М. Худынов. Лживая книга об Ахки-юрте (Сунжа).

22.01.2008

М. Худынов. Лживая книга об Ахки-юрте (Сунжа).
О том, что в Северной Осетии фальсификация истории поставлена на поток и государственный уровень, мы знаем давно. Как говорил классик-баснописец, "тому мы тьму примеров слышим".
И очередная ложь вряд ли нас должна удивлять. Но книга, о которой пойдет здесь речь, интересна просто своим фактом выхода в свет, но не оригинальностью материала или способа ее подачи.
Хотя и тут есть более масштабные примеры. Чтобы не удивляться, достаточно назвать несколько книг из истории Владикавказа, выпушенных в Северной Осетии. Для закрепления своего видения истории Владикавказа, как об исключительно осетинском городе, на пл. Штыба установили памятник пастуху мифическому Дзаугу Бугулову, который и "основал" Владикавказ, чтобы он мог "володеть Кавказом". В точности, как Петр I в 1703 г., заложивший Санкт-Петербург, простой горец, о котором ничего не слышали даже его однофамильцы, решил заложить свой аланский город! В Петербурге Екатерина II услышала его голос и дала указание генералу П. С. Потемкину построить город у входа в Дарьяльское ущелье. И "построил"!
Вот и стоит Дзауг Бугулов теперь в родном городе в виде величественного памятника: в одной руку держит посох пастуший, другой рукой указывает на карту и "говорит": "Здесь будет город заложен". Скульптор зря не посадил его на коня, как Петра Великого. Ведь фигура Бугулова не менее значима, если мог закладывать такие судьбоносные города. Государь российский, помнится, решил: "Отсель грозить мы будем шведу". А кому решил грозить простой горец, пока не говорится, хотя для Осетии уже обозначены два врага - на востоке и на юге!
Но то ли скульптор Санакоев подумал, что слишком много животных и зверей на ограниченном пространстве (генерал И.А. Плиев на коне на другом берегу Терека, и барсы на мосту), то ли у Дзауга не было коня (пастух все-таки), не знаю. Но от этого фигура не проиграла.
Раз сумел построить целую русскую крепость, потом ставшую городом, Дзауг Бугулов, определенно, должен иметь вес не только в рамках своей фамилии, но и в масштабах всего народа. Но не тут-то было.
В книге проф. Гутнова Ф. Х "Древо жизни: заметки о фамилиях осетин" (Владикавказ, 2006) в разделе о фамилии Бугуловых я не нашел "легендарного" Дзауга! Как же так: город основал, а в число именитых представителей рода не вошел. А по значимости, в осетинской версии, конечно, он выше князя Потемкина! Несерьезный ученый - этот историк Гутнов!
Вообще трансформация истории Владикавказа в Северной Осетии - это очень любопытная череда противоречий, инсинуаций и других почти юмористических выпадов, и представляет собой тему отдельного разговора. Для другого автора.
Разделавшись с историей Владикавказа, в Северной Осетии решили пройтись по другим местам. Нет-нет, да и продолжает всплывать в памяти народа подлинная история населенных пунктов Пригородного района. И пошла вторая серия лжи и клеветы.
Несколько лет назад (в 1999 г.) в Северной Осетии праздновали 140-летие со дня основания сел Тарское и Сунжа, и в 2004 г. -села Чермен. Выходило, что первые два села основаны в 1859 г., третье - в 1944 году. Несведущий читатель, а таковых сейчас много, принимает эту ложь на веру. А среди тех, кто знает правду, есть и заинтересованные в этой лжи. Иначе такие книги и статьи не выходили бы в свет.
Но одно дело празднование фальшивого юбилея, которое отразится разве что на газетных страницах, другое - выпустить солидную книгу на эту тему. Последнее обстоятельство и побудило недавно некий коллектив авторов выпустить во Владикавказе солидную, по крайней мере, по объему (350 с.), книгу о селении Сунжа Пригородного района. Составителем обозначен некий Ш. Гаглоев. "В книгу вошли очерки, зарисовки и репортажи, рассказывающие о прошлом и сегодняшнем дне с.Сунжа, и приурочена к 145-летию со дня основания села", - говорится в аннотации к изданию.
Тот факт, что у книги нет единого автора, и послужил основанием для того, чтобы в ней было много противоречий и несуразностей, не говоря уже о лживости самой основы работы.
Уже в предисловии к книге ее составитель дает первую порцию сознательной лжи. Ничего оригинального в этом, конечно, нет. Это ранее неоднократно письменно и устно выдавали и ученые Северной Осетии, облеченные формальными признаками принадлежности к научному миру: кандидаты и доктора наук, в том числе и исторических, профессора! Не будем их перечислять, так как они сами уже достаточно проявили себя далеко не научными изысканиями, а некоторые из них уличены в открытом плагиате и судятся с соплеменниками своими.
