Руслан Султанов. Нерешенность проблем возвращения вынужденных переселенцев в свои дома и искусственные препятствия в реализации их прав, как отголоски геноцида 1992 г.

29.11.2007

Руслан Султанов. Нерешенность проблем возвращения вынужденных переселенцев в свои дома и искусственные препятствия в реализации их прав, как отголоски геноцида 1992 г.
Заявления представителей различных органов исполнительной власти Северной Осетии о якобы проводимых мероприятиях по «формированию нормальных морально-психологических условий» не что иное, как демонстрация в открытой форме нежелания соблюдать законодательство Российской Федерации. Эти заявления, как и их практические действия, приводят к нарушениям элементарных норм прав человека по национальному признаку и мешают процессу возвращения вынужденных переселенцев на прежнее местожительство. Как следует из содержания документов осетинской стороны, возвращение возможно только в так называемые «беспроблемные населенные пункты».
Остаются проблемы с получением паспортов, с пропиской и трудоустройством граждан ингушской национальности в РСО-А и т.п. Кроме того, там продолжаются похищения и убийства этнических ингушей.
В тоже время необходимо отметить, что в официальных документах часто встречается формулировка, по которой вынужденные переселенцы из города Владикавказа и Пригородного района называются внутриперемещенными лицами, что не соответствует законодательству РФ.
В настоящее время сохраняются те же проблемы, что и ранее. Установление прав на домовладения граждан ингушской национальности, прописка по постоянному месту жительства, собственно в своих домах, получения паспортов и т.д. Процесс возвращения вынужденных переселенцев на прежнее место жительство в принципе остановился, эта работа ведется не эффективно и безрезультатно.
Нормативных актов по данной проблеме было много. К их числу относятся: Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. № 846 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 274», где внесены изменения в Положение «О государственной поддержке граждан Российской Федерации, лишившихся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 г.» без учёта предложений Правительства РИ. Разработан график возвращения вынужденных переселенцев в места их прежнего проживания на 2006 год, согласно которому планируется до конца 2006 года возвратить 10350 человек или 1736 семей. Настоящий график разработан в соответствии с поручением Президента РФ В.В.Путина (от 05.08.2002 г. № 1305 мк, от 14.11. 2003 г. № 1871.), Соглашением между РСО и РИ «О развитии сотрудничества и добрососедстве» от 11.10.2002 г. и «Планом первоочередных совместных действий по урегулированию последствий осетино-ингушского конфликта октября-ноября 1992 года» от 17.05.2005 г., утвержденным Полномочным представителем Президента РФ в Южном федеральном округе Д.Н.Козаком. Однако ни один из перечисленных документов в полном объеме не выполнен.
Данные документы, на наш взгляд, не предусматривают решения проблемы вынужденных переселенцев ингушской национальности и, более того, создают видимость решения проблемы. Вопрос возвращения граждан непосредственно в свои дома остается пока открытым. Такой вывод напрашивается и из формулировок: «План совместных мероприятий по формированию нормальных морально-психологических условий в населенных пунктах РСО с совместным проживанием граждан осетинской и ингушской национальностей» и т.д. Это говорит о том, что в Северной Осетии не соблюдается, и не будет соблюдаться Конституция РФ. Руководство РФ закрывает на это глаза и способствует тем самым многочисленным нарушениям прав граждан РФ ингушской национальности.
Заранее предусмотренное финансирование на приобретение жилья можно расценивать и как противодействие процессу возвращения вынужденных переселенцев в свои дома, а работу в целом, как прикрытие отсутствия конкретной работы по окончательному урегулированию последствий осетино-ингушского конфликта.
В целом, можно сказать, что проблема ликвидации последствий конфликта осени 1992 года фактически не решается и находится в кризисной фазе, и это будет иметь негативные последствия в ближайшим будущем в Северо-Кавказском регионе.
Решение данной проблемы во многом или целиком зависит от федерального центра, считают некоторые аналитики, в том числе А.Шарогородский.
В вопросе возвращения вынужденных переселенцев из Владикавказа и Пригородного района, в настоящее время, развернулась целая компания, которую можно назвать антиингушской. Именно такой нужно ее характеризовать потому, что данная проблема превращается в чисто политическую компанию, которая направлена не на решение проблем вынужденных переселенцев, а на требование ингушского народа вообще.
