Интервью Али Димаева информагентству "Нохчи.ВУ".

26.04.2008

Интервью Али Димаева информагентству "Нохчи.ВУ".
В творчестве Али Димаева отображается история чеченского народа,его боли и радости,его лучшие черты.Не изменяя многовековым национальным традициям, Али Умарович продолжает творить,поражая пронзительной силой,многообразием чувств.Когда Али Димаев поет,кажется, что поет душа самого народа, душа страдающая, но сильная и несгибаемая.
Ф.А.:Али Умарович, расскажите, как все начиналось, как повлияла музыка вашего отца, легендарного музыканта, Народного артиста ЧИАССР Умара Димаева на Вашу дальнейшую жизнь. Вы заведомо знали, что Ваш жизненный путь связан с творением прекрасной музыки?
Али Димаев: Приветствую всех друзей информационного агентства с обязывающим названием «Нохчи.Ву»!
Ну, наверно, все началось с того, что 27 сентября 1953 года в далекой Киргизии волею Аллаха в семье Димаевых я появился на свет. Мой отец - Умар Димаев из Урус-Мартана, мама - Асет Эдиева-Димаева из Герменчука Шалинского района Чеченской Республики. Родители очень хотели, чтобы их сыновья стали достойными и образованными людьми. Отец явился основоположником музыкальной династии Димаевых. У нас половмна Урус-Мартана, Гехов, Герменчука, Шалинского района и Грозного родственников, но они все делегировали нас, троих братьев стать продолжателями дела отца. В нашей семье было много братьев и сестер: Жовзан, Мутуш, Саид-Эми, Марет, Иса, Айна, я и Амарбек. Жовзан, Марет, Иса и Мутуш умерли давно, Дала геч Дойла царна!
Саид, Амарбек и я стали профессиональными музыкантами. Нашим старшим сестрам и братьям не довелось заняться музыкой из-за ссылки в Среднюю Азию. Сестра Айна бредила кино и ВГИК-ом, мечтала стать кинорежиссером, но отец настолько ее любил, что попросил ее учиться в родном городе, она закончила Чечено-Ингушский университет и стала филологом. Любимая сестра Айна умерла 3 года назад, Дала геч дойла цунна, но оставила нам прекрасных племянников!
Саид-Эми, окончил Московский музыкально-педагогический институт имени Гнесиных, стал музыковедом и композитором. Саид был человеком ученым, энциклопедических знаний, с огромным кругозором, философским складом ума и в то же время настоящим «Гордым Чеченцем», который мог поставить на место любого невежу, не смотря на его чины и звания. Он писал классику, симфонические и камерно-инструментальные произведения, автор оратории, музыки для театра, кино, детей, песни, романсов, многочисленных музыковедческих и научных трудов и публикаций в области Чечено-Ингушской и Российской культуры и искусства. Его важный научный труд «Ладо-гармоническая система Чечено-Ингушской народной музыки», который он так и не смог опубликовать, когда-нибудь будет настольной книгой нашей консерватории. Этот научный труд, позволяет нам на научной основе вернуть авторство на наши народные музыкальные шедевры, десятилетиями разворовываемые уважаемыми соседями…
Он писал и стихи, на два его стихотворения я сочинил полюбившиеся народу песни: «Вайнахская лезгинка» или «Горянка» и «Гимн миру», а последняя стала неофициальным Гимном Ассамблеи Народов России, успешно прошагав по стране и миру.
Младший брат Амарбек, первый Чеченцев и Ингушей профессиональный пианист, закончил Ростовскую консерваторию имени Рахманинова, играет мировую классику, сочиняет музыку, аранжировщик и овладел игрой на национальной гармони, доставшейся ему по наследству от отца. Он записывает на ноты музыкальное наследие Умара Димаева, это очень важное дело для нашей культуры. Амарбек, как все помнят, яркий и незаменимый участник нашей первой национальной рок-группы «ЗАМА», руководить которой я имел честь. Жизнь и творчество отца и старших братьев оказали на меня большое влияние. Время моего формирования как человека и музыканта пришлось на пик творчества Умара Димаева и выдающихся людей того «золотого» поколения: Махмуда Эсамбаева, Абдуллы Хамидова, Халида Ошаева, Магомеда Мамакаева, Арби Мамакаева, Абузара Айдамирова, Джемалдина Яндиева, Ахмеда Хамхоева, Баудина Сулейманова, Султана Магомедова, Марьям Айдамировой, Альви Дениева, ЯрагIи Зубайраева, Ахмеда Сулейманова, Раисы Ахматовой, более молодых Аднана Шахбулатова, Саида Димаева, Умара Бексултанова, Руслана Хакишева, Илеса Татаева, Дагуна Омаева, Муталипа Давлетмирзаева, Раисы Гичаевой, Зулай Богаловой и других.