Почти два десятилетия мы слышим о том, что казаков из Пригородного района изгнали ингуши во главе с Серго Орджоникидзе, а некоторые даже договорились до того, что вырезали аж 70 тысяч казаков из станиц. Другие, более "совестливые" пишут, что вырезали 35 тысяч. Половина решили скостить, точнее "оживить". Гаглоев, правда, пишет, что "решено было выселить 70 тысяч из 20 станиц, но выселены были только из 11 станиц".
Знаю, что бессмысленно советовать осетинским ученым и их конкурентам, наподобие Гаглоева, хотя бы договориться между собой лгать одинаково. Такой разнобой не делает чести Северной Осетии - самой богатой научной и творческой интеллигенцией республике.
Гаглоев повторяет и другую приевшуюся ложь о том, что ингуши в селе Сунжа жили только 23 года, с 1921 по 1944 гг. Интересно, не правда, ли?
И это притом, что в любом историческом музее лежат карты 18-19 века, на которых эти места обозначены как Большие Ингуши с центром в с.Ангушт (ныне с.Тарское) и Малые Ингуши с центром в с.Шолхи (ныне с.Октябрьское). Все в Ингушетии знают, что что село Ахки-юрт было основано еще в 17 веке спустившимся с гор на равнину на берег реки Сунжа сыном Эжи Аьхком из рода Евлоевых. Да и старожилы осетины помнят, что здесь жили ингуши. И в ходе чересполосицы в 1859-1869 гг. изгнали ингушей отсюда, а на их месте поселили казаков. А в 1921 году ингушам вернули их кровное. И никакого изгнания и массовой резни казаков не было. И решение выносилось на одном из съездов народов Терека, в руководящий состав которого входили и осетины. И как могли два-три делегата ингуши решить такой вопрос?
Одно дело, когда пишут, не зная правды и другое, когда зная, врут. Здесь о нравственности, человеческой или научной, говорить не приходится.
Правда, в той же книге, на стр. 26 автор пишет совершенно противоположное, и тем самым выдает правду. "Захваченные (подчеркнуто мной. - Автор) "по праву войны" земли горских народов уже во второй половине XIX века окончательно закрепились за Терским казачьим войском и его станицами, как их общее "историческое достояние" (кавычки Гаглоева. - Автор ).
В принципе, чего это я так подробно рассказываю автору? Ему просто следует обратиться к профессору-историку В.Д. Кучиеву, фотография и биография которого помещена в той же книге о селении Сунжа на стр. 159. Он и выпустил двухтомник материалов "Съезды народов Терека". Уж он-то подробно знает историю и характер "изгнания" казаков. Знает и то, как Северная Осетия обращалась в Москву с просьбой выселить казаков из станиц Архонская, Ардонская, Змейская и других с целью расширить жизненное пространство вечно малоземельным осетинам. И что из этого получилось.
Но казакам не стоит беспокоиться. По словам автора, "сегодня можно смело сказать, что в верховьях Сунжи казачество вновь возродилось". Если вы думаете, что сюда вернулись "изгнанные" ингушами казаки, то вы ошибаетесь. Просто здесь очень просто "возродили" казачество: всех дееспособных осетин записали в казаки и выдали оружие! Как все легко, оказывается.
Мне приходилось слышать, как осетинские старики в беседах правильно называли ингушские села: Базоркино, Ахки-юрт, Шолхи и т.п. Видимо, они не читали Гаглоева, Дзидзоева, Блиева, Бзарова и им подобных. Словом, не патриоты! И кровь у них не алано-скифо-сармато-арийско-ирано-иудейская. Словом, просто чисто осетины.
Пойдем дальше по книге.
Ингушей, оказывается, выслали "за злодеяния, совершенные антисоветски настроенной частью населения в годы Великой Отечественной войны". Но "не в лучшем положении оказались и осетины, насильственно переселенные из Грузии и горных сел Северной Осетии в ингушские дома". То есть Сталин ссылал и ингушей, и осетин!
Спрашивается, за какие же грехи наказали осетин! Не мог ведь Иосиф "Дзугаев" выслать представителей самого героического народа Советского Союза, тем более своих "соплеменников"! Тем более, что почти все мужчины - в возрасте от 17 до 60 лет - были на фронте! Выходит фронтовиков уравняли с теми, кто "совершил злодеяния"! "Гениальный вождь" не мог так поступить. Как тогда понять тех сунженцев, кто держит в домах его портреты и даже бюсты? Как можно любить виновника твоих бед? Нелогично, господа Гагиевы!
И не вернулись, оказывается, ингуши домой в 1957 году, а "начали селиться вне территории своей автономии, в частности в Пригородном районе Северной Осетии и в ее столице - г.Орджоникидзе". А "сердобольное" "население Пригородного района основательно потеснилось, приняв с 1957 по 1979 гг. 14 тысяч мигрантов (подчеркнуто мной. - Автор) ингушской национальности. Пожалели и приняли, сердешные! Возвращающиеся домой ингуши стали вдруг мигрантами! Откуда тогда взялись ингушские дома, которые просила освободить Москва, о которых пишется в той же книге?
Интересно, в Грузии будут называть мигрантами осетин, возвращающихся туда? И как основательно они будут "тесниться"?
