16.11.2007

В середине ноября 2007 года в офис представительства ПЦ «Мемориал» в г. Назрань обратились жители Чеченской Республики, супруги Иса Эдуардович Тепсуркаев и Хадижат Супьяновна Алтимирова.
И.Э. Тепсуркаев зарегистрирован по адресу: Урус-Мартановский район, с. Гехи, ул. Титова, 42, но там не проживает. В своем заявлении он пишет, что в настоящее время его жизнь находится под угрозой. Несколько лет назад на него обрушились неприятности, которые нанесли ему чувствительные телесные и душевные травмы: он дважды задерживался сотрудниками федеральных и местных силовых структур и подвергался жестоким пыткам и моральным унижениям. Тепсуркаев тяжело болен и нуждается в правовой защите и медицинской помощи.
Первый раз его забрали из дома в марте 2004 года во время «зачистки» российские военные. Проверив паспорт, они надели ему на голову мешок, сковали руки наручниками, избили прикладами автоматов и в домашней одежде и тапочках увезли на военной машине «Урал» без регистрационных знаков. Военные поместили его в какое-то помещение и в течение шести часов, сменяя друг друга, допрашивали с применением пыток, требуя сказать, где он находился и чем занимался последние годы. Тепсуркаев утверждает, что с 1997 года он в Чечне не проживал, вернулся на родину только в 2004 году. Военные пытались заставить Ису сознаться, что он был в горах и воевал против них. Они сказали, что у них от осведомителей есть информация, что Тепсуркаев бывший боевик и якобы вернулся домой для проведения терактов в Грозном. Мол, им известно, что он входит в джамаат полевого командира Абусупьяна Арсанукаева. Тепсуркаев не отрицает, что в первую «чеченскую войну» был в отряде ополчения под руководством Докки Махаева, но в эту кампанию он участия не принимал. Не добившись от Тепсуркаева «признаний», военные посадили его в БТР и куда-то повезли. По дороге Иса несколько раз терял сознание. Очнулся ночью в тяжелом состоянии: весь в крови, с признаками сотрясения мозга, с тупой болью во всем теле, голодный и к тому же без документов. Несмотря на слабость и тошноту, он смог преодолеть несколько сот метров и выйти на дорогу. Здесь его подобрал человек, ехавший на автомобиле «Жигули». Он не назвался, но, выслушав рассказ Исы, довез его до дома в с. Гехи, высадил у ворот и уехал.
Второй раз его задержали в 2005 года сотрудники силовых структур Урус-Мартановского района по подозрению в участии в НВФ. Продержали тринадцать суток, подвергая избиению и пыткам, в том числе и электротоком, требовали взять на себя несовершенные им преступления. То, чего не удалось добиться от Тепсуркаева, «силовики» «повесили» потом на Казбека Юсупова, отца двух несовершеннолетних детей: тот, не выдержав издевательств и пыток, подписал бумаги и получил год и два месяца лишения свободы (срок наказания отбывал в пос. Чернокозово Наурского района ЧР).
Из РУБОПа Тепсуркаев вышел полуинвалидом: со сломанным носом, отбитыми почками и серьезным повреждением половых органов. Отпуская, «силовики» пригрозили Исе, что у него снова будут проблемы, если он посмеет жаловаться. Несмотря на подорванное здоровье, Тепсуркаев не стал обращаться за помощью к врачам: лечился народными средствами. Родственники хотели обратиться в прокуратуру, но Иса отговорил их, так как боялся, что его мучители из силовых структур осуществят свою угрозу. Основания для опасений у Тепсуркаева были. За годы «контртерррористической операции» многие его друзья и соседи, проживающие на одной с ним или соседних улицах, были убиты или пропали без вести. Вот только некоторые примеры. Чингисхан Ахметханов, 1977 г.р., вышел вечером на стук открывать дверь и пропал. Исчезли задержанные и похищенные военными и «силовиками»: Муса Висаев, Таус Эскерханов, Сайд-Магомед Висаев, Адам Ахаев. Убит в заключении Русланбек Юсупов, у ворот своего дома застрелен «федералами» ветеран ВОВ Магомед Устарханов, убит военными Бислан Ахаев, другие молодые люди. И никто не понес наказания за эти преступления.
Не желая лишний раз привлекать к себе внимание, Тепсуркаев старался жить очень тихо, занимаясь самолечением и перебиваясь случайными заработками. В феврале 2007 года он женился на уроженке с. Шалажи Урус-Мартановского района Хадижат Алтимировой, 1984 г.р. А летом текущего года попал в неприятную историю, из-за которой у него начались новые беды.
5 августа под с. Янди сотрудниками республиканских силовых структур был убит брат жены Тепсуркаева - Изнаур Альтимиров, 1988 г.р., и с ним житель с. Гехи-Чу, примерно того же возраста. Молодые люди направлялись в горы, чтобы примкнуть к боевикам, но угодили в засаду, устроенную сотрудниками правоохранительных органов. В завязавшейся перестрелке товарищ Альтимирова был убит сразу. Изнаур в течение часа вел бой и якобы убил одного и ранил нескольких «силовиков», прежде чем погибнуть. На месте происшествия была произведена видеосъемка убитых, изъято оружие и мобильный телефон Альтимирова, в котором были номера и фотографии его сестры и зятя. Позднее, как говорят, экспертиза установила, что сотрудник МВД был убит именно из автомата, принадлежащего Изнауру. Родственники убитого милиционера объявили Альтимировым кровную месть. Они же приходили и к Тепсуркаевым: искали Ису. Уезжая, пригрозили родным, что вернутся еще, но по-другому. В с. Шалажи поползли слухи, что муж Хадижат является «амиром джамаата» и «ваххабитом», что Изнаур в тот день был отправлен в лес (горы) по приказу Исы.
Боясь преследований со стороны силовых структур и опасаясь мести и родственников пострадавших милиционеров, супруги ушли из дома и живут в разных местах, постоянно меняя квартиры и не вступая в контакты с родственниками, боясь не столько за себя, сколько за родных и близких. Тепсуркаев утверждает, что на него и его жену объявлена охота: возле их дома в с. Гехи часто появляются легковые машины с подозрительными людьми, как-то ему на мобильный телефон звонил неизвестный и сказал, что следующим будет он. Для супругов начались тревожные дни и бессонные ночи, они не знают, откуда ждать опасности. Больше всего Иса боится попасть живым в руки «силовиков», понимая, что еще раз выдержать пытки он не сможет. Тепсуркаев говорит, что он не имеет ничего общего с тем, в чем его подозревают и обвиняют. Его шурина заставили взять в руки оружие действия федеральных и местных силовых структур: его несколько раз тоже забирали, избивали и пытали.


Информация Представительства ПЦ "Мемориал" в Назрани