Иван Сотников, Игорь Крюков, Ольга Павликова, Александр Сосновский. Россию и Грузию рассудит Европа. Первыми посредниками в процессе мирного урегулирования стали Франция и Финляндия.

11.08.2008

Иван Сотников, Игорь Крюков, Ольга Павликова, Александр Сосновский. Россию и Грузию рассудит Европа. Первыми посредниками в процессе мирного урегулирования стали Франция и Финляндия.
Президент Грузии Михаил Саакашвили в присутствии глав МИД Франции и Финляндии Бернара Кушнера и Александера Стуббы подписал вчера документ о прекращении огня, который был разработан европейскими дипломатами. В Генштабе РФ к европейской инициативе отнеслись скептически, заявив, что эта акция призвана лишь убаюкать общественное мнение. Кушнер и Стубба должны передать документ российскому президенту Дмитрию Медведеву. Между тем российский МИД вчера высказал мнение, что говорить об изменении формата российского присутствия в Южной Осетии можно будет лишь после того, как Грузия выведет из республики свои войска. Детали подписанного Саакашвили документа вчера не разглашались, но корреспондентам «Газеты» стали известны некоторые его подробности.
После встречи с президентом Грузии Михаилом Саакашвили глава французской дипломатии Бернар Кушнер был настроен оптимистично, хотя и предпочел пока не разглашать подробности подписанного документа. По его словам, поиск мирного решения конфликта - задача чрезвычайно сложная. «Самое главное - это вернуть мир и защитить гражданское население, - пояснил Кушнер. - Необходимо прекратить боевые действия, обеспечить помощь пострадавшим, а российские и грузинские войска отвести на те позиции, которые они занимали до начала боев». Саакашвили в интервью западным журналистам заявил, что надеется как можно быстрее положить конец конфликту. Детали соглашения стороны предпочли не раскрывать, но, как сообщил корреспонденту «Газеты» официальный представитель ОБСЕ Мартин Незирский, документ построен на трех пунктах. «Это немедленное прекращение огня, оказание помощи беженцам, а также сокращение числа военнослужащих в зоне конфликта до того уровня, который сохранялся до начала боевых действий», - пояснил Незирский. Он не стал уточнять, какая роль отведена России в соглашении. «Речь идет о дипломатической корреспонденции, которая не может быть разглашена до определенного срока», - заявил представитель ОБСЕ. По словам дипломата, если это соглашение одобрит Кремль, то только тогда оно получит юридическую силу.
Спустя некоторое время МИД России заявил, что Грузия по-прежнему ведет спорадический огонь по позициям российских миротворцев, а окончательное прекращение огня может быть достигнуто только при полном отводе Тбилиси своих войск из зоны грузино-югоосетинского конфликта.
Условия подписания соглашения
Российские эксперты пока осторожны в своих прогнозах. Генеральный директор Центра политических технологий Игорь Бунин считает, что Россия согласится подписать соглашение о прекращении огня только при соблюдении двух условий: вывода грузинских войск к границам Южной Осетии и Абхазии, а также подписания Тбилиси документа, гарантирующего неприменение силы. «Если эти два условия не будут прописаны в предложенном Саркози соглашении, диалог будет не о чем вести, - уверен эксперт. - В то же время позиция Саакашвили не совсем состыковывается с мнением отечественных дипломатов. Грузинский президент настаивает на оставлении в Грузии только миротворческого батальона, а не 58-й армии, в то время как вопрос о миротворческом мандате даже не стоит перед российскими политиками».
Руководитель группы "Меркатор" Дмитрий Орешкин высказал в интервью «Газете» противоположную точку зрения. По его словам, подписание соглашения о перемирии без дополнительных условий со стороны России обернется своего рода имиджевым поражением в глазах россиян. «Если в результате этой войны Грузия лишь вернется к своим границам, то большинство наших сограждан будут задаваться вопросом: в чем был смысл этого военного конфликта? - считает Орешкин. - Таким же поражением для России окажется и ввод в Грузию миротворческих сил третьих стран, на чем настаивает Саакашвили. Ведь в этом случае наша страна потеряет еще и влияние в регионе». По мнению эксперта, сейчас для России самое время потребовать от Грузии либо отказа от вступления в НАТО, либо независимости двух непризнанных республик, с чем, естественно, не согласится ни большинство стран - участниц переговорного процесса, ни Саакашвили.
Ошибка в глобальном масштабе
Официальная позиция Евросоюза, как ожидается, будет сформулирована уже сегодня после экстренной встречи министров иностранных дел ЕС. Вчера Еврокомиссия в очередной раз призвала Россию к немедленному прекращению военной деятельности на территории Грузии. "Мы считаем, что последнее развитие событий, а именно пересечение грузинской границы российскими войсками, изменило размеры конфликта, - говорится в распространенном Еврокомиссией документе. - Мы призываем Россию немедленно прекратить всю военную деятельность на территории Грузии. Мы считаем Россию ответственной за введение войск на грузинскую территорию".
