Положение внутриперемещенных лиц в Чеченской Республике. Преобразование в общежития и ликвидация пунктов временного размещения

07.04.2008

С декабря 2007 года власти Чеченской республики активизировали масштабный процесс ликвидации общежитий, имевших прежде статус пунктов временного размещения (ПВР), и перемещению их обитателей - внутриперемещенных лиц (ВПЛ) - в районы их прежнего проживания.

Работа по закрытию ПВР проводилась администрацией республики с мая 2006 года по поручению Президента ЧР Рамзана Кадырова. Основной аргумент в пользу закрытия ПВР заключался в том, что «беженская среда» оказывает «деградирующее влияние на чеченскую культуру».
В соответствии с распоряжением Правительства ЧР от 17.10.2007 г. 387-р, ПВРы были упразднены, преобразованы в общежития и переданы по территориальной принадлежности в ведение администраций районов. В ответе Прокуратуры Заводского района, поступившего на запрос «ПЦ» Мемориала по поводу нарушений прав ВПЛ, проживающих в ПВР по адресу: г. Грозный, ул. Выборгская, 4, говорилось, что в соответствии с распоряжением Правительства ЧР от 02.08.2001 г. № 242-рп здание было лишь временно передано в оперативное управление УФМС РФ по ЧР. То есть прокуратура признала правомерной передачу здания ПВР в пользование администрации Заводского района для последующего создания общежития.
Можно предположить, что такое решение поддерживалось и федеральной властью, поскольку она освобождалась от обязанности содержать ПВРы и обеспечивать поддержку живущих там ВПЛ.
ПЦ «Мемориал» систематически отражал в своих докладах и текущей хронике предыдущие кампании по «ликвидации» проблем, связанных с поддержкой ВПЛ в ЧР. Для реализации этих целей распоряжением Правительства ЧР от 21.04.2006 г. № 181-р года была создана Комиссия по соблюдению норм и правил проживания в ПВРах, расположенных на территории ЧР (далее Комиссия). В рамках работы названной комиссии ВПЛ снимались с учета по форме №7 («учет семьи, прибывшей при чрезвычайной ситуации»), который гарантировал им хотя бы минимальную продуктовую помощь и проживание в ПВРах.
Основанием снятия ВПЛ с учета для исполнительной власти являлись: личные заявления ВПЛ; наличие пригодного для проживания собственного жилья; получение жилья из муниципального фонда жилья. Надо признать, что некоторые жильцы ПВРов действительно имели свое жилье, пригодное для проживания, а статус ВПЛ сохраняли для того, чтобы получать от государства какую-то поддержку. Но подавляющая часть проживающих в ПВР относилась к уязвимым, социально незащищенным категориям граждан: либо к тем, у кого было разрушено жилье, и кому не была выплачена компенсация, либо к тем, кто никогда не имел собственного жилья. Однако было принято политическое решение убрать с глаз российской и мировой общественности проблему ВПЛ - наглядного символа продолжающегося бедствия, никак не сочетавшегося с картиной возрождающейся Чеченской республики.
Анализ многочисленных жалоб, заявлений, а также результат мониторинга на местах показывал, что в процессе расформирования ПВРов грубо нарушались права ВПЛ. Внутриперемещенные лица, в большинстве своем, писали «добровольные» заявления о снятии с учета по форме №7 ВПЛ под влиянием грубого давления. Были зафиксированы случаи, когда людей насильно выселяли из комнат общежитий, выкидывая вещи, а иногда дело доходило до рукоприкладства. Многие, особенно женщины, были вынуждены ставить свою подпись под подготовленными работниками администраций заявлениями во избежание инцидентов между мужчинами своей семьи и выселяющими их вооруженными людьми. Таким образом властям удалось существенно сократить число ВПЛ. Часть ВПЛ, выстоявших в борьбе против произвола, просто сняли с учета по акту упомянутой выше Комиссии. Надо отметить, что в распоряжении Правительства ЧР о создании Комиссии не были прописаны ни её полномочия, ни способ оформления принимаемых ею решений, ни нормы, которыми она должна была руководствоваться в ходе проверки ПВРов. Поэтому ее действия нарушали положения Жилищного Кодекса РФ, которые допускают выселение граждан из жилых помещений только в судебном порядке. Обращаться за защитой своих прав в правоохранительные органы люди отказывались, считая это бессмысленной тратой времени.