Глядя на них, знакомясь с их творчеством, я вдохновлялся. Набивал много шишек в жизни, но пытался не сгибаться. Отдав культуре почти 40 лет, могу утверждать, что быть творцом трудно априори, но чеченским - подвиг! В нашем менталитете еще не мало анахронизма, необъективности и предвзятости. Но истинный творец всегда с Народом. Народ может меня любить или не любить, но я Его люблю всегда!
Ф.А.: Вы один из немногих представителей чеченской культуры, который остался верен многовековым национальным традициям нашего народа, Ваши корни узнаваемы с первых нот, сложно ли вам выстоять?
Али Димаев: Надеюсь, что не я один. Многое зависит от воспитания, среды обитания, наличия определенного характера, силы воли, таланта, профессионализма, гражданского самосознания, а еще Гордости, Чести и Достоинства, чувства личности - Яхь! Ох, как этих качеств сегодня не хватает!.. Мужчина должен быть мужчиной, а женщина женщиной - как все просто вроде…Человек должен держать слово, не предавать Родину, Народ, отца, мать, друзей, Честь и совесть за чины и материальные блага, убить в себе раба, бояться Аллаха, словом, быть достойным Человеком и Чеченцем! Хотя я не шовинист.
Я на пресс-конференциях и в интервью часто говорю, что Чеченцы и Ингуши - если не лучшее, но и не худшее творение Аллаха. Все, что мы в судьбе имеем это - испытание Всевышнего. Взлет - падение, слава - забвение, нужда - достаток, неудача или успех - все может в любой момент закончиться или поменяться. На все воля Аллаха, Он - судья, дающий решающую оценку, Его благосклонность мы должны стараться заслужить, обманываться земными, сиюминутными материальными критериями не стоит.
Я сочинил много песен на стихи прекрасных поэтов, в которых говорится о высоких духовных и нравственных ценностях, они тоже воспитывали меня, формировали мой характер, мировоззрение. Я многое себе запрещаю, мне нельзя быть там, где не нужно быть достойному человеку, иногда солиднее отсутствовать, мне нельзя, что можно любому, потерять честь можно мгновенно, а купить ее нельзя…Вот почему мой творческий почерк стабилен и предсказуем, а может узнаваем и индивидуален, но об этом судить людям. Неизменный принцип Али Димаева - быть искренним, верить в друзей, в то, что делаешь, о чем говоришь, поешь, без этого меня нет. В искусстве и в жизни я не выношу фальши, лицемерия. Нужно уважать и себя, и зрителя. Люди бывают доверчивыми, терпеливо слушают тебя, но они не глупее тебя, многое чувствуют, может не всегда умеют передать это словами. Я стараюсь быть верным традициям нашего народа, считаю нашу культуру очень самобытной и богатой, ее необходимо нести в мир, профессионально обогатив, тем самым умножить Честь народа.
Верность нашим традициям и опыт старших помогают мне. Я люблю свое дело, как патриот переживаю за судьбу Родного Народа, страны и Мира. Творчество - мой доверительный диалог с обществом. Конечно, над своей узнаваемостью я работаю, а мои корни не единственная составляющая в этом арсенале. Моя музыка - продолжение и моего характера, он тоже не последний штрих в приобретении своего творческого почерка и «своих», узнаваемых нот. Мне ничего не давалось легко, а фамилия только прибавляла ответственность. Как бы ни было, в жизни и творчестве хочу оставаться Мусульманином, Человеком, рыцарем добра и Чеченцем- Вайнахом!
Ф.А.: Осенью этого года два знаменательных события не только в Вашей семье, но и в культуре Чечни, юбилей 100-летия Умара Димаева и Ваше 55-летие. Что намечаете Вы на это юбилей?
