Михаил Фальков. Террорист № 2.

13.02.2008

Михаил Фальков. Террорист № 2.
Поздно вечером 12 февраля 2008 года в Кфар Суса (элитный пригород Дамаска) в результате взрыва автомашины Mitsubishi Pajero был убит начальник разведки организации "Хизболлах" Имад Мугние. Публикуем досье на Мугние, составленное в 2002 году.
Спецслужбы считают Имада Мугние опаснее бин Ладена

Руководителя самого засекреченного подразделения "Хезболлах", шефа оперативного отдела Имада Мугние по кличке Гиена не раз пытались ликвидировать спецслужбы разных стран мира. Вдохновитель многих терактов а Европе и на Ближнем востоке, Мугние "засветился" по всему Ближнему востоку Африке и Европе. В начале 2002 года ему в очередной раз удалось обмануть сразу несколько разведок. До посадки авиалайнера компании Iran Air, следующего рейсом из Тегерана в Париж, оставалось 20 минут. Сотрудники американского ЦРУ, британской МИ-6, французской DST и Моссада крутились утром 15 февраля этого года в международном аэропорту "Орли" с единственной целью - вычислить среди прибывающих этого человека. Офицер Моссада был уверен, что узнает его из тысячи. Ведь на изучение биографии, повадок и привычек одного из пассажиров авиарейса N IR733 Тегеран - Париж ушли годы. В зале ожидания стали появляться первые пассажиры указанного рейса.
Мебельщик
Гладко выбритый, одетый в элегантный светло-серый костюм, он спустился с трапа самолета, держа в руках небольшой кожаный кейс. Обладатель уникального таланта маскировки, он и на сей раз виртуозно обыграл израильскую и западные разведслужбы. Предъявив в ходе паспортной проверки удостоверение сотрудника мебельной фирмы "Моттахидин" Сеида Наджафабади, иностранец вышел на улицу и сел в такси.
Спустя полчаса с того момента, как в Иерусалиме получили шифрограмму из Парижа, сообщавшую, что объект разработки к месту назначения не прибыл, Наджафабади появился у входа в особняк на авеню Карно, в одном из пригородов французской столицы. У порога его приветствовал пожилой мужчина, большую часть лица которого скрывала угольного цвета борода. Шейх Абдель Баки Сахрауи (в прошлом один из основателей алжирского "Фронта исламского спасения", а ныне имам мечети Халед ибн-Уалид в Париже) провёл иранского коммерсанта по узкой лестнице в небольшую комнату на втором этаже. Там их уже ожидали несколько хорошо известных в определённых кругах выходцев из Северной Африки и Ближнего Востока. Разговор, хоть и проходивший в манере восточной учтивости, получился довольно напряжённым. Спустя несколько часов гость всё же добился своего и быстро попрощался. Только к вечеру 15 февраля, когда в Тель-Авиве центральный компьютер выдал результаты обработки данных всех пассажиров авиарейса N IR733, стало ясно, что сотрудник мебельной фирмы и есть тот, кого поджидал офицер Моссада.
Из досье
Представитель влиятельного шиитского клана Имад Мугние родился в Ливане 7 декабря 1962 года. В середине 70-х вступил в ряды палестинской организации ФАТХ. В 1980 году Мугние был переведён в более засекреченную и привилегированную структуру - Объединённое управление безопасности (ОУБ) ФАТХа, известное как подразделение 17, под руководством одного из ближайших соратников Арафата Салаха Халафа. Последний в конце 60-х несколько раз встречался с начальником ПГУ КГБ Александром Сахаровским. Часть сотрудников ФАТХа прошли подготовку в СССР.
В июне 1982 года, после ввода израильских войск на территорию Ливана, Мугние участвовал в операциях к югу от столицы. Там познакомился с командующим ливанским контингентом "Корпуса стражей Исламской революции" (КСИР) Ахмадом Канэани. По рекомендации последнего с ним установило контакты министерство разведки и безопасности Ирана (МРБ).
С этого момента начинается многолетнее сотрудничество Мугние с иранскими спецслужбами. Вскоре он возглавил личную охрану шейха Фадлаллы, а затем по протекции духовного лидера "Хезболлах" стал главой наиболее засекреченного подразделения этой организации - "Мунатамат аль-Джихад аль-Ислами" (Оперативный отдел - МДИ). В его обязанности входило проведение разведывательных, диверсионных и террористических операций за пределами Ливана в тесной координации и с помощью иранской разведки.
В 80-х годах главным противником Тегерана был Багдад, и подчинённые Мугние неоднократно использовались для нанесения ударов по объектам Ирака и помогавших ему в войне с Ираном арабских и европейских государств. МДИ организовала в 1983 году взрывы посольств США и Франции в Кувейте, чтобы вынудить его руководство отказаться от поддержки Хусейна. А в первой половине 90-х сотрудники МДИ организовали серию диверсий и терактов против представителей Минобороны и спецслужб Ирака на территории Южного Йемена.
МДИ также создал десятки законспирированных ячеек на территории Саудовской Аравии в местной шиитской общине. Подчинённые Мугние вели тайную деятельность в Алжире, Судане, Сомали, Эритрее, Кении, Танзании, Заире и Бурунди. Используя связи среди алжирских фундаменталистов, Мугние удалось существенно расширить свои возможности в среде исламских активистов, эмигрировавших во Францию, Германию и Бельгию.
