Павел Евгеньевич Фельгенгауэр - обозреватель "Новой газеты", специально для "НВО". В Грузии есть кому воевать. И чем воевать.

25.07.2008

Павел Евгеньевич Фельгенгауэр - обозреватель "Новой газеты", специально для "НВО". В Грузии есть кому воевать. И чем воевать.
"Михаил Саакашвили создал лучшую армию на постсоветском пространстве".
В № 23 «НВО» была опубликована статья Александра Храмчихина «Последний шанс Саакашвили», в которой содержались весьма нелицеприятные оценки состояния и возможностей вооруженных сил Грузии, способности этой страны и ее армии положить конец самостоятельному существованию Абхазии и Южной Осетии. Редакция еженедельника сочла возможным представить на суд читателей и иное мнение по затронутым вопросам.
УСВОЕННЫЕ УРОКИ
У грузинских вооруженных сил дурная репутация, особенно в России, поскольку нашим военным пришлось непосредственно сталкиваться с ними на поле боя. В первой половине 1992 года грузины безуспешно штурмовали югоосетинскую столицу Цхинвали (конфликт закончился при посредничестве Москвы фактически вничью - разделом Южной Осетии на грузинскую и осетинскую зоны контроля).
В августе 92-го войска правившего в Тбилиси госсовета вторглись в Абхазию. Впрочем, называть их «войсками» - много чести. Это были, скорее, бандформирования в самом худшем значении этого слова: боевики из организации «Мхедриони» известного вора в законе Джабы Иоселиани и «национальная гвардия» Тенгиза Китовани. Разве что у них было много оружия и бронетехники, ударные вертолеты, полученные при разделе с российской стороной советского военного имущества на территории Грузии.
Не только в Южной Осетии и в Абхазии, но по всей Грузии боевиков «Мхедриони» и прочий вооруженный сброд начала девяностых вспоминают с ненавистью. Иоселиани позже умер в Тбилиси при смутных обстоятельствах, а Китовани жив и здравствует, владеет рестораном в Москве, где российские власти предоставили ему убежище.
Больше года продолжалась война в Абхазии и закончилась в 93-м полным разгромом и изгнанием грузин, включая до 250 тыс. мирного населения. Именно с тех пор сохранилась устойчиво негативная оценка боевых возможностей грузинского государства и нации. Хотя ради справедливости надо учесть, что победить абхазам активно помогала Россия и добровольцы с Северного Кавказа, включая чеченских боевиков Шамиля Басаева, а российские летчики тайно бомбили грузинские позиции. Кроме того, когда в сентябре 93-го абхазские формирования начали решительный штурм Сухуми, в тылу у грузинской группировки в Западной Грузии началось восстание сторонников бывшего президента Звиада Гамсахурдия.
С тех пор еще долго грузинское государство и его вооруженные силы пребывали в самом жалком состоянии. После 2001 года в рамках мировой войны с терроризмом США начали за свой счет оснащать и обучать несколько грузинских батальонов для ведения антипартизанских, антитеррористических операций и передали бесплатно 10 старых транспортных вертолетов «Ирокез» UH-1H. Но в целом президенту Михаилу Саакашвили и его сторонникам, свергшим Эдуарда Шеварднадзе в конце 2003-го в результате «революции роз», достались плохо обученная и вооруженная армия и мало на что годные авиация и флот.
Летом 2004-го грузины попытались осадить Цхинвали, нарушив устойчивое с 1992 года перемирие в Южной Осетии, основанное на совместной транзитной контрабандной торговле через Рокский тоннель в Россию. Но в 2004-м грузины под Цхинвали ничего не добились, только понесли чувствительные потери. Саакашвили, правильно оценив неудачу, решительно приступил к военной реформе.
РАЗИТЕЛЬНЫЕ ПЕРЕМЕНЫ
В России сложилось совершенно превратное представление о новой грузинской правящей элите. Саакашвили - сильный, умный, целеустремленный и очень энергичный национальный лидер. Он, правда, очень нетерпелив, пытается в сжатые сроки переделать Грузию и грузин, будучи твердо уверен, как в свое время в России Петр Великий, что знает лучше всех, что нужно его стране и народу. Команда Саакашвили состоит по большей части из молодых, обученных на Западе, энергичных и дельных людей. Они смогли за четыре года переделать Грузию, как никто не мог ожидать.