Али Димаев: Да, такие события грядут. И это большое испытание для меня и нашей семьи. К сожалению, скоропостижно ушли из жизни мои старшие братья Мутуш и Саид, недавно умер мой друг, известный, талантливый журналист, публицист и сценарист Аднан Яхъяев, хорошо знавший историю Димаевых. Дала геч дойла цунна! Я был спокоен за юбилей отца, пока были живы эти люди, но Аллаху видней и теперь я надеюсь, что с коллегами, властными структурами, друзьями соратниками отца и моими, мы сможем достойно провести юбилеи отца, а затем мой. Несомненно, что 100-летие отца - событие культурной жизни не только Чеченской и Ингушской Республик, но Кавказа и России, так как еще в 1939 году, будучи молодым исполнителем, в Москве на Всесоюзном конкурсе исполнителей на народных инструментах он стал Лауреатом. Поэтому после главного мероприятия в Грозном, целесообразно провести его и в Москве, чтобы еще раз показать нашу культуру на всю страну. Ведь пачкали нас тоже на всю страну и мир…
Умар Димаев родился 1 октября 1908 года в чеченском селе Урус-Мартан в дружной и многодетной крестьянской семье, где знали цену труду. Он много неустанно развивал свой уникальный талант, горячо любил искусство, свой народ, которому беззаветно служил и поэтому получил его признание и любовь. В 1964 году известный советский композитор, профессор московской консерватории Вано Ильич Мурадели, покоренный искусством Умара Димаева, назвал его профессором кавказской музыки. Но не буду больше рассказывать все его истории, оставим это для юбилейной программы, уверяю, что многие изумятся, узнав новые подробности его жизни и творчества.
Так было угодно Аллаху, что я родился 27 сентября, а отец 1 октября, между нами несколько дней и я не устраиваю свои юбилеи, так как отец важнее, кто я рядом с ним? В этом году у нас обоих большие и круглые даты. Что делать? Из этических соображений я свой юбилей проведу позднее отцовского, может в конце года, решим с друзьями и коллегами. Отвечая на вопросы людей, по поводу увековечения памяти отца.
Умар Димаев умер 26 декабря 1972 года в Грозном. За эти 36 лет после его кончины, мы - его дети и родственники - никогда не обращались к властям с просьбами на его счет. Находились, правда, его друзья, которые это брали на себя. Так в далеком 1988 году, по инициативе тогдашнего первого секретаря Урус-Мартановского райкома КПСС Вахи Сагаева, к 80-летию со дня рождения Умара Димаева его имя было присвоено Центральному Дворцу культуры города Урус-Мартан. Весной 1990 года по решению руководства Чечено-Ингушской Республики на доме 75 по улице Грибоедова в Грозном, где жил и работал Умар Димаев, была установлена его памятная доска с надписью и барельефом. Но в 1999 году после боевых действий в Грозном эта доска таинственно исчезла, она не восстановлена, а на ее месте лишь четыре следа от креплений. Знаю, что в марте 2002 года, по случаю 30-летия кончины Умара Димаева, известный журналист и друг отца Эди Асуевич Исаев с инициативной группой обращались к тогдашнему Главе Грозного и министру культуры с ходатайством о переименовании улицы Грибоедова, где жил Умар Димаев его именем. Видимо, эта инициатива не была реализована из-за сложной внутриполитической ситуации.
Правда, в декабре того же 2002 года Указом Президента Ингушетии Мурата Зязикова, Умар Димаев был награжден «Орденом за заслуги перед Республикой Ингушетия» (посмертно). В Магасе мне довелось получить эту награду за отца из рук Президента Ингушетии вместе с моим почетным званием Народного артиста Республики Ингушетия. Я не знаю, сохранены ли сегодня те прошлые, еще советские инициативы по увековечению памяти отца, но надеюсь, их никто не и отменял. Уверен, что наш нынешний руководитель культуры Дикалу Музакаев, как высоко профессиональный коллега, ответственный культуру внесет Президенту Чеченской Республики Рамзану Кадырову свои достойные инициативы по увековечению памяти Умара Димаева.
