31.08.2008

В Республики Ингушетия сотрудниками республиканского МВД был убит владелец оппозиционного сайта «Ингушетия.ru» Магомед Евлоев, 1971 г. р.
В этот день Магомед Евлоев прилетел в ингушский аэропорт «Магас» на самолете, выполнявшем авиарейс по маршруту Москва-Ингушетия.
Как рассказал представителям ПЦ «Мемориал» отец Магомеда Евлоева, Яхья Евлоев, Магомед не предупредил родственников о своих планах приезда в Ингушетию 31 августа. По-видимому, первоначально Магомед намеревался добираться до Ингушетии через Минеральные воды, поскольку у него был на руках билет на рейс Москва-Минеральные воды. Однако приехав в Москве в аэропорт, он выяснил, что прямой рейс на Ингушетию задерживается на 40 минут и на него имеются свободные места. Магомед сдал билет на рейс Москва-Минеральные воды и купил билет на рейс Москва-Ингушетия в бизнеклассе. Уже в самолете он увидел Президента Республики, Мурата Зязикова (задержка рейса была связана с опозданием Зязикова). Зязиков и Евлоев летели в одном салоне, но в течении полета не разговаривали. Об этом Евлоев написал смс сообщение своим знакомым в Ингушетии. В сообщении он попросил встретить его, так как опасался задержания в аэропорту.
О том, как происходило задержание, стало известно со слов очевидцев, которые летели в самолёте вместе с Магомедом и его знакомых, которые встречали Магомеда в аэропорту. Среди встречавших был Магомед Хазбиев, руководитель оргкомитета по проведению общенационального митинга.
По прибытию самолёта в ингушский аэропорт «Магас» на взлётную полосу выехал эскорт президента Ингушетии. Зязикова встречал министр внутренних дел РИ Муса Медов. Президент и министр переговорили между собой несколько минут, после чего Зязиков сел в свою машину, и его эскорт выехал с территории аэропорта. После этого министр Медов сделал жест рукой и к трапу самолёта подъехали два бронированных а\м УАЗ, три бронированные машины «Волга» и две милицейские машины с мигалками. В машинах находились сотрудники МВД РИ. Некоторые из тех, кто встречал в аэропорту Магомеда, опознал в них сотрудников личной охраны министра МВД. Два из них зашли в самолёт в салон бизнес класса. Здесь они спросили: «Кто здесь Магомед Евлоев?». Магомед сказал, что это он и встал им навстречу. Силовики предложили пройти ему вместе с ними. Магомед спокойно спустился по трапу, и около 13.40 его посадили в один из бронированных УАЗиков. При себе у него был ноутбук, 4-е мобильных телефона и деньги в сумме трёх миллионов рублей (деньги он вёз отцу на строительство дома). Друзья Магомеда видели из здания аэропорта через стекло, как задержали Евлоева. Они выбежали на улицу и перекрыли выезд с взлётной полосы. Однако машины с министром, сотрудниками его охраны и Магомедом Евлоевым выехали из аэропорта по другой, объездной дороге. Они разделились на три группы и поехали в сторону Назрани по разным дорогам. Близкие и друзья Магомеда Евлоева организовали преследования с целью выяснить, куда будет доставлен Евлоев. Они опасались, что он может пропасть бесследно, но цели отбить его силой перед собой не ставили. Им удалось догнать бронированный УАЗ в котором сидел Евлоев, однако сопровождавшая её бронированная «Волга» стала создавать помехи преследователям, отсекая машины с преследователями от а\м «УАЗ». Машине с задержанным удалось оторваться от преследования и скрыться. Милицейскую «Волгу» друзья Евлоева заблокировали своими машинами и заставили её съехать с дороги на обочину. Из «Волги» выскочили три сотрудники милиции и стали стрелять из автоматов в воздух. Однако к этому месту быстро подъезжали все новые машины с близкими и друзьями Магомеда Евлоева. Они разоружили милиционеров. Сотрудник милиции стали кричать на ингушском языке: «На нас нет крови, на нас нет крови!». По документам, которые были у милиционеров выяснилось, что они являются сотрудники личной охраны Министра внутренних дел РИ. В тот момент близкие и друзья Магомеда Евлоева не поняли смысл фразы: «На нас крови нет». Однако вскоре они узнали, что примерно в 14.10 Магомеда Евлоева с тяжёлым огнестрельным ранением головы доставили в центральную клиническую больницу г. Назрань.
Когда родные и друзья Евлоева приехали в больницу, она была оцеплена сотрудниками федеральных силовых структур. В больницу пропустили лишь одного Магомеда Хазбиева. По его словам, на лестнице больницы была кровь, по-видимому выливавшаяся из раны Евлоева, когда его заносили в больницу.
Магомед умер на операционном столе, не приходя в сознание. По словам Магомеда Хазбиева, врач сказал ему, что рана была, безусловно, смертельной. Родственникам тело выдали примерно в 18.00. Магомед был убит выстрелом в висок. Предположительно стреляли с близкого расстояния, пуля прошла на вылет.
В тот же день следственным управлением Следственного комитета при прокуратуре РФ по Республики Ингушетия было возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 109 УК РФ («Причинение смерти по неосторожности в следствии ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей ») 1 сентября дело было передано в следственное управление Следственного комитета при прокуратуре РФ по ЮФО. Следствием было установлено, что сопровождавшие Евлоева сотрудники сидели с двух сторон от задержанного. Один из их производил выстрелы в воздух из пистолета Стечкина. В это время он услышал голос напарника, который требовал не трогать его автомат. Сотрудник с пистолетом повернулся. В это время Магомед Евлоев ударился головой о его пистолет и произошел непроизвольный выстрел. Следствие не называет имена сотрудников сопровождавших Евлоева Магомеда.
4 сентября Яхъя Евлоев получил уведомление о том, что признан потерпевшим по этому уголовному делу. Яхъя говорит, что считает непосредственными убийцами его сына министра внутренних дел Мусу Медова и сотрудников его личной охраны. Заказчиком этого преступления Евлоев Яхъя называет президента РИ. Убийство, по его мнению, было совершено преднамеренно, по политическим мотивам.
Яхъя Евлоев заявляет, что ему уже известно несколько фамилий сотрудников охраны министра, которые были в тот день в аэропорту. Степень причастности каждого из них к убийству Магомеда, Евлоевы, если следствие не сделает этого, будут устанавливать самостоятельно. Евлоевым так же стало известно, что служба охраны аэропорта «Магас» за два часа до прилёта самолёта была предупреждена о том, что в аэропорту будет проводиться задержание.
По состоянию на 4 сентября, Евлоевым неизвестно куда пропали находившиеся в сумме 3 миллиона рублей, который вёз Магомед Евлоев. Ноутбук и 4 мобильных телефона находятся у следователя, ведущего уголовное дело.