В Грузии не боролись вроде как с коррупцией, одновременно рассуждая о неизбежности этого зла - ее всем на удивление практически ликвидировали. Пока у нас в России неспешно разглагольствовали о необходимости военной реформы, о модернизации Вооруженных сил, об «инновационной армии» - в Грузии создали с нуля вооруженные силы нового образца. Только отчаянным невежеством можно было объяснить российские попытки поставить Грузию на колени, запрещая ввоз вина и боржома, перекрывая электричество и газ, запрещая денежные переводы и прямые авиарейсы, вводя визовый режим. Вскоре выяснилось, что эффект от санкций близок к нулевому, что «грузинское вино» для РФ производилось на Северном Кавказе, что Москва не может контролировать международную систему банковских переводов, что в Тбилиси легко нашли замену нашему газу и электроэнергии, что в прошлом году, в частности, грузинский ВВП вырос на 16%. При этом явная недооценка нынешней грузинской армии может оказаться еще более опасной в случае вполне возможного военного конфликта.
Быстрый рост экономики, массовая приватизация госсобственности на открытых для иностранцев тендерах пополнили грузинский бюджет. За четыре года военные расходы выросли в 30 с лишним раз, достигнув 9-10% ВВП. В последний год правления Шеварднадзе - в 2003-м - военный бюджет Грузии был 30 млн. долл. В 2004-м - 90 млн. В 2005-м - примерно 200 млн. В 2006-м - около полумиллиарда. В 2007-м военный бюджет дважды пересматривали в сторону повышения, и к концу года был истрачен 1 млрд. долл. На 2008-й грузинский парламент утвердил военные расходы в 800 млн. долл., но, по словам министра обороны Давида Кезерашвили, «это пока». В течение года военные расходы, несомненно, вырастут и в зависимости от развития обстановки могут составить от 1,5 до 2 млрд. долл.
Очень большие для Грузии деньги были потрачены вполне разумно. В Грузии прекратили призыв и сформировали боеспособную регулярную добровольческую армию численностью более чем 30 тыс. военнослужащих. Кроме того, утверждена концепция народной «тотальной обороны», но корпус резервистов предполагаемой численностью 100 тыс. человек формируют по-американски, создавая добровольную национальную гвардию. По утверждению грузинского Минобороны, на май этого года подготовлено до 40 тыс. резервистов из числа неслуживших граждан-добровольцев, и есть еще активный резерв из отслуживших в ВС численностью до 25 тыс. человек. В настоящее время в Грузии формируются первые 4 бригады национальной гвардии на основе уже сформированных территориальных батальонов. В мирное время бригады будут кадрированы (по 47 офицеров и сержантов регулярной службы в каждой), при угрозе - развертываться в полную силу. Мобилизация грузинских добровольцев-резервистов полностью обеспечена запасами вооружения, боеприпасов и техники советского образца.
С середины мая в Грузии идут массовые сборы резервистов на переподготовку. К началу возможного в ближайшее время полномасштабного вооруженного конфликта в Абхазии и в Южной Осетии Грузия подошла в высокой мобилизационной готовности. Части национальной гвардии могут быть использованы для выполнения вспомогательных оборонительно-охранных задач. В случае затяжного конфликта подготовленные резервисты могут служить источником пополнения для регулярных частей.
НА УРОВНЕ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ
Армия Грузии состоит из 6 регулярных бригад. 4 грузинские пехотные бригады являются вполне самостоятельными соединениями по 3300 человек и состоят из 3 пехотных батальонов по 591 человеку, 1 бронетанкового (механизированного) батальона, артиллерийского батальона, рот связи, тыла, инженерно-саперной. В настоящее время в составе пехотных бригад происходит удвоение числа танков: бронетанковый батальон преобразуется в 2 танковых роты и 1 роту мотопехоты. Значительная часть личного состава грузинской пехоты прошла обкатку в Ираке, где и сегодня развернуто более 2 тыс. грузинских военнослужащих.