Но бывает, что народ своих героев помнит, а государство не успевает уделить им внимание, а то и забывает... Я бы вспомнил славные имена лишь нескольких наших выдающихся людей, которым мы еще не воздали по заслугам: Петр Захаров из Дады-юрта, Александр Чеченский, Зелимхан Харачоевский, Махмуд Эсамбаев, Абдулла Хамидов, Муслим Магомаев-старший, Альви Дениев, Султан Магомедов, Марьям Айдамирова, Ахмед Хамхоев, Джемалдин Яндиев, Аднан Шахбулатов, Абузар Айдамиров, Мовлид Висаитов, Ляля Насуханова, Шита Эдисултанов, Авторханов, Бислиев и многие другие, которых история еще представит нам. Все исправимо, у нашей республики сегодня молодые, энергичные руководители и у них должно хватить сил и воли на восстановление справедливости по отношению к памяти наших выдающихся людей ради ныне живущих и будущих поколений. Просто надо им об этом говорить. Если мы будем уважать свою историю и культуру, нас будут уважать другие, будем жить лучше.
Вы тоже сказали, что эти юбилейные события не только наши семейные, но и в культуре Чечни. Это для меня огромная честь и ответственность. Насколько я предполагаю, будет создан организационный комитет, который будет планировать, осуществлять подготовку и проведение юбилейных мероприятий. Думаю, что юбилей пройдет в октябре, дату определит оргкомитет. Естественно, без государственной поддержки и помощи не обойдется, со своей стороны я и наша семья обещаем оргкомитету полную поддержку и сотрудничество. Точно могу сказать, что работа предстоит большая, потребуется много старания со стороны вовлеченных в работу людей, я буду молить Аллаха, чтобы эти события стали в ряд достойных и памятных в жизни нашей культуры, народа и республики. Заранее благодарю всех, кто откликнется.
Ф.А.: Планируется ли выход нового альбома, и насколько он будет отличаться от разошедшегося огромным тиражом не только в России, но и в других странах, альбома «Генара серло» (Далекий свет)?
Али Димаев: Да, я готовлю два альбома. В этом мне помогает продюсер моей дочери Малики, а с недавнего времени и мой - Мурат Оздарбиев с командой. Пишемся в лучших студиях Москвы. Не всегда получается быстро, но для нас главнее качество, художественное и техническое. Мой сольный альбом «Генара серло» (Далекий свет), о котором вы упомянули в своем вопросе, записывался в студии Иосифа Кобзона и «SNC-record» Центра Стаса Намина.
Это был каторжный и вдохновенный труд, слава Аллаху, он оправдался. Многие песни из этого альбома народ полюбил на столько, что они стали неподвластны времени и превратились в мои визитные карточки. «Генара серло» выдержал три издания, разошелся фантастическими тиражами (по национальным меркам) и еще не исчерпал свой ресурс. А сколько пиратов нажились на моем труде? Новые альбомы, конечно, чем-то будут отличаться - песнями, звучанием, многим другим, время и жизнь течет, все нужно делать лучше, но в них по-прежнему будут песни о Чести и Достоинстве, спетые с любовью и чистым сердцем. Я убеждений не меняю! А когда работу завершим, мой продюсер свяжется с ИА «Нохчи.Ву» для организации презентации альбомов в Чеченской и Ингушской Республиках.
Ф.А.: Али Умарович, что Вы думаете о современной чеченской эстраде, кого бы Вы выделили, что посоветовали начинающим?
Али Димаев: Несомненно, есть таланты на нашей местной эстрадной сцене. Талант - великий дар Аллаха, а дальше надо думать о его развитии. Молодые и талантливые должны крепко усвоить, что в любом деле учение только на пользу. Они должны иметь и квалифицированных наставников-учителей.
Именно благодаря учебе и кропотливому труду, заслужили любовь и уважение народа наши известные мастера музыкального искусства старшего и среднего поколения: Валид Дагаев, Рамзан Паскаев, Мовсар Минцаев, Султан Байсултанов, Имран Усманов, Сулейман Токкаев, Али Халилов, Лейла Нажаева-Мусаева, Зелимхан Дудаев, Тамара Дадашева, Марем Ташаева, Лиза Ахматова, Раиса Кагерманова, Магомед Ясаев и другие.