1сентября 2008 года в с. Экажево Назрановского района прошли похороны Магомеда Евлоева. Родственники убитого оппозиционера изменили традиционную церемонию похорон: похоронная процессия направилась не на сельское кладбище, а в г. Назрань. Около полудня в центре города рядом с автовокзалом на ул. Тутаева похоронная процессия остановилась. Начался стихийный митинг. На нем выступил бывший депутат ингушского парламента Бамат-Гири Манкиев, представители ингушской оппозиции Макшарип Аушев, Магомед Хазбиев, Ахмед Котиев и др. Все выступающие считают убийство не случайным и обвинили в причастности к этому убийству руководство МВД РИ и президента РИ М.М. Зязикова. Магомед Хазбиев в своем выступлении призвал руководство России отстранить в Зязикова от управления республикой. В случае, если это требование не будет удовлетворено, Хазбиев заявил, что оппозиция будет ставить вопрос о выходе Ингушетии из состава России. Около 15.00 тело Евлоева увезли в с. Экажево и похоронили на сельском кладбище. Митинг в Назрани продолжился. По разным оценкам там собрались до 1000 человек. Митингующие выкрикивали лозунги-протеста: «Зязикова в отставку!», «Убийц Евлоева к ответу!» и др.
Тут же на месте митингующие писали протестные лозунги на импровизированных плакатах и развешивали их на близлежащих зданиях. Около 17.00 количество митингующих заметно поредело. Возможно, это было связано с тем, что часть случайных прохожих из любопытства примкнувших к митингующим разошлись по домам. Большая часть протестующих людей изъявили желание объявить митинг - бессрочным. Здесь же активисты стали устанавливать котлы для того, чтобы готовить мясо. В республике 1 сентября начался месяц священного мусульманского поста - Рамадан.
После 18.00 к месту проведения акции были подтянуты сотрудники республиканской милиции (более 100 человек). Большинство из них - в масках, вооружены дубинками, специальными щитами и автоматами. Милиционеры расположились в 50 метрах от митингующих, которых к этому времени осталось около 200. Представители МВД РИ попытались вступить в переговоры с митингующими и убедить их разойтись. Но те отказались подчиниться требованиям властей.

2 сентября 2008 года около 6.00, в г. Назрань Республики Ингушетия сотрудники силовых структур разогнали митинга протеста, организованный в знак протеста против убийства владельца владелец оппозиционного сайта «Ингушетия.ru» Магомеда Евлоева.
К этому времени у места проведения митинга количество сотрудников силовых структур было значительно увеличено. Кроме ингушских милиционеров сюда подтянули и сотрудников федеральных силовых структур, командированных в республику. между тем, количество митингующих уменьшилось - их насчитывалось не более 50 человек. В основном это были молодые люди.
Около 5.40 сотрудники силовых структур приступили к разгону митинга. Участники акции протеста попытались оказать сопротивление и стали забрасывать милиционеров камнями. В ответ сотрудники милиции сделали несколько предупредительных выстрелов воздух. Митингующие были рассеяны. Вся операции по разгону митинга заняли не больше 20 минут. Никто из участников митинга задержан не был. Информацией о пострадавших ПЦ «Мемориал» не располагает.


ПЦ "Мемориал"