Дэвид Дж. Смит. Реактивные самолеты и игрушечные солдатики.

19.07.2008

Дэвид Дж. Смит. Реактивные самолеты и игрушечные солдатики.
Накануне моего вылета из Болгарии в Тбилиси, в то время, когда государственный секретарь США Кондолиза Райс переживала приятную процедуру награждения болгарской медалью «Стара Планина», над Грузией кружили четыре российских реактивных истребителя. Радары зафиксировали, что 8 июля, в 20.11 по местному времени, четыре самолета нарушили воздушное пространство Грузии и в течение 40 минут летали над сепаратистской Южной Осетией. В чем суть этой ребяческой выходки?
Конечно, нарушение российскими самолетами грузинского воздушного пространства - не новость.
Ночью 11 марта 2007 г. российские вертолеты типа Ми-24 вторглись чрез Кавказский хребет на территорию Грузии и подвергли бомбардировке единственный контролируемый Грузией регион Абхазии - Верхнюю Абхазию. В то время, когда вертолеты находились над ущельем, грузинские села Чхалта и Ажара были обстреляны с контролируемых сепаратистами территорий ракетами класса «земля-земля».
Позже, 6 августа 2007 г., российский бомбардировщик (в тексте «истребитель». - Ред.) типа Су-24 трижды нарушил воздушное пространство Грузии в районе Степанцминда. Во время третьего рейда самолет взял курс юго-западнее Цителубани и выпустил в направлении этого села антирадарную ракету типа X-58U, которая, вероятно, предназначалась для расположенного неподалеку радара. Ракета упала недалеко от жилых домов в огород, но не разорвалась. Самолет развернулся на северо-восток и перелетел в Россию.
Разумеется, Россия отрицала свое участие в обоих нападениях и заявляла, что грузины сами обстреляли свою территорию, применив вооружение, которого у них нет. После каждого из этих инцидентов посол по особым поручениям МИД России Валерий Кенякин совершенно голословно, но недвусмысленно давал понять, что Грузия заслуживала наказания.
8 июля российские истребители огня не открывали. Зато Москва крайне ужесточила политическую риторику, бесстыдно признав факт нарушения грузинского воздушного пространства: «Самолеты российских ВВС совершили кратковременный полет над территорией непризнанной республики Южной Осетии с целью выяснения ситуации. Последующее развитие событий показало, что этот шаг позволил охладить горячие головы в Тбилиси и предотвратить развитие ситуации по силовому сценарию, вероятность которого была более чем реальной».
Военно-воздушные выходки и угрожающий тон Москвы - вполне в духе исходящей в последние три месяца из России агрессии и эскалации насилия.
Совсем недавно, когда в Грузии гостили не только Райс, но и делегации ОБСЕ и ООН, Абхазию потрясли серии взрывов и автоматического огня, после чего сепаратистские лидеры тут же закрыли административную границу с Грузией. Одновременно и без того напряженную ситуацию еще более обострил инцидент с применением пулеметов и военной техники в Южной Осетии.
Заявление МИД России о заблудившихся московских истребителях содержит довольно мало объяснений. И сделано оно было как раз тогда, когда госсекретарь США Райс и президент Грузии Саакашвили проводили в Тбилиси пресс-конференцию - маловероятно, что эти два события просто совпали по времени.
Заявление Райс было дипломатичным и конструктивным. «Соединенные Штаты, - заявила она, - по-прежнему привержены принципу территориальной целостности Грузии и ее демократическому развитию». Территориальные конфликты «должны быть урегулированы мирным путем», а «некоторые действия, в которые вовлечена Россия - это действия, не направленные на мирное урегулирование конфликтов». «Я сделаю все, чтобы совместно с нашими коллегами наращивать усилия по урегулированию замороженных конфликтов», - заявила в заключение Райс.
В противовес этому, заявление Москвы было адекватным ровно настолько, чтобы, по мере возможности, подыскать неприглядным действиям своего самолета дипломатическое объяснение. Видно, это и есть ответ Москвы на призыв Райс к интенсивной дипломатии.
Почему Москва ведет эти совершенно бесполезные разговоры и игру мускулами? России трудно произнести вслух то, чего ей хочется в действительности.
Мы знаем, чего ей не хочется - распространения демократии и прав человека, наблюдения над своими выборами, непрошеного вмешательства в дела Ирана, Судана и Зимбабве, международных экономических институтов, НАТО, Евросоюза, американских систем ПРО, американских военно-морских сил и новых границ на карте Европы.
Последнее - самое существенное.
С 1945 по 1989 год через Европу проходила жирная линия - Уинстон Черчилль назвал ее «железным занавесом от Щецина на Балтике до Триеста на Адриатике». Затем группа восточногерманских «туристов» разрушила стену между Венгрией и Австрией. «Железный занавес» они превратили в железный лом. В конечном итоге, «железный занавес» держался на проржавевшей лжи и на запугивании.
Демократия распространялась на Восток с впечатляющей скоростью. Неудивительно, что эти страны избрали свободу, присоединились (или хотят присоединиться) к флагманским институтам свободы - НАТО и Евросоюзу. Это институционализация свободы, а не коварный заговор по проведению новых линий на карте.
Сейчас Европа поистине представляет собой мозаику Евросоюза и НАТО. Многие страны являются членами обеих организаций. Австрия, Ирландия, Кипр, Мальта, Финляндия и Швеция входят в Евросоюз, не являясь членами НАТО. Исландия, Норвегия и Турция в НАТО входят, а в Евросоюз - нет. Швейцария не является членом ни одного из них, но, вне всяких сомнений - европейская страна.
Фактически, никто иной, как Россия и есть та страна, которой хочется провести линии на оставшемся небольшом сегменте. Грузия и Украина представляются Москве уже настолько отдалившимися, что, как только эти страны осуществят свои устремления, станет ясно: в Европе осталась единственная линия - от Нарвы до Таганрога и по Кавказскому хребту, то есть граница между Россией и Европой.
Когда этот момент настанет, мальчишеские выходки - с использованием реактивных истребителей и игрушечных солдатиков - уже не смогут защитить Россию от мыслей о собственной сущности и собственном будущем.


Грузия-онлайн