В результате учебы и преемственности опыта старших коллег идут к вершинам успеха представители молодого поколения наших исполнителей: Илес Эбиев, Малика Уцаева, Султан Маккаев, Валид Гадаев, Элина Муртазалиева, Хава Ташаева, Лариса Иризиева, Хава Ахмадова, Руслан Омаев, Рустам Терлаев. Приветствую наши юные, красивые дарования и хочу высказать им несколько моих пожеланий. Некоторые горе-учителя учат молодых не профессионализму, а прививают тщеславие, гордыню и превратную «смелость». Это воспитание приводит к тому, что начинающие самим себя спешат назвать «восходящей», «суперзвездой», «спасителем культуры» или еще как-нибудь, а ведь это признак не далекого ума и наглости.
Такой «артист» напоминает надувшегося павлина, который, выдохнув, вновь превращается в обыкновенную курицу или индюка. Проще говоря, не нужно ничего внешне напускного, как говорят молодые, «понтов». Не нужно превращать искусство в шутовство, в аморальность и пошлость, наподобие шабашей «артистов-телесатанистов» из федеральных музыкально-развлекательных телеканалов. Будь моя воля, этой аморальной публике я запретил бы въезд в нашу республику. Нашим артистам надо дистанцироваться от этих «оно» столичной эстрадной «тусовки», ночных клубов и казино. А так называемую московскую «фабрику звезд», где молодые люди месяцами находятся в одном пространстве, на глазах всей страны, словно скот в кошаре, я не нахожу другого названия, как «фабрикой разврата, растления молодежи и моральных устоев общества».
Отмывание денег телевизионной и околомузыкальной мафией не должно происходить за счет будущего страны, а эта ситуация - настоящая угроза. Нам не нужно идти по такому пути, им надо противопоставлять силу таланта и нравственности. Надо смелее утверждать настоящие моральные ценности, быть высоко духовным человеком и артистом. Не правда, что настоящий талант не имеет шансов пробиться на большую сцену, - да, ему это труднее. Но без труда успех не долог и не сладок. Человек с добрым сердцем и Аллахом в душе излучает особые флюиды, от него идет положительная энергия и даже исходит свет. Служить надо настоящей духовности, любви и красоте, люди это примут и тогда слово «звезда» приобретает совсем иное содержание, превращается в звание, не смешит и не раздражает никого. Надеюсь скоро вернуться в республику и заняться воспитанием наших молодых талантов.
За месяц до трагической гибели, Дала геч дойла цунна, с Президентом Ахмадом-Хаджи мы обсуждали вопрос о моем возвращении на Родину и планах создать в Грозном театр эстрады и школу-студию по подготовке наших артистов эстрады. Президент с интересом выслушал меня и обещал поддержку моим задумкам. С концертами и мероприятиями Ассамблеи Народов России, я езжу по стране и вижу, что уровень подготовки молодых артистов в других регионах выше, чем у нас и чаще потому, что власти, экономика и учреждения культуры уделяют большое внимание обучению молодых талантов. Наша талантливая молодежь и мастера искусства находятся совершенно в неравных условиях с коллегами из городов России, тем более с Москвой, где все под рукой и все избалованы вниманием мастеров, продюсеров, инвесторов, СМИ, центральных теле и радио эфиров, поэтому в глазах нашего руководства, возможно, выглядит несколько, удручающе.
Уверяю вас, если бы у нашей Марем Ташевой были такие же условия, скажем, как у Жасмин или какой-нибудь московской безголосой певички - любимицы олигарха, Марем блистала бы на всю Россию и не только. Но мы своих не уважаем, их мы на задворки ставим, а вот тамошних скорее на Олимп норовим воздвигнуть. Это у нас есть. Я помню, мы нашли в Европе канал для участия Марем Ташаевой и «Замы» в музыкальном фестивале в «Сан-Рэмо» (Италия), наши «сильные земляки» очень загорелись, обещали необходимые средства найти, грозились аплодировать нам на первом ряду, но данное слово и честь народа оказались для них ниже пустых обещаний. И такое бывает в жизни артиста, пусть знают молодые. Но это не значит, что мы должны смириться и ничего не делать. Мы должны развивать свою молодежь на примерах наших лучших людей искусства и создавать для этого условия.