По словам президента польского Института международных отношений Евгениуша Смоляра, в Европе преобладает мнение, что, даже если Саакашвили принял ошибочное решение, напав на Южную Осетию, ответ российской стороны оказался чересчур жестким. «Европейцы считают, что Россия таким образом намерена установить полный контроль над этим регионом, - пояснил Смоляр корреспонденту «Газеты». - И это не может не вызывать беспокойства, ведь мы вступаем в фазу открытого конфликта, а это, безусловно, отразится не только на отношениях России и США, но и на отношениях России с Евросоюзом». По словам политолога, если говорить о том, что Саакашвили допустил локальную ошибку, то Россия в ответ допустила ошибку в глобальном масштабе.
Германия разделилась
Еще одним посредником в мирном урегулировании должна стать канцлер ФРГ Ангела Меркель, которая, как ожидается, уже в пятницу прибудет в Сочи, где проведет переговоры с российским президентом Дмитрием Медведевым.
В Германии считают, что война на Кавказе разделила немецкий истеблишмент на две части: одни требуют немедленно прекратить все отношения с агрессором Россией, а другие считают, что именно теперь важен диалог с Москвой. Глава комитета по международным делам бундестага Рупрехт Поленц считает виновным в конфликте российскую сторону. По его мнению, действия России напоминают военную кампанию в Чечне. От критики грузинской стороны он воздержался, заявив при этом, что Россия неадекватно реагирует на действия Грузии и поэтому следует внимательно рассмотреть и проанализировать отношения с Россией на уровне Евросоюза. Статс-министр МИД Германии Гернот Эрлер, специализирующийся на России, напротив, высказался в пользу того, чтобы объективно оценить ситуацию и точно назвать тех, кто спровоцировал войну, в первую очередь с грузинской стороны. По его мнению, именно Грузия совершила необдуманный шаг, который может привести к катастрофе.
Судя по этим высказываниям, война на Кавказе застала Берлин врасплох и поставила перед необходимостью решать сразу несколько невыполнимых задач. Во-первых, нельзя критиковать и ругать Тбилиси, который уже в декабре может стать кандидатом на вступление в НАТО. Во-вторых, нельзя обвинять и Россию, с новым президентом которой Ангела Меркель так надеется создать особый, доверительный уровень взаимоотношений.
Четкой официальной позиции немецкого руководства на уровне заявлений правительства пока нет. Пресс-секретарь канцлера сообщил, что Ангела Меркель призывает стороны воздержаться от применения силы и что она ведет постоянные консультации с представителями НАТО и ЕС. Министр иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмайер несколько раз вел телефонные консультации со своими коллегами из России и Грузии, но и от него пока не последовало никакой конкретной реакции или заявления. Впрочем, его позицию можно понять: ведь еще пару недель тому назад именно Штайнмайер предлагал свой план урегулирования конфликта и даже ездил в Грузию и Абхазию. Однако из его инициативы ничего не вышло, и теперь немецкий министр решил взять паузу.
Отдельно нужно отметить немецкие СМИ, в особенности телевидение, которые фактически замолчали войну. В первые два дня все ограничилось несколькими строками в видеотексте и скупыми информационными подводками в новостях. Правда, уже вчера многие информационные издания писали о том, что Саакашвили просчитался, однако позиция Москвы все равно называлась неадекватной и агрессивной. Депутаты от оппозиционной Свободной демократической партии Михаил Линк и Биргит Хомбургер передали корреспонденту «Газеты» свое заявление, в котором среди прочего ставят канцлеру условия для ее встречи с президентом Медведевым в эту пятницу в Сочи: «Встреча может состояться только в том случае, если между Грузией и Россией будет достигнуто перемирие и Россия остановит нападение на Грузию».
Вчера источник «Газеты» в немецких дипломатических кругах подтвердил, что поездка федерального канцлера в Россию состоится, как это и было запланировано, 15 августа. А в министерстве иностранных дел ФРГ корреспонденту «Газеты» заявили, что позиция немецкого руководства в вопросе российско-грузинского конфликта накануне встречи остается без изменений: Германия по-прежнему призывает стороны к немедленному прекращению огня и переходу к прямым переговорам.
Не спешит менять свою позицию и НАТО. Официальный представитель альянса Кармен Ромеро в беседе с корреспондентом «Газеты» напомнила, что НАТО призывает стороны к немедленному прекращению огня, а также выражает серьезную обеспокоенность в связи с несоразмерным применением силы Россией и недостатком уважения со стороны России территориальной целостности Грузии.
Какую роль играет Россия в конфликте в Южной Осетии - посредника или участника?
