Людмила Наздрачева. "Зачем вы подложили взрывчатку?". Похитители обвинили журналистов РЕН ТВ в минировании ингушской гостиницы.

26.11.2007

Людмила Наздрачева. «Зачем вы подложили взрывчатку?». Похитители обвинили журналистов РЕН ТВ в минировании ингушской гостиницы.
Вчера в Москву из Ингушетии вернулись похищенные там три журналиста телекомпании РЕН ТВ. В минувшую субботу их, а также представителя правозащитного центра «Мемориал» украли из гостиницы неизвестные люди, вывезли в поле и избили. У правозащитника Олега Орлова преступники отняли все личные вещи, а у телевизионщиков - сотовые телефоны, камеру и кассеты с отснятым материалом. Олег Орлов уверен, что к похищению причастны силовики, которые пытались напугать журналистов и не пустить их на субботний митинг против незаконных задержаний и произвола силовиков.
Съемочная группа РЕН ТВ, в которую входили корреспондент Артем Высоцкий, ассистент Станислав Горячев и оператор Карен Сахинов, прибыла в Ингушетию в пятницу днем. «Они должны были сделать материал с митинга, который планировался в Назрани в субботу, - рассказал «НИ» главный продюсер телеканала Игорь Барчуков. - В пятницу ребята поехали в село, где накануне в ходе операции силовиков был застрелен шестилетний ребенок. Также они сделали материал о том, как в мэрии Назрани не хотели принимать заявление на митинг. Некоторые материалы они успели передать в Москву. Никто не мог предвидеть, что их похитят».
Около полуночи в холл гостиницы «Асса», где жили журналисты РЕН ТВ и сотрудник правозащитного общества «Мемориал» Олег Орлов, ворвались около десяти вооруженных человек в масках и одетых в камуфляж. Такого здесь никто не ожидал: «Ассу» постоянно охраняли несколько омоновцев с автоматами, а периметр гостиницы каждые 15 минут обходил патруль. «Как потом я узнал, в этот вечер, примерно часов в десять, омоновцев из гостиницы убрали, - рассказал «НИ» Олег Орлов. - А ночью в зал ворвались около десяти мужчин в масках, положили местную охрану на пол и начали изучать журнал регистрации. Потом ко мне в комнату постучали, и какой-то невнятный тихий женский голос спросил меня. Я подумал, что это пришел кто-то из администрации гостиницы, поэтому без всяких подозрений открыл дверь. В комнату ввалились трое вооруженных людей в масках. Наставили на меня автомат и сразу же ударили ногой в живот, а потом приказали показать, где у меня лежат документы. Побросали все мои вещи, в том числе ноутбук и собранные в Ингушетии и Чечне материалы, и надели мне на голову черный полиэтиленовый пакет».
По той же схеме нападавшие выманили журналистов. «Мы как раз втроем собрались в одном номере, чтобы скоординировать свои действия на субботнем митинге, - рассказал «НИ» ассистент Станислав Горячев. - Уже расслабились, сидели в футболках и тапочках. Нам даже не разрешили одеться. Надели на голову мешки и вывели на улицу».
По словам потерпевших, их посадили в машину, которую почему-то не остановили ни на одном посту. Около 50 минут машина ехала по ровной дороге. А потом свернула с дороги и поехала по неровному грунту. «Мужчины в масках говорили на русском языке, - продолжил Олег Орлов. - Один из них стал спрашивать: «Зачем вы, рентэвешники, подложили в гостиницу взрывчатку? Теперь отвезем вас на допрос в управление». Когда машина остановилась, один из похитителей приказал «выводить по одному и ликвидировать с глушителем». Я надеялся, что они все-таки не приведут приказ в действие. Было ощущение, что все это происходит не в реальности». Надежды потерпевших оправдались. Их не убили, но начали избивать. Били ногами по почкам и в лицо. Затем похитители прокричали: «Уваливайте отсюда и больше не приезжайте!», сели в машину и уехали. Олег Орлов, у которого полиэтиленовый пакет слетел с головы, увидел удаляющуюся белую «газель». «Около часа мы брели в футболках по заснеженной степи, - продолжил Станислав Горячев. - Корреспондент и оператор были босиком. Я отдал им один свой тапочек. Ноги сильно отморозили, а нашему корреспонденту Артему Высоцкому от похитителей досталось больше всех - он периодически терял память, не понимая, где находится». С трудом журналисты и правозащитник добрели до населенного пункта, где нашли пункт милиции.
«Всю субботу нас продержали в МВД, а потом в следственном комитете, никакой возможности сделать материал с митинга не было», - говорит Станислав Горячев. Олега Орлова отпустили в гостиницу почти сразу. «Конечно, мне ведь не нужно было снимать собравшихся ингушей, поэтому в моем случае процедура допросов была быстрее, - считает Олег Орлов. - На мой взгляд, наше похищение организовали силовики. Вопрос только - какие? То, что было с нами, - это банальный сценарий всех похищений на Кавказе».
Уже возбуждено уголовное дело по трем статьям - воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов, нарушение неприкосновенности жилища и грабеж. «Сейчас идет расследование, - сообщила «НИ» пресс-секретарь следственного комитета при прокуратуре Ингушетии Светлана Горбакова. - По одной из версий, к похищению журналистов и правозащитника причастны организаторы митинга, прошедшего в субботу».
По словам местных правозащитников, в субботу на митинг силовики не пустили ни одну центральную телекомпанию. «Журналистов РТР, которые в этот день прибыли в Ингушетию, по непонятным причинам продержали в МВД, - рассказал «НИ» сотрудник центра «Мемориал» Тимур Акиев. - Также до последнего момента не было понятно, где состоится этот митинг, посвященный прекращению незаконных задержаний и произволу силовиков». Сначала жители Ингушетии планировали собраться на площади Свободы, но эту территорию с самого утра оцепил ОМОН. Поэтому люди перешли к автовокзалу. Всего собралось около 150 человек. «Не успели развернуться, как к автовокзалу подъехали около двухсот омоновцев, - продолжил Тимур Акиев. - Они разгоняли кучки людей, лихо орудуя дубинками и выстреливая в воздух из автоматов. Но люди все равно не расходились до темноты. Видимо, это и боялись показать на центральных каналах».


Газета Новые Известия