А молодежь должна уважать старших коллег, не стесняясь перенимать у них лучшее, никогда не стыдно учиться, спросить, о чем не знаешь. Такова диалектика жизни, колесо истории катится и сегодняшней молодежи в будущем самой предстоит передать свою эстафету. Должна быть преемственность поколений. Я занимаюсь музыкальным продюсированием молодой, талантливой певицы со сценическим псевдонимом «Алина», мы пишем ее дебютный альбом, и о ней еще услышат. Перечислять все молодые имена пока не стану, я слежу и переживаю за них. На мой взгляд, они находятся в поиске, это нормальный процесс, хочу им пожелать успехов, искать и находить. Люблю талантливых, скромных и воспитанных людей, они, к сожалению, чаще беззащитны, вот их я всегда готов поддержать. Дала аьтто бойла вайн похIме болун, оьздачу кегийрхой!
Ф.А: Али Умарович, каждая Ваша песня - это отдельная история нашего народа, Вы передаете нашу боль на протяжении веков. Песня «Хьан пондаран аз» посвящена Вашему отцу, который вместе со своими собратьями Чеченцами и Ингушами, был сослан в Среднюю Азию. Расскажите, как Вы написали эту песню?
Али Димаев: Моя песня «Хьан пондаран аз» на стихи Шаида Рашидова - особая страница в моем творчестве. Шаид Рашидов написал это стихотворение к 80-летию Умара Димаева в 1988 году и оно меня очень впечатлило. К написанию песни я долго готовился, слушал вновь и вновь рассказы матери, расспрашивал по малейшим деталям этой истории, заслушивался записями отца, искал жанр, композиционный и драматургический план, много раз перечитывал стихотворение.
В какой-то момент Аллах дал искру. Нашел мелодию песни, обрадовался, затем решил сочинить маленькую увертюру к песне на темы отца. Здесь с меня сошло не мало потов. Когда музыка была уже в нотах, Амарбек взял в руки отцовскую гармонь, и мы поработали над штрихами и ньюансировкой. Это, ставшее знаменитым вступление, имеет большое смысловое, эмоциональное и философское значение. Его я сочинил, как музыкальный портрет отца, в виде ожерелья фраз из его произведений. Впечатление усиливает игра сына на его гармонике, что символизирует связь времен. Амарбек Димаев сыграл эту музыку безукоризненно, а иначе и нельзя было. Потом мы принесли песню на репетицию, где сделали аранжировку для «ЗАМЫ».
Это был интересный творческий процесс, и все вложили в эту песню душу. И всякий раз, эта песня с первых же звуков отцовской гармони уносит меня далеко, в те драматические события. Во время вступления я возношу молитвы за отца и всех умерших на чужбине. Эта рок-баллада - Гимн единству судьбы творца и его народа. Эта история и еще множество подобных историй сфокусировались и дали сильный эмоциональный толчок моему вдохновению, обусловив рождение одного из моих лучших сочинений. Исполняя эту песню, моя душа то плачет, то радостно устремляется вверх, пропуская через себя судьбы наших героических предков. Мне хочется приклонить перед ними колено, а потом встать и с благодарной улыбкой посмотреть в глаза наших дедов, отцов и матерей! Удивительно, что «Хьан пондаран аз» день ото дня захватывает души все новых и новых поклонников и особенно молодежи. Меня просят ее исполнить почти на каждом концерте. Поистине нестареющая песня получилась, и давно уже не моя, а наша общая.
Ф.А.: Какие Ваши планы на ближайшее будущее, планируете ли гастроли, и какой будет график? Намечается ли концерт в Грозном?
Али Димаев: Завершить студийную работу над заказными песнями, продвинуть проект певицы «Алины». Много работы в связи с подготовкой отцовского и моего юбилеев. Выполнять свои обязанности руководителя комитета по культуре в «Ассамблее Народов России», у Ассамблеи в июне 10-летие, и идет подготовка Конгресса Народов России в Ярославле. Продвинуть работу над своими новыми альбомами. Сочинять новые песни для молодых исполнителей. Идет подготовка концепции и положения о Всероссийском конкурсе исполнителей «Мелодии единства» под эгидой Ассамблеи Народов России и Министерства культуры России, где я приглашен в качестве организатора и члена жюри. Моими гастрольными маршрутами занимается мой продюсер Мурат Оздарбиев и пиар-директор, они могут ответить более определенно, но, на сколько я осведомлен, Чеченская Республика и Ингушетия планируются.
Ф.А: Во время ваших гастролей происходили ли с Вами курьезные случаи?
