Южная Осетия высказала претензии голубым каскам. Ценой пассивности политиков в конфликтных зонах может стать авторитет российского миротворчества.

07.07.2008

Южная Осетия высказала претензии голубым каскам. Ценой пассивности политиков в конфликтных зонах может стать авторитет российского миротворчества.
На минувшей неделе критического уровня достигла ситуация в зонах неурегулированных конфликтов на территории Грузии - в Абхазии и Южной Осетии. В непризнанных республиках прозвучали серии взрывов, в результате которых получили ранения мирные жители. В ночь с 3 на 4 июля обстрелу из стрелкового оружия и гранатометов подверглась южноосетинская столица Цхинвали. Там все закончилось хуже - есть погибший. Вчера из Южной Осетии пришла очередная фронтовая новость - обстрелян пост осетинского МВД в одном из сел региона. Жертв, к счастью, нет. Как и на берегу реки Ингури, где один за другим прогремели несколько взрывов утром в воскресенье. Но благополучный исход последних инцидентов не может повлиять на настрой местного населения, которое, с одной стороны, как и раньше, апеллирует к Москве, прося у нее защиты, а с другой - ее же и обвиняет в случившемся.
Использование пенсионных накоплений на инфраструктурные проекты должно сопровождаться их компенсацией, которая покрывала бы инфляцию
Цхинвали на протяжении 17 лет конфликта обстреливали не раз, но впервые виновными в жертвах названы российские миротворцы, правда, косвенно. Президент Южной Осетии Эдуард Кокойты после обстрела в ночь на 4 июля заявил, что все произошло из-за «попустительства миротворцев», Смешанных сил по поддержанию мира (ССПМ). В Цхинвали считают, что наблюдательная позиция ССПМ (представлены тремя сторонами - грузинской, осетинской и российской, командует объединенным миротворческим контингентом российский генерал-майор Марат Кулахметов) привела к незаконному увеличению числа грузинских миротворческих постов.
Похожие заявления звучат и в Москве. Член совета осетинской диаспоры Юрий Бетеев обвинил в бездеятельности руководство миротворцев и лично командующего ССПМ Кулахметова. Из-за его нерешительности, утверждают в диаспоре, в последнее время грузинской стороной незаконно выставлено 26 постов. В ответ пресс-служба МС заявила, что для снятия постов нужно заседание Смешанной контрольной комиссии, оно же не проводится два года.
Прозвучавшие заявления прецедентны. Они ставят под сомнение не только эффективность миротворческого контингента в Южной Осетии, но и российской миротворческой миссии в целом. Ранее недоверие к МС России высказывали только в Тбилиси, теперь упреки звучат и в Цхинвали. Но если недовольство высказывают две стороны конфликта, возникает закономерный вопрос: те ли голубые каски стоят в зоне безопасности? Этот вопрос пока четко сформулирован в Тбилиси, но если в Москве не определятся с тем, как именно следует вести себя в фактически подконтрольном регионе, то его жестко поставят и в Цхинвали. Тем более что желающие попробовать свои силы на миротворческом поприще есть. Прежде всего это Евросоюз, который ведет соответствующие переговоры не только с Тбилиси.
Миротворцы, которые в свое время остановили войну в Южной Осетии, а также в Абхазии и Приднестровье и удерживали мир более трех пятилеток, сегодня оказываются крайними в не совсем ясной политической игре. Очевидно, что генерал-майор Кулахметов не может отдавать приказы без одобрения «сверху». А там, по всему, не совсем четко представляют, что делать с заявленным ранее опекунством двух регионов.
Тем временем в Европе пытаются понять, что происходит на Южном Кавказе. Генеральный секретарь Совета Европы Терри Дэвис высказал обеспокоенность ростом напряженности в зоне грузино-осетинского конфликта. «Но у нас нет четкой картины того, что происходит и кто является ответственным, мы знаем, что народ гибнет и получает ранения, а кто-то сидит на пороховой бочке и играет с огнем», - заявил Дэвис в распространенном 4 июля заявлении. Тбилиси подсказывает: «Россия - главный покровитель сепаратистов». Именно так прокомментировал обстановку заместитель министра иностранных дел Грузии Григол Вашадзе. В Сухуми за грузинскими заявлениями усматривают намерение доказать миру неэффективность миротворческого процесса. Но если предположить, что ситуацию в двух конфликтных зонах Грузии взрывает сама Грузия, возникает еще один вопрос, волнующий заинтересованные стороны: Россия позволяет ей это делать или не способна противостоять вызовам? Ответить на него предстоит не миротворцам, но дипломатам и политикам.


Независимая газета