Президент Дагестана обещал снять блокаду с с. Гимры (Дагестан)

10.08.2008

1 августа 2008 года с. Гимры Унцукульского района Дагестана посетила официальная правительственная делегация во главе с президентом РД Муху Алиевым. Организация мероприятия проходила в режиме строгой секретности, сам глава администрации района узнал о прибытии руководства республики от представителей спецслужб за пятнадцать минут до посадки вертолета президента.
В ходе встречи с жителями с. Гимры президент пообещал, что 4 августа режим контртеррористической операции будет снят. В свою очередь, жители потребовали от президента республики компенсации за моральный и материальный ущерб, причиненный им за семь месяцев блокады, введенной с 16 декабря 2007 года.
Контртеррористической операцией в с. Гимры руководил заместитель начальника ОБОП МВД РФ по РД Сергей Ченчик. С 22 часов до 6 утра в селе был введен «комендантский» час. Въезд и выезд посторонних граждан в населенный пункт был запрещен, у военнослужащих имелись списки местных жителей, по которым те пропускались в населенный пункт. Первый месяц в село не допускали машины скорой помощи: только после обращений гимринцев к республиканскому президенту, сельчане смогли получать медицинскую помощь. Ограничение передвижения в окрестностях создавало немало неудобств местным жителям при проведении полевых работ, так как сады, огороды и пастбища многих семей располагаются за пределом села. Местные жители оценивают материальный ущерб от контртеррористической операции в размере 15-20 миллионов рублей. Создана правительственная комиссия по установлению объема причиненного материального ущерба.
За семь месяцев были случаи столкновений между военнослужащими и местными жителями, вызванные тем, что солдаты, не учитывая местный менталитет, позволяли себе нецензурную брань и аморальное поведение в отношении женщин. Все это время гимринцы были изолированы от внешнего мира, не имели возможности общаться с представителями правозащитных организаций и СМИ.
С первых дней спецоперации в селе были на разное время задержаны около 250 человек. По данным Управления ФСБ по Дагестану, за период проведения контртеррористической операции правоохранительными органами было склонено к добровольной сдаче семь членов бандподполья., в том числе Бамматхан Шейхов, который считается руководителем буйнакской диверсионно-террористической группы. Кроме того, была нейтрализована деятельность одного члена НВФ, задержаны 17 лиц, находившихся в розыске и 19 человек, подозреваемых в пособничестве вооруженному подполью. За семь с половиной месяцев, по официальным данным, в Унцукульском районе выявлено 75 различных преступлений, в основном, связанных с хранением оружия. Возбуждено 73 уголовных дела. В зоне проведения контртеррористической операции были обнаружены два бункера с тайниками, шесть схронов с оружием и боеприпасами, два укрепленных блиндажа. Из незаконного оборота изъяты два гранатомета, 47 единиц огнестрельного оружия, 12 мин и снарядов, 825 кг взрывчатых веществ, восемь кг тротила и пять самодельных взрывных устройств.
За семь месяцев бойцы ОМОН МВД РД провели в селе две акции протеста в связи с тем, что им не была во время выплачена зарплата, и руководство республиканского МВД не обеспечивало их продуктами питания. Затем акции были перенесены в центр Махачкалы. О плохом обеспечении военнослужащих свидетельствуют и местные жители, у которых «силовики» воровали сушеное мясо, хурму, яблоки и груши, заготовленные на зиму. В январе солдаты рубили в селе деревья, для того, чтобы разводить костры, таким образом, спасаясь от морозов.
Официально причиной введения режима контртеррористической операции в с. Гимры была необходимость ликвидации банды И. Гаджидадаева, подозреваемого в убийстве депутата Народного Собрания Республики Дагестан Газимагомеда Магомедова (Гимринского). Чемпион Европы по ушу-саньда Ибрагим Гаджидадаев был объявлен в федеральный розыск за участие в незаконных вооруженных формирования в 2005 году. Однако после семи месяцев блокады села и оперативно-розыскных мероприятий руководство спецслужб республики так и не выявили убийц депутата. Магомед Магомедов, брат убитого, уверен, что Газимагомед погиб не от руки Гаджисултанова и не отрицал, что они состояли в дружеских отношениях.
По состоянию на 10 августа, село покинула одна бригада военнослужащих (около 400 человек), еще 1100-1200 солдат, а также 300 сотрудников ОМОН остаются в палаточных лагерях. По-прежнему действует «комендантский» час, въезд и выезд в село ограничен.