспонденту «Газеты», что в 6.30 утра сотрудники спецподразделения окружили дом Амриевых. Три спецназовца, выбив дверь, ворвались внутрь и положили на пол всех членов семьи: самого Рамзана, жену Раису и их четверых детей - 17-летную Луизу, 15-летнего Орштхо, 11-летную Лалиску и 6-летнего Рахима. После этого спецназовцы открыли огонь поверх их голов, стреляя по другим комнатам.
Когда стрельба прекратилась, Амриевы обнаружили, что шестилетний Рахим убит выстрелом в голову.
Родители и сотрудники местных правоохранительных органов, с которыми встречались корреспонденты «Газеты», уверены, что это произошло не в результате несчастного случая или рикошета пули. По их мнению, ребенка убили намеренно.
Затем всех членов семьи, включая и раненую Раису, вывели босыми в ночных рубашках на улицу, к ним подвели их соседей из трех домов, всего 22 человека, из которых 8 взрослых, а остальные дети, и продержали на улице легко одетыми и босыми около 40 минут.
«Нас вывели босиком на улицу, не дав даже детям одеться и обуться, - рассказала «Газете» Луиза, одна из соседок Амриевых. - Мне пришлось снять с себя носки и надеть их на одного из малышей, чтобы хоть как-то защитить его от холода».
Саманный дом Амриевых был протаранен бэтээром и разрушен. Как пояснил корреспондентам «Газеты» заместитель главы администрации села Чемульга Аслан Амриев, силовики потребовали, чтобы он объявил людям, будто из дома Рамзана Амриева по военным была открыта стрельба, и пригрозили в случае отказа расстрелять. Но чиновник отказался так поступить. «Зачем мне тебя стрелять сейчас, я сделаю так, что ты исчезнешь потом», - пригрозил ему сотрудник спецподразделения.
«Сотрудники спецподразделения блокировали домовладение Рамзана Амриева и, по их словам, после того как по ним была открыта стрельба, открыли ответный огонь, - заявил в тот же день прокурор Ингушетии Юрий Турыгин. - После чего в ходе осмотра дома был обнаружен труп ребенка с огнестрельным ранением головы».
При этом прокурор отметил, что хозяин дома Рамзан Амриев подозревается в тяжких преступлениях, и сообщил, что его не обнаружили после операции. Это заявление прокурора вызвало негодование правозащитников и жителей села, поскольку с Рамзаном в тот день беседовали как представители власти, так и сотни человек, приехавших выразить его семье соболезнование в связи с гибелью сына.
Правда, в правоохранительных органах корреспондентам «Газеты» сообщили, что убийство произошло не по злому умыслу, а по ошибке: спецназ штурмовал дом в связи с полученными оперативными данными о том, что там скрывался боевик.

Наведение конституционного порядка снизу
Руководитель правозащитной организации "Машр" Магомед Муцольгов высказал мнение, что федеральные силы провоцируют жителей республики на открытое сопротивление, чтобы развязать себе руки для прямых массовых репрессий.
«Думаю, что в людях проснулся инстинкт самосохранения. А что им остается делать, когда, несмотря ни на какие протесты, в республике продолжаются убийства и похищения молодых людей, женщин и детей? И никто с этим не может ничего сделать, - сказал корреспондентам "Газеты" Магомед Муцольгов по поводу призывов провести общенациональный митинг. - Власть в республике заняла страусиную позицию. Если люди хотят выразить свои требования, это им позволяет Конституция, и ущемить их права было бы незаконно».
По факту гибели шестилетнего Рахима Амриева возбуждено уголовное дело. В МВД республики корреспондентам «Газеты» отказались комментировать случившееся.

Протесты, перетекающие в выборы
Впрочем, власти республики убеждены, что, несмотря на произошедшую в Чемульге трагедию, никакого массового митинга в субботу в центре Назрани не состоится. Глава республики Мурат Зязиков заявил в интервью «Газете», что народ Ингушетии мудр и не собирается выходить на улицы с протестами. «Это все несет эта помойка», - сказал президент, обвинив оппозиционный сайт в нечистоплотности.
Один из сотрудников аппарата полпреда президента России в ЮФО в интервью "Газете" тоже расценил призыв безымянного оргкомитета к митингам как предвыборную игру. По мнению чиновника, все эти митинги и шествия имеют общий корень, но разных финансистов. «Да, обстановка в этих республиках непростая, но у нас на носу выборы и этим пытается воспользоваться оппозиция, чтобы продемонстрировать свои возможности», - уверен он.
Такого же мнения придерживается и заместитель директора Центра политических технологий Алексей Макаркин. «Федеральные власти намерены провести благочинные выборы. Им абсолютно не нужны акции протеста и митинги во время выборов. Оппозиция это прекрасно понимает и попытается таким образом удовлетворить свои требования. Ведь до этого ни разу власть не шла навстречу оппозиции, а теперь появилась такая возможность», - сказал политолог в интервью «Газете».
Однако оппозиция в самой Ингушетии уверена, что акции неповиновения быстро не закончатся. По словам владельца сайта «Ингушетия.ру» Магомеда Евлоева, если требования митингующих 24 ноября не будут удовлетворены, то протесты продлятся вплоть до дня выборов 2 декабря, а может быть и после них.
«Народ удивлен тем, как Москва поддерживает действующего президента, который бессовестно врет федеральному центру о проделанной работе, врет и президенту России, - сказал Евлоев корреспонденту "Газеты". - Конечно, есть и те, кто призывает применить силу для защиты собственных интересов, но народ готов и без оружия выйти и выразить свой протест. Сейчас настроения в обществе можно оценить как 50 на 50".