Али Димаев: Всякое бывало. Об этом легче вспоминать нежели пережить их. В недалеком прошлом мы с Марем Ташаевой и Илесом Эбиевым возвратились из гастролей из Бельгии в Москву, а по прибытии в Москву обнаружилась пропажа части моего багажа. Я человек спокойный, но был очень этим расстроен. Работники авиапорта ознакомили меня с моими неограниченными правами преимуществами в связи с этим ЧП и продиктовали такую выгодную рекламацию, что следующий раз даже может и обрадовать. Сумма моих претензий к бельгийской компании за пропажу моего чемодана заявлена такая, что могла покрыть три раза мой неплохой гонорар. К счастью или к судьбе мой багаж через день доставили мне прямо домой.
Однажды мы с большой группой артистов полетели в Ростов на концерт, а Марем Ташаева должна была прилететь вторым рейсом, через час. Мы прилетели в Ростов, нам еще ехать много часов на машинах до места выступления, ждем Марем и ее успокаивающего звонка. Звонит, правда, через много часов и взволнованно сообщает, что успешно приземлилась в Сочи, а здесь ее никто не ждет, ей там некуда идти и она приложит весь артистический талант, чтобы не задерживаться. Мы до сих пор катаемся от смеха по этому курьезу. Но надо признать, что наша великая и любимая Марем, могла бы нам поведать столько смешных курьезов, что их хватило бы на цикл юмористических передач. Ну, у таланта не без курьезов.. Передаю Марем привет и восхищаюсь ее талантом.
Ф.А: Вы автор песен для Вашей дочери, Малики Димаевой? Скоро ли выйдет ее альбом?
Али Димаев: Для Малики я написал много песен на дальнейшую перспективу. Из трех предварительно записанных ею в московской студии «Алсу» и опубликованных песен, две мои - «Жаль…» на мою музыку и слова Ларисы Рубальской и «БIаьстенан мох» (Весенний ветер) на мою музыку и слова Хавы Ахмадовой. Третью песню специально для нее по заказу ее продюсера Мурата Оздарбиева написал московский копозитор Саулин. Проектом «Малика Димаева» занимается команда под руководством нашего земляка, московского продюсера Мурата Оздарбиева, имеющий большой опыт проекта певицы «АЛСУ», которая заняла второе место на Евровидении. Хоть Малика мне и дочь, но дисциплина и профессиональная этика не позволяют мне делать какие-либо заявления по проекту, за который отвечает ее продюсер. Знаю, что работа идет, цели высокие и пристойные. Больше скажет Мурат Оздабиев, который стал и моим продюсером. Вашему Агентству, думаю, будет интересно познакомиться с ним, человеком редкой для вайнахов специальности - продюсер шоу-бизнеса. Живя всю жизнь в Москве, ему удалось остаться цивилизованным и настоящим Чеченцем-Вайнахом.
Ф.А: Что Вы думаете о морально-нравственном воспитании нашей молодежи? Почему наша молодежь с каждым днем все больше и больше отдаляется от того, что можно было назвать морально-нравственными идеалами? Интересен Ваш Взгляд.
Али Димаев: Да-а-а…Вопрос актуальный… Надеюсь, не так безнадежно у нас с «молодежной моралью» и пора стреляться. Но работу в этом направлении более затягивать нельзя. Как и во всем обществе, так и в «молодом мире» есть различные категории людей, конструктивных и деструктивных, но еще есть «наблюдатели». Сказать, что вся молодежь одинакова нельзя. Признаюсь, что по душевному состоянию и отношению к жизни я всегда молод и порой удивляюсь, что мне уже не мало лет.
То есть я всегда за молодежь! Легче ругать ее, но труднее понять и помочь ей стать лучше или, по крайней мере, не хуже. Главная вина в негативных тенденциях молодого поколения на взрослых. Часто, пример взрослых позволяет молодежи соответственно думать и поступать. Я лично вижу не мало негатива в мыслях и поступках немолодого - среднего и старшего поколения, точнее, части взрослых дядь и теть. Сколько обмана, лицемерия и несправедливости творится в сегодняшней действительности. К власти на Земле, праву решать судьбу человечества бесцеремонно рвется сатана, вооружившись культом материального и физиологического, вытесняя духовную составляющую бытия. А блага цивилизации - инструменты этой силы.