АЛЕКСАНДР РАР, директор программ России и стран СНГ Германского совета по внешней политике:
- Сейчас Россия - уже прямой участник конфликта. Ведь она должна была войти в эту войну для того, чтобы защитить российских граждан, проживающих в Южной Осетии, и своих миротворцев. Именно Россия будет вести переговоры о прекращении военных действий. Непонятно, что хотел Саакашвили. Неужели он не понимал, что Россия даст ответный удар и что США в конце концов его не будут защищать? Неужели он не просчитал возможности армии России быстро перейти из Северной Осетии в Южную? Вероятно, его политика была направлена на то, чтобы спровоцировать Россию на ответные действия с тем, чтобы получить поддержку от США и войти в НАТО как жертва. На Западе люди все больше и больше понимают, что натворил Саакашвили. Россия выиграла на всех фронтах. Грузию в НАТО уже никто принимать не будет, а про объединение с Южной Осетией и Абхазией она вообще может забыть. Россия вернулась на Кавказ еще и как энергодержава, и газопровод через Грузию европейцы строить уже не будут. А Россия не только на словах, но и на деле показала своим гражданам: она способна к действию, что еще 10 лет назад было просто невозможно. Я сегодня видел кадры, как Саакашвили, непричесанный и подавленный, сидел на диване и был готов подписать абсолютно все, что ему клал на стол министр иностранных дел Франции. Понятно, что этот человек закончен как политик.
ЭДУАРД БАЛТИН, бывший командующий Черноморским флотом, Герой Советского Союза, адмирал:
- Россия играет роль защитника и освободителя. В 1993 году в Сухуми я делал то же самое, что наша армия сейчас делает в Южной Осетии, только быстрее. В 724 году Сухуми был Цхуми, а в ХII веке это была фактория Византийской империи. Но ее завоевала Османская империя, и до 1810 года Сухими - это турецкая крепость Сухум-Кале. Россия освободила побережье, и с тех пор эти территории были в составе Российской империи, чем местные жители были очень довольны (в том числе и осетины). Русские цари отдельными указами запретили там крепостное право, сделав жителей казенными людьми, независимыми от дворян. А сейчас США заигрались. Эта страна считает себя властительницей мира, и многие ее недалекие президенты всерьез об этом думают (правда, Рузвельт, который был поумнее, так не считал). Гитлер решил обеспечить мировое господство военным путем, и в этом была его ошибка. США сделали из этого выводы и решили завоевывать мир последовательно - экономически, информационно, идеологически и путем военных операций, но чаще чужими руками. Грузию вооружали, а мы ничего не могли сделать, потому что у власти были либералы. Грузия на протяжении всей своей долгой истории жила за чужой счет. Вот и теперь они продают свою территорию. США сделали ее государством - раздражителем России. Японцы называют это тактикой лягушечьих прыжков, то есть со стороны США идет медленное завоевание территорий. Грузия никогда не успокоится, если ее хорошо не щелкнуть по носу. Я с Черноморским флотом в 1993 году щелкнул, и этого хватило на 15 лет. А потом я давал Ельцину шифровки, а он не отвечал, и Грузия вооружалась.
Уже погибли 1,5 тысячи человек, а нашим верховным главнокомандующим трое суток не принималось решения. И дальше все противоречило военному искусству. Почему заранее не были подготовлены дивизии прикрытия границ, не усилены части миротворцев? Наши верховный главнокомандующий и министр обороны даже не прошли курс молодого бойца! А юридическая подготовка - это просто адвокатская болтовня на уровне деревни.
ТЕНГИЗ КИТОВАНИ, бывший министр обороны Грузии:
- Россия уже стала участником этой войны. Но она не имела права бомбить какие-то объекты в Грузии и развязывать агрессию, потому что у нее не было никаких договоренностей на это. И Саакашвили я не оправдываю. Мы - православный народ, но убиваем друг друга. Это на руку американцам. А ведь я предупреждал Саакашвили, что не надо идти против собственного народа. Осетины и грузины испокон веков жили вместе. Почему они должны сейчас стать врагами? Почему кто-то вложил такую злость между этими народами?
СЕРГЕЙ КАРАГАНОВ, председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике:
- Сейчас мы стали участниками конфликта, потому что вынуждены защищать свое население. Я абсолютно не согласен с теми, кто заявляет, что сейчас Россия развязала агрессию против Грузии. Вполне очевидно, что именно на это и была рассчитана агрессия Грузии против Южной Осетии. Да, Саакашвили не самостоятельная фигура, и эта агрессия была совершена для того, чтобы связать России руки, уменьшить эффективность ее политики и вообще подорвать то российское усиление, которое происходило в последние годы. Причем сначала это было просто усиление, а потом - усиление с улыбкой, что раздражало конкурентов больше, чем явно наступательная политика. Думаю, что и мы в ответ конкурентам тоже сможем кое-что предложить, правда, говорить об этом пока не будем.


Газета.GZT.RU