В октябре 2007 года Совместной Рабочей Группой по правовой защите прав ВПЛ, в которую входят представители УВКБ ООН на Северном Кавказе, Уполномоченного по правам человека, органов власти и неправительственных организаций, в адрес Президента ЧР были направлены рекомендации, выработанные на основании исследования проблемы ВПЛ. Среди них был пункт - разрешить ВПЛ, имеющим жилье, непригодное для проживания, или вообще не имеющим собственного жилья, провести предстоящую зиму в помещениях ПВРов, преобразованных в общежития. По данным УВКБ ООН число таких граждан составляло не менее 10 000 человек. В письме также обращалось внимание на то, что основная задача в решении вопроса расселения и обустройства жителей ПВРов возложена властью на администрации городов и районов, особенно сельских, которые не имеют достаточных ресурсов и возможности для обустройства возвращающихся граждан. Несмотря на эти факторы, перемещение жителей общежитий началось именно в зимний период.
По официальным данным в течение 2007 года жителям бывших ПВРов был выделен 601 земельный участок под индивидуальное строительство, по линии УВКБ ООН - 395 семей получили бокс-тенты для временного проживания на своих участках. Из муниципального фонда квартиры получили 518 семей. В городе Аргун Правительством ЧР было выделено 100 квартир. Кроме того, главами администраций районов г. Грозный были взяты обязательства выделить по 100 квартир из «отказного фонда». Часть ВПЛ будут оставаться в общежитиях.
В то же время очевидно, что восстанавливаемого и выделяемого жилья недостаточно для всех нуждающихся в нем бездомных жителей ЧР. В приемные общественных организаций ежедневно стекаются потоки людей с просьбой оказать им помощь, по крайней мере, во временном обустройстве.
Активизация процесса закрытия общежитий, в которые были преобразованы ПВРы, вызвала еще одну волну коллективных и индивидуальных заявлений в ПЦ «Мемориал». В заявлениях говорилось о давлении, оказываемом на жильцов общежитий, и угрозах, звучащих в их адрес. Люди понимали, что их могут насильно выселить из общежитий без предоставления какого-либо альтернативного жилья. После протестов жильцов общежитий, вмешательства правозащитных организаций и предания ситуации гласности власти ЧР предприняли определенные шаги для жилищного обустройства особо нуждающихся. В частности, были предложены 18 000 рублей на семью для съема жилья на полгода. Такой вариант большинство семей не устраивал, так как он мог решить вопрос обустройства лишь на короткий промежуток времени. Кроме того, многие не могли найти сдающееся в аренду жилья ввиду его дефицита, или же оно было слишком дорогим, что сокращало возможный срок проживания. Люди, уставшие от многочисленных недобровольных перемещений, требовали долгосрочного решения своей жилищной проблемы. В ответ на это требование администрация стала выдавать так называемые гарантийные письма, в которых принимала обязательство предоставить жилье выселяемым из общежитий семьям в первоочередном порядке. Насколько эти обещания будут выполнены, покажет время.

Значительная часть жилого фонд ЧР была уничтожена в ходе военных действий. В настоящее время власти ЧР еще не в состоянии обеспечить собственным жильем всех нуждающихся. Ввиду этого ПЦ «Мемориал» неоднократно заявлял о том, что необходимо сохранить ПВРы и государственную поддержку от Федерального центра вплоть до последовательного решения жилищной проблемы ВПЛ.

Вместе с тем многие квартиры, выделенные самым остро нуждающимся ВПЛ из так называемого «отказного жилья», являются проблемными, т.е. на них имеется несколько законных претендентов. Управление Верховного Комиссара по Беженцам ООН на Северном Кавказе предоставило ПЦ «Мемориал» список из 62 семей, которым, по заявлению властей, выделены квартиры. 31 квартира, согласно этому списку, является проблемной - в них живут люди. Еще четыре семьи обратились в «Мемориал» непосредственно. Сотрудники ПЦ «Мемориал» выезжали по 35 адресам, по которые по тем или иным причинам не смогли вселиться люди. Проведенный мониторинг дал следующие результаты.