В чем причина нестабильности на Кавказе?

Анатолий Куликов, зампред комитета Госдумы по безопасности, министр внутренних дел России в 1995-1998 годах:
Проблему Кавказа надо рассматривать комплексно, и этим должен заниматься координирующий федеральный орган. Но министерства по делам национальностей нет, а все повешено на Минрегионразвития, которое с трудом справляется с канализацией и водой.
Будь полпред хоть семи пядей во лбу, ему всего не решить. В Чечне 300 населенных пунктов, но 470 мечетей. Проповеди на арабском языке, и никто не знает, к чему они призывают.

Гаджи Махачев, первый зампред комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций:
На Кавказ обращают мало внимания. Раньше там были мощные заводы союзного значения, а теперь что? Просто держат на морковке - дают дотации, лишь бы молчали, а никакой работы нет. Кто-то в леса уходит, кого-то за деньги перекупают…
А нужно внимание, развитие, рабочие места и инвестиции, но если по-прежнему будет такое отношение, то о какой стабильности можно говорить? И тем людям, которые работают против России, будет легче использовать эту нестабильность в своих кровавых целях. Производства не работают, все заброшено, а народ занимается мелким бизнесом - купи-продай, но ведь этим долго не продержишься.
В леса уходят даже люди с образованием, а в прошлом году убили боевика, который был кандидатом наук. Там негодяями все кишит, и ситуация в любой момент может взорваться, а мы как страусы прячем голову в песок.
А эти спецоперации просто злят народ: сидят два боевика в девятиэтажке, и из-за них уничтожают полдома. Зачем тогда воевать? Можно посадить в каждый дом по два боевика и вообще весь город снести. Есть миллион спецсредств, но их не применяют. И чистки нужно провести, потому что так быть не может, когда один брат в лесу, а другой - в милиции.

Владимир Рубанов, член президиума cовета по внешней и оборонной политике, бывший начальник аналитического управления КГБ СССР:
Во-первых, это этноконтактная зона множества конфессий, живущих там, где сходится очень много культур, поэтому регион сложен сам по себе.
Вo-вторых, сходятся геополитические интересы многих стран. Там идут пути, ведущие из Азии в Европу, а также к ресурсным территориям, скажем, Каспию.
Третья причина - нахождение рядом таких стран, как Иран и Афганистан, в которых есть определенное влияние на этот регион. К тому же там есть нерешенные вопросы, начиная с разделенной Армении и заканчивая непонятными территориальными взаимоотношениями между той же Арменией и Грузией.
В-четвертых, это связано с неурегулированностью таких проблем внутри самой России, как, скажем, тлеющий конфликт между осетинами и ингушами. Также не решены вопросы сепаратистов в Грузии - я имею в виду Абхазию и Южную Осетию (непризнанных республик в лексиконе самих этих стран, которые не желают жить в Грузии). И еще там есть новые молодые неустоявшиеся государства с несформировавшейся демократией и с амбициями лидеров, еще не умеющих руководить государством. В регионе нет традиции принятия мудрых решений, и это тоже, может быть, одной из причин нестабильности региона является. Кроме того, там кладут газопроводы, и одни страны хотят это использовать для стабилизации своего экономического положения, другие - этому помешать.

Малик Сайдуллаев, бизнесмен:
Когда я в свое время был в Белом доме, то говорил, что причина нестабильности в одном: со стороны федерального центра нет трезвой политики по отношению к кавказским республикам. Но у меня сложилось ощущение, что меня или не хотят слышать, или власти устраивает то, что там сейчас происходит.
Недавно президент, награждая Владикавказ и Малгобек, сказал, что благодаря Российской армии была выиграна ВОВ. Но для многих республик это было ударом, потому что до последнего времени произносилось "советская армия". Мой дядя был офицером, воевал с фашистами и пропал без вести в Брестской крепости.


Газета.GZT.RU