Вместе с тем данная проблема давно вышла за правовые рамки цивилизованного общества, и требует четко выверенной политики со стороны руководства Республики Ингушетия. Необходимо добиваться решения этой проблемы в целом, т.е. решения вопроса осетино-ингушского противостояния вообще. Реализация Закона РФ «О реабилитации репрессированных народов» в полном объеме.
Осетинская сторона именно с этой позиции воспринимает проблему ликвидации последствий так называемого «осетино-ингушского конфликта», и с этой точки зрения подходит к решению или обсуждению данной проблемы. Для Северной Осетии решение этой проблемы означает возврат к исходной позиции, т.е. на состояние 31 октября 1992 г. И поэтому, осетинская сторона препятствует, и в дальнейшем будет препятствовать возвращению ингушей в свои дома. Правительство РСО создает условия, препятствующие процессу возвращения вынужденных переселенцев.
Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. № 846 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 274», график возвращения вынужденных переселенцев в места их прежнего проживания на 2006 год, разработанный в соответствии с поручением Президента РФ В.В.Путина (от 05.08.2002 г. № 1305 мк, от 14.11. 2003 г. № 1871.), Соглашение между РСО и РИ «О развитии сотрудничества и добрососедстве» от 11.10.2002 г., «План первоочередных совместных действий по урегулированию последствий осетино-ингушского конфликта октября-ноября 1992 года» от 17.05.2005 г., утвержденным Полномочным представителем Президента РФ в Южном федеральном округе Д.Н.Козаком и последний протокол не отвечают необходимым требованиям ликвидации последствий «конфликта».
Все это не направлено на решение проблемы вынужденных переселенцев ингушской национальности. Хуже всего, что это создает видимость решения проблемы. Проблема возвращения и обустройства вынужденных переселенцев не только не решается, но и более усугубляется.
Решение данной проблемы в настоящее время целиком зависит от федерального центра.
8 февраля 2006 года в г. Ростове-на-Дону состоялось совещание, посвященное проблеме ликвидации последствий так называемого «осетино-ингушского конфликта», где был подписан протокол совещания полномочного представителя Президента РФ в Южном федеральном округе Д.Н.Козака с руководителями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Республики Северная Осетия и Республики Ингушетия по урегулированию последствий осетино-ингушского конфликта октября-ноября 1992 года.
В связи с этим, Парламент Республики Ингушетия обратился к Президенту РФ В.В.Путину с просьбой вмешаться в сложившуюся ситуацию. Как отмечается в обращении Парламента РИ «в Протоколе заложен ряд конкретных мероприятий, направленных не на урегулирование конфликта, но на его усугубление, консервацию. С этим положением дел ингушская сторона согласиться не может из тех соображений, что в нем полностью отсутствует пункт о возвращении вынужденных переселенцев именно в места прежнего постоянного проживания». ФМС России располагает данными анкетирования среди вынужденных переселенцев о том, что более 99% опрошенных имеют желание вернуться в свои дома.
Исходя из протокола, проблема возвращения вынужденных переселенцев ингушской национальности не будет решена положительно. Здесь абсолютно не предусматривается возвращение беженцев на прежнее место жительство. Из этого протокола видно, что права и интересы граждан ингушской национальности игнорируются.
Так же, из этого протокола следует, что возвращение возможно только в так называемые беспроблемные населенные пункты. Вынужденные переселенцы ингушской национальности не могут вернуться в свои дома и только потому, что Д.Н.Козак и ему подобные придерживаются политической позиции одной стороны, то есть осетинской, а не закона. Фактически получается, что он признает деятельность определенных осетинских сил, противодействующих решению данной проблемы в соответствие с указаниями Президента РФ. Получается, что тезис о «закрытых» или «проблемных» сёл имеет реальную силу, и узаконены Д.Н. Козаком. Пойдёт ли по этому пути и новый полпред президента в ЮФО Г. Рапорта?
Позиция федерального центра, занятая ими в угоду национал-шовинистического руководства Осетии, говорит о том, что нерешенность проблемы Западной Ингушетии приведет к большому этнополитическому напряжению на Кавказе.


Ингушетия.RU