15 квартир являются спорными, то есть на них претендуют две или более семьи или они уже имеют законных хозяев.
Например, семье Елены Алексеевны Исламовой в первый раз была выделена квартира в Ленинском районе г. Грозный (ул. Дъякова, д. 18, кв.57). Через некоторое время выяснилось, что у квартиры имеются другие законные хозяева. Вернувшиеся владельцы квартир каждый день требовали от неё освободить их жилье. Администрация признала факт, что квартира принадлежит им, и попросила их подождать 10 дней, чтобы найти другое жилье для Исламовой. Ждать пришлось 3 месяца. В конце концов, Исламовой выделили другую квартиру в этом же районе (ул. Касиора 6 кв. 48). 27 марта Елена Алексеевна сообщила в ПЦ «Мемориал», что и эта квартира также принадлежит другим людям. Таким образом, жилищная проблема Елены Алексеевны Исламовой решена не была, зато возникла проблема еще и у законных владельцев квартиры.

8 квартир оказались непригодными для жилья без капитального ремонта. В некоторых из них идет ремонт, из-за чего люди не могут вселиться в ближайшее время. Не исключено, что после ремонта у этих квартир тоже объявятся хозяева.
Семье Русланбека Мусаева первоначально администрацией Старопромысловского района была выделена квартира в доме, который находится в аварийном состоянии с 1988 года. Через несколько дней они вместе с другими жильцам были отселены из него.. Вторая предоставленная квартир, также оказалась непригодной для проживания без капитального ремонта В ней протекает крыша, она полуразрушена В настоящее время администрация Старопромысловского района оплачивает семье Мусаевых арендуемое жилье.
2 семьи до сих пор проживают в общежитиях и ждут обещанных квартир.
По 9-ти адресам не удалось застать людей и выяснить что-либо о выделенном им жилье.
В настоящее время лишь одна семья живет в выделенной и отремонтированной квартире.

Работа по перемещению жильцов общежитий, как и предыдущие кампании по ликвидации ПВР, имела авральную форму. Работники администраций и сотрудники милиции устанавливали людям короткие сроки на освобождение занимаемых комнат. Способы воздействия варьировались от обещаний и уговоров до шантажа и угроз.
Так, например, описывали свое расселение ВПЛ из бывшего ПВРа, расположенного в г. Грозный, по ул. Поняткова, 11:
«….С конца 1994 г. по настоящее время мы находимся в скитаниях, нет собственного крова над головой. К нам часто приходят посланцы от разных ведомств, кто-то обещает помочь, другие приказывают, чтобы мы освободили общежития, а куда идти, нам не говорят. Мы устали от этой скитальческой жизни, сегодня над нами проводят, испытания на проверку выносливости и выживания. Заключается это в том, что часто начали отключать в здании электричество, газ и даже отопление…».