Я это привел с глобальной точки зрения, смотря с очень высокой философской горы. Но если спуститься на плоскость мы увидим океан деталей и частностей. Боюсь занять много времени, но все же несколько примеров. Почему-то (по сатанинскому велению), «плохие дяди, тети», их отпрыски и последователи постоянно видны и слышны, часто впереди и сильно махают руками и ногами, а других, «хороших», словно и нет… Тогда молодежь с позиции своего максимализма и неопытности думает и заключает, что «плохие» - это правильные и чтобы прожить, а еще лучше хорошо прожить, им надо быть такими, как те, «плохие». «Плохие», злоупотребляя терпением «хороших», взяли все и не собираются никому давать слова, они постоянно боятся, что не выдержат конкуренции и могут все потерять. Вот и все. Молодежь наша, в целом, хорошая, так как имеет многовековой генетический иммунитет. В семье главный институт морали и нравственности. Отец, мать, их праведность - самый верный и необходимый учитель. Надо взрослых учить тоже праведности, а в это я осмеливаюсь вкладывать все, что спущено нам в назидание Великим Аллахом. Просто Аллах терпелив.
Все помнят сюжет картины великого художника Карла Брюллова «Гибель или Последний день Помпеи», о трагическом итоге погрязшего в неправедности общества, да сжалится над нами Всевышний. Я ничего плохого нам не желаю, но волнуюсь. Этот сюжет должен был бы быть вывешен перед носом каждого «плохого», неправедного человека, пусть Аллах поставит их на истинный путь! Молодежи не стоит опускаться до уровня «плохих передач» и каналов, «собчачек», «Зверевых», «тимати» и прочих аморальных персонажей телеэфира и сцены, у них не может быть «хороших» песен, так как они все задумывают с грехом и для греха. Демагогией о свободе творческого самовыражения они пытаются оправдать свою алчность и безнравственность. После участия хоть в одном развратном клипе, артист не может называться пристойным творцом, «звездой», кумиром, он лишь отрабатывает деньги сатаны. Не пускайте таких в свои души, не посещайте концерты сатанистов, не становитесь их поклонниками.
У нашего народа прекрасные традиции и морально-нравственные устои, спросите у стариков, наших ученых, читайте нашу историческую и художественную литературу, слушайте народную и нормальную современную музыку и вы найдете много прекрасного и духовное удовлетворение. Надо развивать знания, кругозор, знакомиться с культурой других людей, но умейте различать настоящее и ущербное, праведное и греховное. Мои лучшие слушатели и пропагандисты - молодежь, я хочу, чтобы мы радовали друг друга успехами. Наш край был и должен оставаться местом высокой морали и чести.
Ф.А: И напоследок, что Вы хотели бы пожелать читателям ИА «Нохчи.Ву» и всем Вашим слушателям?
Али Димаев: Дорогие читатели информационного агентства «Нохчи.Ву», мои слушатели и жители нашей республики, много тревожных дней мы ждали мира, спокойствия, тишины и чистого неба над головой, наконец, эти времена настали. Хочу, чтобы мы не забывали о тех, кто не дожил, не увидел этого светлого дня. Много слез пролили наши матери и сестры, невосполнимые утраты понесла многострадальная чеченская земля в очередной раз. И вновь показала миру пример духовной стойкости и мужества. Хочется, чтобы в память о безвременно ушедших мы нашли в себе волю и силы принести счастье в наши дома, чтобы больше никогда нас не постигала трагедия. Я всегда старался нести людям свет и добро. Не жалею, что вдоволь вкусил добра и зла, горя и радости, был любим и предан, падал и вновь вставал, но вместе с моим Народом! Горжусь им, молю Аллаха за его лучшую судьбу. Надеюсь, нам предстоит еще не мало радостных событий и мне удастся сложить еще не мало хороших песен.
Благодарю ИА «Нохчи.Ву» и его корреспондента Фаризу Альвиеву за столь содержательные и умные вопросы, спасибо всем моим слушателям, друзьям в Чеченской, Ингушской Республике, на Кавказе, Москве, по всей России, Казахстане, на ближнем Востоке, Европе, Америке за любовь и преданность. Мы вместе! Удачи всем! Дала оьздалла толуьйтийла! До встречи, Ваш Али Димаев.


Nohchi.vu