Многие операции Мугние разрабатывал только для "Хезболлах". Угоны авиалайнеров, а также захват в заложники американских и европейских граждан. Целью подобных акций являлось освобождение членов "Хезболлах", задержанных западными, арабскими или израильскими спецслужбами. Мугние, например, спланировал угон самолёта американской компании TWA в 1985-м и двух авиалайнеров Kuwait Airlines в 1984 и 1988 годах. Звание аса терроризма Мугние заслужил за многочисленные теракты против Израиля.
Цель - СССР
В 80-е и 90-е годы деятельность Имада Мугние была направлена не только против стран Запада и Израиля. Поскольку интересы Тегерана на Ближнем Востоке в этот период нередко противоречили политике региональных союзников Москвы, в частности Багдада и Дамаска, второй по значению мишенью МДИ являлись советские, а позже российские граждане и объекты. Первая операция Мугние против СССР приходится на сентябрь 1985 года. Тогда его подчинённые совместно с боевиками ФАТХа взяли в заложники двоих сотрудников бейрутской резидентуры КГБ Олега Спирина и Валерия Мырикова, а также врача советского посольства Николая Свирского и работника консульского отдела Аркадия Каткова. Таким образом "Хезболлах" пыталась через Москву заставить Дамаск отказаться от планировавшейся операции по зачистке районов, подконтрольных этим организациям в Триполи и Бейруте. Захват советских граждан был согласован с Тегераном и получил благословение шейха Фадлаллы. В октябре подчинённые Мугние убили одного из заложников, а остальные после выполнения всех требований захватчиков были освобождены в конце того же месяца.
В свете произошедшего КГБ значительно активизировал сбор информации о шиитских группировках Ливана. При этом немалое значение придавалось их связям с КСИР и МРБ Ирана, а также зарубежной деятельности МДИ, в частности в Европе. Бейрутской резидентуре КГБ даже удалось тогда завербовать нескольких представителей ближайшего окружения Мугние. В случае ликвидации всех заложников Москва не исключала проведения операции возмездия в отношении Мугние с целью сохранить свой авторитет среди общественно-политических сил Ливана, а также предотвратить захват советских граждан исламскими экстремистами в будущем.
Я мщу за Грозный
В октябре 1985 года заложников освободили, но в 1990 году ПГУ КГБ получило сведения, согласно которым глава МДИ и связанная с Тегераном палестинская организация "Народный фронт освобождения Палестины" готовят теракт против советской футбольной сборной. Ближневосточные источники КГБ сообщали, что операция должна состояться во время июньского чемпионата мира по футболу в Италии, Подготовка теракта велась по личному распоряжению аятоллы Али Хаменеи и тогдашнего шефа иранской разведки Али-Акбар Фаллахияна Кузестани. Подобным образом они стремились принудить Горбачёва положить конец массовой репатриации советских евреев в Израиль, поскольку она повышала его потенциал. Практически одновременно аналогичную информацию получила итальянская разведслужба SISMI. В мае 1990 года состоялась тайная встреча представителей SISMI и римской резидентуры КГБ, на которой стороны договорились о сотрудничестве. Благодаря этому чемпионат по футболу прошёл без каких-либо эксцессов.
Однако спустя десятилетие российским спецслужбам сорвать планы главы МДИ не удалось. В январе 2000 года было совершено нападение на здание посольства России в Бейруте. На теле погибшего в перестрелке с охраной дипмиссии палестинца Абу-Харуба была найдена записка со словами: "Я мщу за Грозный". Согласно российским источникам, организатором нападения являлся Имад Мугние. Вскоре после этого Sunday Telegraph сообщила, что в ходе расследования была установлена прямая связь между МДИ и некоторыми чеченскими группировками. Отмечалось, что несколько сот боевиков с Северного Кавказа прошли во второй половине 90-х военную подготовку на базах "Хезболлах" в Ливане, а инструкторы МДИ участвовали в обучении террористов на территории самой Чечни, Главную роль в этом снова сыграл Имад Мугние...
Семейное дело
Превратившись в ключевую фигуру разведывательно-террористической инфраструктуры "Хезболлах" и став важным партнёром иранских спецслужб, Мугние стремился расставить на руководящие посты в МДИ своих ближайших родственников. Так, после того как он сам перестал возглавлять личную службу безопасности шейха Фадлаллы, на эту должность был назначен его младший брат Джахад Мугние. В марте 1985 года он погиб при взрыве, организованном израильскими спецслужбами с целью ликвидации духовного лидера "Хезболлах".
После того как Имад Мугние стал руководителем МДИ, в состав этой структуры был зачислен его шурин Мустафа Юсуф Бадер аль-Дин. В 1983 году он был задержан в Кувейте вместе с другими сотрудникам МДИ, участвовавшими в организации теракта против американского посольства. После этого Имад Мугние провёл целую серию акций, в том числе захваты самолётов и заложников, чтобы добиться освобождения своего родственника.
После вторжения в Кувейт иракских войск Мустафа Юсуф в августе 1990 года бежал из тюрьмы вместе с другими шиитскими заключёнными и, добравшись до местного иранского посольства, был переправлен в Тегеран. Вскоре после этого он вернулся к активной деятельности и в 1991 году принял участие в переговорах с представителем Генерального секретаря ООН по поводу освобождения иностранных заложников, захваченных "Хезболлах" в Ливане.
В случае ликвидации Мугние его преемником, по всей видимости, станет Мустафа Юсуф Бадер аль-Дин.


Агентура.RU