По заявлению жителей общежития - бывшего ПВРа (г.Грозный, Старопромысловский район, городок Маяковского) - ПЦ «Мемориал» направил в прокуратуру Старопромысловского района запрос о незаконных действиях со стороны работников администрации:
«….15 января 2008 года жителям ПВРа, заместителем главы администрации Старопромысловского района г. Грозный Берсановым А. было объявлено, что получен приказ об освобождении общежития. Тем, кто добровольно освободить комнаты обещалась денежная выплата в размере 18 000 рублей, для аренды жилья на шесть месяцев. В это же время комендант общежития М. Идигова озвучила приказ об освобождении комнат до 20 января 2008 года. Иначе, сказала она, их выселят насильно.
Многие обитатели ПВРов предложенный - арендный - вариант не приемлют, так как это, по их мнению, опять-таки только временное решение их жилищного вопроса.
В связи с отказом, внутриперемещенные лица опасаются, что их могут выселить насильно.
В виду изложенного прошу Вас дать правовую оценку действиям коменданта указанного общежития и представителей администрации Старопромысловского района г. Грозный. В случае оснований, принять меры прокурорского реагирования по защите жилищных прав граждан, проживающих в указанном выше общежитии».
Прокуратура Старопромысловского района уведомила ПЦ «Мемориал», что в действиях сотрудников администрации усматриваются признаки преступления, предусмотренные ст. 330 УК РФ (самоуправство). 11.03.08 г. дознавателем Отдела дознания ОВД Старопромысловского района было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. 18.03.2008 г. Прокуратура сообщила, что данное постановление отменено, и материал направлен для проведения дополнительной проверки. Надо сказать, что пока органы внутренних дел реагировали, нарушая процессуальные сроки рассмотрения жалобы, жильцов выселили из ПВР, вручая семье по 18 000 рублей на аренду.
22 февраля 2008 года состоялась встреча Президента ЧР Рамзана Кадырова с представителями ПЦ «Мемориал», на которой обсуждалась, в числе других вопросов, проблема ВПЛ. В результате Президент ЧР поручил главе администрации Грозного М.Хучиеву проверить совместно с сотрудницей ПЦ «Мемориал» Н.Эстемировой всю информацию о случаях нарушения прав внутриперемещенных лиц (в том числе и при их расселении из ПВР), и, если эта информация соответствует действительности, то исправить ситуацию.
Начало проверке было положено в тот же вечер. В ее ходе были выявлены два случая, требующих немедленного вмешательства властей для исправления ситуации.
Первый случай был связан с семьей (шесть человек) Назо Гаургашвили, которая была возвращена из Грузии в ноябре 2006 года с заверениями, что их в течение года обеспечат жильем. В январе 2008 года семья Назо была вынуждена выселиться из ПВР, взяв арендные 18 000 рублей, в противном случае, говорили им, они будут выселены «милой силой». Снять квартиру им не удалось, приютились у знакомых поблизости к школе, где учатся двое её детей. 26 февраля, после указанной инспекции им якобы была выделена квартира. Сотрудники мэрии повезли Назо и указали ей эту квартиру, но в неё не вошли и не выдали семье Гаургашвили никаких документов. Когда Назо попыталась осмотреть квартиру, соседи сообщили ей, что у квартиры есть хозяин. Она сразу же пошла к сотруднику мэрии, который ей эту квартиру показал, и рассказала об этом. На это ей было сказано, что квартиру надо отстаивать, так, как свободных квартир не бывает. Позже в ПУЖХ ей сообщили, что на данную квартиру имеется лицевой счет. В мэрии против этого заявили, что лицевой счет выписан незаконн,о и что она может получить документы. Затем в ПУЖХ снова заявили, что у этой квартиры есть хозяин. Такая неопределенная ситуация сохранятся по настоящее время.

Второй случай, по которому выезжали М.Хучиев и Н. Эстемирова, касается семьи Зулпы Махтиевой. В настоящее время эта семья живет в небольшом доме в г. Грозный, хозяева которой просят освободить помещение - у них во дворе идет стройка, и домик необходим для строителей. Из ПВР Махтиевы были выселены без арендных денег, так как из района исхода дали информацию, что у них имеется жилье. На месте мэр М.Хучиев согласился, что так жить невозможно, но решил проверить их жилье в с. Дачу-Борзой. Позже правозащитникам сказали, что дом восстановлен и обещали предъявить видеоматериалы в качестве доказательств. В свою очередь, сотрудники ПЦ «Мемориал» сфотографировали комнатку, которая стоит на месте дома, и пояснили, что Махтиевы её построили своими силами. Размер жилой площади восстановленной комнаты и отсутствие инфраструктуры не позволяют там находиться целой семье. Этот факт признали в администрации Октябрьского района, на территории которого сейчас живут Махтиевы, однако никаких действенных мер администрация не приняла. Глава администрации с. Дачу-Борзой, который должен был позаботиться об этой семье, оправдываясь, назвал членов семьи мошенниками.

В заключение надо отметить, что после всех расформирований, ликвидаций и преобразований в общежития и ПВРах, после всевозможных перетасовок их жителей по районам, трудно сказать, сколько на сегодня сохранено общежитий и какова численность их жителей. Официальных данных такого рода нет, а жилищные проблемы ВПЛ сохраняются. Еще раз назовем эти проблемы и категории жителей, чьи жилищные проблемы стоят особенно остро.

