Бейбулат Полонкоев (Назрань), Никита Зея (Санкт-Петербург). Ингушский след тронулся.

23.11.2007

Бейбулат Полонкоев (Назрань), Никита Зея (Санкт-Петербург). Ингушский след тронулся.
Подозреваемым по делу о подрыве «Невского экспресса» братьям Хидриевым предъявлены обвинения. Как говорит их адвокат, сделано это с процессуальными нарушениями. Тем временем односельчане Хидриевых собрали документы, подтверждающие их алиби.
В пятницу стало известно, что следствие предъявило обвинение подозреваемым по делу о подрыве 13 августа 2007 года поезда «Невский экспресс» - братьям Алихану и Макшарипу Хидриевым, задержанным 23 октября в селении Экажево Назрановского района Ингушетии сотрудниками центрального аппарата МВД России и Управления ФСБ по Ингушетии.
Впрочем, как рассказал корреспонденту «Газеты.Ru» адвокат одного из братьев Мурад Юнусов, доказательств того, что Хидриевым предъявлены официальные обвинения (которые, кстати, следствие по процессуальным нормам должно были предъявить еще до четверга), у него до сих пор нет.
По словам Юнусова, накануне после проявленной самим юристом настойчивости в ИВС, где содержатся Хидриевы, ему была показана бумага за подписью следователя по особо важным делам Генеральной прокуратуры РФ Ушаповского. Как говорит адвокат, «бумагу, в которой говорилось о предъявлении Хидриевым официального обвинения, никак нельзя назвать законным актом, но если официальное обвинение Хидриевым действительно предъявлено, то с нарушениями - в частности, без всякого привлечения адвокатов подозреваемых». Как пояснил Юнусов, ему обязаны были предъявить постановление суда об избрании меры пресечения и копию постановления Следственного комитета Генпрокуратуры о привлечении в качестве обвиняемого его подзащитного, а этого сделано не было.
Кроме того, говорит Юноусов, по особому указанию того же следователя по особо важным делам Генпрокуратуры адвокаты и родственники Хидриевых с 31 октября 2007 года не допускаются к братьям Хидриевым и никакие следственные мероприятия с участием родственников и адвокатов Хидриевых до сих пор не проводились.
Тем временем односельчане подозреваемых, в числе которых и сотрудники местных правоохранительных органов, собираются доказать, что братья Хидриевы не имеют никакого отношения к инкриминируемому им преступлению.
Жители Экажево собрали, по их словам, массу документов, доказывающих, что в день подрыва «Невского экспресса» Амирхан и Макшарип Хидриевы находились в Ингушетии. Согласно этим данным, 13 августа 2007 года Амирхан работал крановщиком на строительстве моста, а Макшарип - подсобником штукатура, «и этому есть сотни свидетелей».
Как сообщил «Газете.Ru» старший брат задержанных Аюп Хидриев, в конце октября бойцы спецподразделений в масках ворвались в дом Хидриевых и «без предъявления удостоверений, санкций на арест и обыск, ткнув автоматами в беременную мачеху братьев Хади и жену Амирхана Зарему, стали обыскивать дом». «Сказать, что по отношению к членам семьи вели себя грубо, значит не сказать ничего», - говорит Аюп. По его словам, когда братьев увезли в неизвестном направлении, ни одно из ингушских ведомств не было в курсе происходящего. «Никто ничего не объяснял, и только из СМИ нам стало известно, в чем их подозревают», - рассказал Хирдиев.
«Часто слышал в новостях об Ингушетии, как там убили, здесь задержали разных людей, подозреваемых в терроризме, но считал, что, наверное, они где-то высказывались или сочувствовали боевикам или что-то ещё в этом роде, ибо дыма без огня не бывает, - говорит Аюп Хидриев. - Но то, что эта беда может коснуться нашего дома, не могли и предположить. Мы жили строительством и отделочными работами, и вдруг, то ли по принципу «русской рулетки», то ли по случайному отбору компьютера, подозреваемыми сделали моих братьев. И, что меня возмущает, в деле до сих пор не использованы должным образом собранные доказательства, которые уже сами по себе являются полным основанием для снятия с них каких-либо обвинений».
Руководитель Чеченского комитета национального спасения Руслан Бадалов, комментируя сообщение о предъявлении Хидриевым обвинения, заявил, что все происходящее - «практика правоохранительных органов, которые таким образом скрывают свой непрофессионализм», и дело это сфабриковано.
«После заявления одного из депутатов Государственной думы о том, что в подрыве «Невского экспресса» есть «ингушский след», мы были в недоумении, так как раньше все громкие преступления федеральная власть списывала на «чеченский след» и обычно находили «чеченцев», - сказал Бадалов. - После прозвучавшего заявления об ингушском следе мы уже тогда стали ожидать, что кто-то скоро, возможно, станет жертвой списывания властями преступлений, будучи уверенными, что главное - найти подходящих «козлов отпущения», а не настоящих преступников, как это часто бывает».
Впрочем, судя по всему, следственные органы, несмотря ни на что, не собираются отступать от своей версии. В середине ноября министр внутренних дел Рашид Нургалиев и вовсе объявил о раскрытии уголовного дела о подрыве поезда. Правда, к тому моменту в деле было четыре фигуранта, и ни одному из них обвинения предъявлены не были. Дело в том, что еще до братьев Хидриевых были задержаны два жителя Петербурга - Андрей Каленов и Денис Зеленюк. Спустя некоторое время Каленова и Зеленюка отпустили под подписку о невыезде.
И сейчас адвокат Каленова также заявляет о процессуальных нарушениях, допущенных следствием.
Как заявил в пятницу «Газете.Ru» адвокат Андрея Каленова Ринат Гусманов, в ближайшее время он ожидает прекращения дела в отношении его подзащитного в связи с предъявленным обвинением Хидриевым. «Ждем, когда будет вынесено постановление об отмене уголовного преследования, - сказал Гусманов. - Обвинение, вынесенное другим задержанным, свидетельствует, что Каленов вообще не имеет отношения к делу, никаких отношений с обвиняемыми он не поддерживал. Но Каленов пока еще находится под подпиской о невыезде, и это незаконно. Через 30 дней после задержания ему должны были или предъявить обвинение, или отменить меру пресечения. 30 дней прошли, а ничего не изменилось».
Само следствие все это не комментирует. Зато в пятницу стало известно, что следователи разыскивают еще одного, возможно, причастного к подрыву - покупателя желтого садового опрыскивателя ОГ-301А-5 производства самарского ООО ПКФ «Исток». Следователи считают, что опрыскиватель использовался при изготовлении взрывного устройства, с помощью которого подорвали «Невский экспресс».


Газета.RU