Правозащитники недовольны квалификацией преступления в отношении Олега Орлова и журналистов REN-TV.

26.11.2007

Правозащитники недовольны квалификацией преступления в отношении Олега Орлова и журналистов REN-TV.
Члены Совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека и члены Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в РФ Светлана Ганнушкина, Сергей Ковалев, Людмила Алексеева, Тамара Морщакова, Мара Полякова, Алексей Симонов, Святослав Забелин, Валерий Абрамкин, Александр Аузан, Арсений Рогинский, Лидия Графова, Маргарита Петросян, Елена Рябинина, Елена Буртина, Александр Черкасов, Татьяна Локшина, Юрий Джибладзе направили открытое обращение Уполномоченному по правам человека в РФ Владимиру Лукину и председателю Совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам Элле Памфиловой в связи с похищением председателя Правозащитного центра "Мемориал" Олега Орлова и журналистов REN TV Карена Сахинова, Артема Высоцкого и Станислава Горячих, которое было совершено неизвестными вооруженными людьми в масках и камуфляже в ночь с 23 на 24 ноября в г. Назрань (Ингушетия). Напомним, известный правозащитник и журналисты из под угрозой применения оружия были захвачены в гостинице "Асса", а затем вывезены в поле, избиты оставлены раздетыми и босыми на морозе. Это сопровождалось угрозой расстрела. При этом у похищенных было похищено имущество: компьютеры, съемочная аппаратура, личные вещи и документы.
По факту избиения журналистов РЕН-ТВ и председателя правозащитного центра "Мемориал" возбуждено уголовное дело, все четверо признаны потерпевшими.
"Это событие представляется нам неординарным, даже на фоне того разгула произвола, который сейчас воцарился в недавно еще спокойной Ингушетии, - говорится в открытом обращении. - По нашим сведениям за два часа, до похищения телефонным звонком были отозваны четверо сотрудников патрульно-постовой службы МВД РИ, несущих охрану гостиницы "Асса". В "Ассе", принадлежащей Правительству Ингушетии, постоянно дежурят четверо вооруженных охранников. Орлов и Ганнушкина, приехавшие в Назрань вечером 22 ноября, подтверждают, что охранники находились на посту во время их вселения в гостиницу и 23 ноября утром. Отозвать милиционеров могло лишь их начальство.
Таким образом, трудно поверить в то, что похищение было совершено таинственными "деструктивными силами", которые не известны органам власти Ингушетии".
"По мнению, авторов обращения, квалифицирующие преступление статьи УК РФ, указанные в Постановлении о возбуждении уголовного дела по факту избиения правозащитника и журналистов, не соответствуют совершенному.
"Очевидно, что "воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов" (часть 1 ст. 144), "незаконное проникновение в жилище с применением насилия" (часть 2 ст. 139) и "грабеж - открытое хищение чужого имущества" (часть 1 ст. 161) неадекватно описывают происшедшее, - отмечается в обращении. - Следователи "не заметили", что было совершено "похищение человека" (ст. 126), "угроза убийством" (ст. 119), нанесены "побои" (ст. 116) и причинен "умышленный вред здоровью" (ст. 112). Полуторачасовой пробег без одежды в носках по морозу уже достаточное основание для того, чтобы говорить о бесчеловечном обращении с потерпевшими. Наконец, "хищение имущества с применением насилия" квалифицируется не как "грабеж", а как "разбой" (ст.162 УК РФ)".
Авторы обращения требуют от правоохранительных органов России дать надлежащую квалификацию совершенного преступления, провести полноценное расследование и не препятствовать его освещению средствами массовой информации.
"Мы считаем, что под ударом находится работа в Ингушетии не только Правозащитного центра "Мемориал", но всего правозащитного сообщества, а также журналистов. Безопасность наших коллег поставлена под угрозу, и мы требуем от властей исполнения своих обязанностей по ее обеспечению. Вызывает особенную тревогу, что в отличии от журналистов, нашему коллеге Олегу Орлову руководством Ингушетии не были принесены извинения. Не означает ли это, что расправа над правозащитниками воспринимается руководством Ингушетии как норма?" - говорится в обращении.
Как отметили авторы обращения, 24 ноября во время опроса потерпевших в прокуратуру позвонили из аппарата президента Республики Ингушетия и сообщили, что президент Мурат Зязиков приглашает журналистов к себе. На вопрос сотрудника прокуратуры, "привозить ли четвертого", т.е. Олега Орлова, поступил ответ: "Только журналистов". Мурат Зязиков принес журналистам извинения и сказал, что в Ингушетии действуют деструктивные силы, и у него тоже крали родственников.
Члены Совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека и члены Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в РФ обратились к Владимиру Лукину и Элле Памфиловой с просьбой взять расследование этого преступления под свой контроль.


Ингушетия.RU