- Все ВПЛ устали кочевать с места на место, отрывать детей от школ, в которых они учатся долгое время, терять работу. Они настаивают на предоставлении им постоянного места жительства, а не временного обустройства.
- Есть семьи, нуждающиеся в особой заботе и внимании, поскольку принадлежат к уязвимым категориям. Однако их жилищному обустройству не уделяется достаточно внимания.
- Большую проблему составляют семьи, которые разрослись за время конфликта, и уже не могут жить вместе. В мирное время они могли бы построить или купить жилье для отделяющихся молодых семей, но долгие годы они были лишены этой возможности. Теперь им предлагается довольствоваться мизерной компенсацией на всю большую семью, или восстанавливать жилье, в котором жить вместе уже невозможно.
- Без поддержки оказываются семьи, снимавшие жилье или жившие в общежитии и ожидавшие получения квартир по месту работы. Оказывается, что государство не имеет перед ними никаких обязательств. Во время военных действий положение этих категорий ВПЛ ничем не отличалось от положения остальных. Теперь же их выселение из ПВР недопустимо. Поскольку местные районные власти из-за отсутствия у них где-либо постоянной регистрации не несут за них ответственности, эту ответственность должна взять на себя федеральная власть, а именно ФМС России как орган, на который возложено решение проблем ВПЛ.
- Те семьи из ПВР, кому посчастливилось получить квартиры, часто не могут въехать в них, так как на них претендуют другие жильцы.
- Строительство части вводимых сейчас в эксплуатацию зданий было начато еще во времена СССР. Выясняется, что есть граждане, которые уже с тех времен имеют документы на вселение в них. Когда туда пытаются вселиться ВПЛ, возникает еще одна конфликтная ситуация.
- Такая же проблема возникает у тех, кто получает квартиры из т.н. «отказного фонда». Несмотря на то, что они имеют на руках ордер, им часто приходится проходить через длительный судебный процесс, чтобы отстоять право на жилье. При этом другая сторона на процессе - собственник жилья, приобретший его у русских жителей, бежавших из Грозного в начале 90-х годов. Искать тут виноватых бессмысленно. Квартиры продавались за бесценок и без надлежащего оформления документов, поэтому многие из покинувших Грозный владельцев квартир сочли себя вправе получить компенсацию по постановлению Правительства РФ за № 510 от 30.04.97 г. за проданное ими жилье. Квартиры, за которые получена такая компенсация, отходят в государственный жилищный фонд, т.н. «отказной фонд». По официальным данным, в отказном фонде зарегистрировано более 5800 квартир.
- Таким образом, в результате аврального решения проблемы расселения жильцов общежитий возникла еще одна группа потерпевших - собственники квартир, выселенные из приобретенного жилья. Они возмущены тем, что власти отдают предпочтение жителям общежитий и ущемляют интересы тех, кто своими силами обустраивался во время войны. Массовое изъятие «отказных» квартир создает острую конфликтную ситуацию вокруг расселения жильцов общежитий и приводит к росту социальной напряженности.

Таким образом, на практике при всем стремительном восстановлении жилого массива и возрождении Чечни тысячи людей остаются без жилья и надежды на его получение в обозримом будущем. Без участия Федеральной власти в жилищном обеспечении жителей Чеченской Республики эта проблема решена не будет.
Еще одним доказательством этого стало заявление, сделанное администрацией Ленинского района г. Грозного на совещании с участием общественности 5 апреля 2008 г. Присутствующим заявили, что местная администрация сейчас передает дела для окончательного решения в Межведомственную комиссию ЧР. Комиссия принимает решения на основании двух критериев: правоустанавливающих документов на жилье и справки о том, что оно полностью разрушено. Эти критерии полностью совпадают с критериями выплаты компенсации. Поскольку денег на компенсацию больше не выделяется, предлагаемый подход даст возможность за счет местного бюджета выполнить обязательства государства перед указанной категорией, а остальные снова остаются без жилья.


См. также: http://www.memo.ru/2008/04/23/prilozenie.htm