01.05.2008

В г. Хасавьюрт Республики Дагестан был задержан в Ильяс Шарипов. Он был доставлен в г. Буйнакск, где его обвинили подозреваемым по ст.ст. 126.2, 222, 209 УК РФ. Затем Шарипова доставили в ИВС в г. Махачкалу, где в течение двадцати дней подвергали избиениям и пыткам, затем на десять дней перевели в СИЗО, после чего снова отправили в ИВС. По словам адвокатов, доказательства по ст.ст. 222 и 126 разваливались, поэтому Ильяса пытались обвинить в том, что его машина «засветилась» при убийстве сотрудников силовых структур. В камеру к Шарипову заходили рядовые сотрудники УБОП, и даже должностные лица - начальник УБОП Баталиев, а также Рамазан Магомедович Магомедов (Кучерявый). Все они требовали, чтобы Шарипов сознался, звучали угрозы, что, если он не подпишет показания - пропадет» его вывезут в пос. Ханкала Чеченской Республики и «делу конец».
По словам адвоката Нуцалай Магомедовой, все побои и истязания Шарипова проходили на глазах начальника ИВС г. Махачкалы. Он не только не прекратил применение насилия в отношении задержанного, но вызвал адвоката и отца Шарипова, угрожал, что даже, если адвокаты добьются, чтобы его перевели в СИЗО, его все равно вернут в ИВС, что он должен подписать показания. Адвокатам удалось получить документ о побоях Шарипова - копию записи в журнале медицинского осмотра лиц, содержащихся в ИВС, они отказывались подписывать ненадлежащим образом оформленные протоколы. Шарипов показания не давал.
В пятницу, 30 мая, Шарипов «исчез» из СИЗО. Начальник СИЗО дал адвокату справку о том, что у него Шарипова нет - его увезли в Хасавьюрт сотрудники УУР МВД по РД Г.Л. Лахиялов, М.У. Сайдулов, С.П. Гитинов. 2 июня родственники ездили в СИЗО г. Хасавьюрта, где им сказали, что Шарипова туда не доставляли.
На недоуменные вопросы адвоката и родственников следователь Джамбулат Билетов заявил, что о местонахождении Шарипова ничего не знает, так как того увезли по указанию другого следователя.
Отец Ильяса, Расул Шарипов, обратился в организацию «Матери Дагестана за права человека», в ПЦ «Мемориал», «Международную Амнистию», «Движение за права человека», к Уполномоченному по правам человека РФ В.П. Лукину с просьбой оказать содействие в поиске сына. «Мемориал» направил запросы в Генеральную Прокуратуру РФ, прокуратуру РД. Была подготовлена жалоба в комиссию ООН по исчезновениям.
3 июня член Совета по правам человека и содействия развитию институтов гражданского общества при президенте РФ, член правления ПЦ «Мемориал» Светлана Ганнушкина дозвонилась следователю Билетову, который сообщил ей, что 30 мая Шарипова отвезли в ИВС Хасавюрта на 10 дней, чтобы поработать с ним по другому делу. На представление Ганнушкиной - «член Совета при Президенте РФ» следователь сказал: «Надо же, куда добрались!». На вопрос о пытках, применявшихся в отношении Шарипова, сообщил, что - это «придумка родственников». Также заявил, что у него есть неопровержимые доказательства о причастности Шарипова с убийствами.
4 июня Шарипов «обнаружился» в ИВС Хасавьюрта. Он отказался от своего адвоката и взял на себя все преступления. Через несколько дней Шарипов пришел в себя и отказался от своих показаний, заявив, что дал их под физическим и психологическим давлением.
5 июня в организацию «Матери Дагестана» и «Мемориал» снова поступило заявление от отца Ильяса Расула Шарипова, в котором он сообщил, что в этот день около 10.00 его жена, Патимат Муршидова, а также дочь и сестра, Марьям Шарипова, пытались передать Ильясу передачу (продукты питания). На проходной ГОВД г. Хасавюрта им ответили, что в ИВС Шарипова нет, и передачу не приняли. Патимат Муршидова позвонила мужу, который в этот момент находился у следователя прокуратуры Тагирова Магомеднура, у которого Ильяс проходил по уголовному делу как свидетель. Следователь сделал несколько звонков, в том числе начальнику ГОВД г. Хасавюрта и возмущался: «Почему вы говорите родителям, что его там нет, когда он там, если положено, берите передачу, если нет, не берите».
После этого Муршидова снова позвонила мужу и сказала, что из ГОВД выходят какие-то люди в форме, может они помогут.
«При этом я слышу в телефоне шум, крики: «Я, Ляхиялов, что вы хотите, не приму передачу». Со слов жены, Г.Л. Ляхиялов вырвал из ее рук пакет с продуктами, выбросил подальше, а затем вместе М. Сайдуевым набросились на дочку. М. Сайдуев вырвал у дочки телефон; он начал просматривать снимки на телефоне, смеяться, угрожать: «Вас тоже посажу». А Г.Л. Ляхиялов сказал: «Что хочу, то и буду делать с вашим сыном, он бандит, преступник». Когда началась собираться толпа прохожих (при этом жена позвонила мне), они сели на машину марки «девятка» синего цвета с передними номерами В 327 АО, а задних номеров не было, иуехали, вернув телефон. Через минуту-две Сайдуев вернулся, и, помахав кулаками, угрожал жене, что зубы выбьет ей и ее сыну тоже: «Сегодня я выбью вашему сыну зубы». - сказано в заявлении Расула Шарипова.
Марьям Шарипова написала заявление на имя начальника ГОВД г. Хасавюрта, Расул Шарипов дозвонился в прокуратуру РД и подал заявление в канцелярию прокуратуры. После этого передачу приняли, незаконных действий в отношении Шарипова и членов его семьи больше не применяли.


ПЦ "Мемориал"
См. также: http://www.memo.ru/hr/hotpoints/caucas1/msg/2008/12/m156114.htm