Грузинские пехотные бригады подготовлены прежде всего для ведения боевых действий в горно-лесистой местности и по штатному расписанию вооружены минометами. Вся длинноствольная артиллерия, самоходная и буксируемая, а также системы залпового огня (РСЗО) сведены в единую артиллерийскую бригаду. Сравнительно малые размеры потенциального театра военных действий в Абхазии и Южной Осетии, а также достаточно густая сеть дорог, очевидно, позволит грузинскому командованию эффективно маневрировать сведенными в единый кулак тяжелой артиллерией и РСЗО, создавая огневое превосходство в нужное время и в нужном месте.
Части грузинского армейского спецназа сведены в бригаду специального назначения. Все вертолеты переданы из армейских бригад и спецназа в ВВС, где сейчас есть 6 эскадрилий. Две транспортные: Ми-8 и UH-1H. Две ударные: Су-25 и смешанная Ми-8/Ми-17, Ми-24. Одна учебная - Л-39. Одна - беспилотников (БПЛА). Планируется в будущем сконцентрировать все имеющиеся БПЛА в составе единого армейского разведбатальона. Зенитно-ракетные комплексы собраны в составе ВВС, а армейские части насыщены ПЗРК. Создан, оборудован и функционирует современный единый операционный командный центр ведения воздушной войны. Территория Грузии, включая Абхазию и Южную Осетию, накрыта единым радиолокационным полем.
В составе ВМФ два ракетных катера: советский проекта 206МР с ракетами П-20 и французский с ракетами «Экзосет». Есть сторожевые и десантные катера. Грузинское Минобороны полагает, что нынешний ВМФ слабо подготовлен к ведению морской войны и может лишь демонстрировать флаг. Впрочем, абхазский самопальный флот и того слабее. Личный состав регулярных сухопутных частей - более 17 тыс., ВВС - 2000, ВМФ - 700, центральный и административный аппарат, служба тыла и другие вспомогательные службы - более 9000 человек. Генеральный штаб преобразован по западному образцу в Объединенный штаб.
Внутренние войска МВД переданы в состав Минобороны. В составе МВД 15 тыс. полицейских, есть также несколько спецбатальонов, развернутых в зоне противостояния в Абхазии и Южной Осетии, где соглашения о прекращении огня строго ограничивают или вовсе запрещают присутствие армейских частей. Есть батальон полицейского спецназа в Тбилиси, оснащенный и обученный противостоять массовым беспорядкам (типа ОМОНа). Именно этот батальон 7 ноября 2007 года весьма эффективно рассеял толпы оппозиции в Тбилиси - не было ни одного убитого или серьезно раненного.
В случае полномасштабного вооруженного конфликта в Абхазии и Южной Осетии в этом году грузины смогут поставить под ружье до 80 тыс. человек. В случае затяжного конфликта - до 100 тыс. В 2009-м выполнение запланированных мероприятий военного строительства значительно увеличит оборонные возможности грузинского государства в качественном и количественном отношении, поэтому сегодня у Тбилиси нет никакого объективного интереса инициировать войну именно сейчас.
В целом, нынешняя организация военных сил Грузии выглядит разумно сбалансированной, она соответствует возможностям государства и насущным задачам. Параллельно с выстраиванием оборонных структур правительство Саакашвили занялось качественным переоснащением ВС. В 2007 году начались поставки самой современной техники и вооружений, которых нет ни у осетинских, ни у абхазских, ни у российских войск.
Грузины закупили несколько десятков израильских БПЛА различных размеров и назначения. Эти беспилотники способны собирать и передавать в режиме реального времени разведданные о противнике в любое время дня и ночи, включая GPS-координаты целей. Также у Израиля приобретены: компьютерная система управления боевыми действиями и целеуказания, сопряженная с БПЛА, 155-миллиметровые самоходные гаубицы, способные использовать данные беспилотных аппаратов для высокоточной стрельбы с GPS-прицеливанием на дальности до 40 км. Сегодня до 200 израильских военных контрактников готовят грузин к ведению современной сетецентрической войны с массовым применением дешевого высокоточного оружия на основе GPS.