Как раз в село Сунжа и Комгарон в 1957 г. и не пустили ни одного ингуша. Просто не пустили, не исполнили поступившую из Москвы "новую команду: освободить ингушские дома!", на которую и жалуется Гаглоев. Ему то и его односельчанам зачем жаловаться, они же не освободили ингушские дома! Как не освободили ни в одном населенном пункте Пригородного района и г.Орджоникидзе. В других селах - кроме Сунжи и Комгарона - ингушам милостиво разрешили селиться рядом на вновь выделенных участках, рядом с отцовскими домами. Но и этого счастья не все удостоились ингуши из Ахки-юрта и Товзен-юрта (Сунжи и Комгарона). Многие так и остались в местах высылки или вынуждены были расселиться в других районах Чечено - Ингушетии.
Но ингуши, видимо, будучи по природе своей "захватчиками", не успокоились. Теперь "объектом их диких устремлений неоднократно становилось и наше село", - вещает составитель книги. И в чем же это "дикое устремление"? Оказывается, 10 февраля 1989 г. совершили "массовое провокационное паломничество в с.Сунжа (на более чем 170 автомашинах) с участием немалого количества вооруженных людей, демонстративное исполнение крайне агрессивного мюридского обряда "Эйкр" (так в книге.- Автор ) в нашем христианском (подчеркнуто мной. - Автор) селе". То ли автор не смог нормально хотя переписать незнакомое ему слово "Зикр", которое как раз таки призывает всех к миру и терпению, то ли невежество подвело, - не знаю. Но суть от этого не меняется.
Думаю, не стоит удивляться дремучему невежеству автора. Тем более, что это лишь малая толика щедро рассыпанных по книге лживых измышлений. Но смешно и жалко выглядит автор, когда пишет о "своем" селе, как о христианском селе. Это ж надо, в селе с почти двенадцатитысячным населением нет даже маленькой церквушки или часовенки. Нет ни священника, ни других атрибутов христианства. Да и на кладбище не видно крестов. И в домах нет икон, если не считать портретов ярого атеиста И. Сталина. Так в чем же христианскость этого села? Правда, настоящий христианин не будет дома, как икону, держать портрет тирана, прославившегося своими массовыми убийствами христиан, и вспомнившем о них лишь, когда вожжа попала под хвост во время Великой Отечественной войны. Ну и пусть себе держат.
То ли из-за своего исторического беспамятства, то ли по причине безграмотности, автор "забыл" упомянуть о нескольких фактах давней и недавней истории.
В годы борьбы за Советскую власть, белоказаки захватили в заложники более 10 осетинских семей и требовали у красноармейцев пропустить их к своим деникинцам. Тогда командир ингушской сотни полковник Мусса Саутиев поставил ультиматум белоказакам, что если они не отпустят мирных осетин, то он разнесет станицу Сунженскую (ныне с.Сунжа). И длинная вереница подвод с целыми и невредимыми осетинскими семьями вышла из станицы. Рассказывают, что осетины брали в рот горсть земли и клялись ею, что никогда не забудут эту помощь ингушей. Не забыли.
Автор забыл написать и о другой стороне истории села.
Целая статья с фотографией посвящена Сунженскому дому культуры.
Но автор не рассказал о том, как в этом самом "очаге культуры" в трагические для ингушского народа дни октября-ноября 1992 года содержались заложники-ингуши, которых свозили туда со всех населенных пунктов Пригородного района и г. Владикавказа. Не рассказал о том, сколько из этих женщин, стариков и детей было уничтожено, каким они издевательствам подвергались. Видно, автор этого не "видел". Да и в селе никто не "видел". Тогда можно обратиться к известным российским деятелям того периода, депутату Верховного Совета и Госдумы России С. Бабурину, генеральному прокурору Г. Степанкову, вице-премьеру правительства России В. Ярову и другим, кто сам воочию видел тысячи заложников в залах и подвалах этого "очага культуры". Многие из заложников и вовсе исчезли после беседы с московскими представителями "демократической России".
Помнится, был в Северной Осетии один политический деятель, который, в угоду московскому пришельцу, в начале 80-х годов утверждал, что история осетин начинается с 1917 года, запрещал упоминать об аланах, а потом стал ярым сторонником переименования Осетии в Аланию. Но он публично был назван политической девицей легкого поведения и исчез с номенклатурной арены, хотя по-прежнему и брызжет в газетах слюной.
Таков удел тех, кто старается переписать историю, убрать из нее неудобные страницы. Авторы описанной (смысловое ударение этого слова может иметь два значения) книги не такие уж важные фигуры, поэтому им не грозит слава Герострата. Масштабы не те, но удел одинаков.
И как это похоже на "историю" нового времени, которая, если верить прессе и многим российским журналам на глянцевой бумаге, "мудрым" старикам, чиновникам и даже "научной" интеллигенции, начинается в персонифицированном выражении только с приходом того или иного лидера.
Но все это было бы смешно, когда бы не было так гнусно.


Ингушетия.Org