Артиллерия и РСЗО «Град» советского образца, которых у грузинской армии немало, не могут быть впрямую интегрированы в компьютеризированную сеть современного высокоточного применения огневых средств поражения. Но, по словам замминистра обороны Бату Кутелия, рассматривается частичная интеграция: существенное повышение точности стрельбы с использованием данных БПЛА для корректировки в реальном времени.
Грузинские руководители утверждают, что с помощью израильтян модернизировали 7 штурмовиков Су-25 для применения ночью и в плохую погоду. Используя данные БПЛА с инфракрасными камерами, грузинские военные, очевидно, могут уже сегодня воевать ночью, используя непосредственную поддержку ударной авиации и тяжелой артиллерии, когда их потенциальные противники - разномастные формирования сепаратистов, северокавказских добровольцев, да и российские войска - слепы и практически беззащитны.
СИЛЫ - НЕ РАВНЫЕ
Подготовка и боевой дух личного состава грузинской армии в целом соответствуют новой организации ВС и закупаемому современному вооружению. Сегодня в Грузии высок престиж военной и полицейской служб. Солдаты и офицеры получают приличные по грузинским масштабам деньги - от 500 до 1000 долларов в месяц. Построены соответствующие западным стандартам военные базы в Сенаки, Хони, Гори, Кутаиси, для сил МВД в грузинском секторе Южной Осетии. Саакашвили часто посещает базы своего воинства, ночует там и ест солдатскую еду. Для дополнительного сплачивания личного состава солдаты и командиры по-американски едят вместе в одних столовых одинаковую пищу. Кормят хорошо. В российской армии и флоте подобное немыслимо.
В Грузии действует национальная военная академия для младших офицеров и созданная с немецкой помощью школа для подготовки профессиональных сержантов. Старших офицеров готовят в западных военных академиях. С французской помощью создана школа горной войны. Грузинские горные инструкторы прошли обучение во французских и швейцарских горных войсках и дважды в год командируются во Францию для переподготовки. Пожалуй, Саакашвили сумел создать в сжатые сроки хоть небольшую, но самую качественную армию на постсоветском пространстве.
В современной Грузии никто, даже наиболее дружественно настроенные к России люди, не готов отдать Абхазию и Южную Осетию без боя. В случае вооруженного конфликта грузинские солдаты и резервисты-добровольцы будут воевать за освобождение родного края и возвращение сотен тысяч беженцев, ощущая поддержку всего народа.
У противников грузин ситуация иная. После массовой раздачи жителям Абхазии и Южной Осетии российских паспортов обе нищие самопровозглашенные республики окончательно обезлюдели - началась массовая миграция в Россию, в Турцию в поисках работы и лучшей жизни. По оценкам международных наблюдателей из ОБСЕ и ООН, в Южной Осетии сегодня осталось меньше 30 тыс. осетин, а в Абхазии из 140 тыс. постоянного населения - абхазов лишь 30%. Самая многочисленная община сегодняшней Абхазии - армяне, есть русские и другие, в Гальском районе до 50 тыс. вернувшихся грузин. Но во власти, в силовых структурах сплошь абхазы, представляющие разные кланы, лишь несколько разбавленные прикомандированными российскими военными специалистами.
Маловероятно, что насильственно мобилизованные граждане нетитульных народов будут массово беззаветно сражаться за сохранение абхазской этнократии. В Абхазии в мирное время под ружьем 4500 человек, в случае войны можно мобилизовать еще до 10 тыс. У осетин до 3000 постоянного войска, а мобилизационный ресурс фактически весь переехал на территорию России. У осетин и абхазов немало старой артиллерии и бронетехники, но в случае полномасштабного конфликта они смогут самостоятельно решать только вспомогательные задачи, а реально воевать и нести потери практически с первого дня придется нашим военным, иначе самопровозглашенные республики очень быстро рассыплются в прах.
Но, по словам первого замминистра обороны генерала Александра Колмакова, подготовка и оснащение наших войск и сил флота «соответствует уровню 60-70 годов ХХ века». Потому трудной будет для наших недеформированных ВС задача эффективно воевать на чужой территории, за непроходимым зимой и труднопроходимым летом Кавказским хребтом.


Независимое военное обозрение