Марианна Гришина. Почему молчит ООН?

11.08.2008

Марианна Гришина. Почему молчит ООН?

За последние трое суток с момента начала боевых действий Грузии против Южной Осетии в связи с обострением ситуации в зоне конфликта созывались три заседания Совета Безопасности ООН, в том числе два из них - по инициативе Российской Федерации. Однако все они закончились безрезультатно: членам СБ ООН не удалось прийти к общему знаменателю и принять резолюцию, призывающую к немедленному прекращению огня и отводу грузинских войск из югоосетинского региона. А ведь достаточно было принять такую резолюцию, и это, несомненно, отрезвляюще бы подействовало на правительство Саакашвили, позволило бы избежать растущих в адской прогрессии человеческих жертв - среди военных, мирных жителей, миротворцев.

Однако Запад - Европейский Союз, ПАСЕ, а также ООН, где европейские страны и США имеют весьма веское слово - хранят молчание, или в лучшем случае руководители организаций, играющих ключевую роль в системе международной безопасности, отделываются скупыми заявлениями. Как, например, глава ООН Пан Ги Мун, который за все время с момента начала боевых действий, выступил только с таким коротким сообщением: «Генеральный секретарь выражает серьезную озабоченность в связи с растущим насилием в Южной Осетии (Грузия). Он призывает стороны воздержаться от каких-либо действий, ведущих к эскалации ситуации и угрожающих стабильности региона». Как-то маловато сказано для такого острейшего кризиса!

Что же касается Совета Безопасности ООН, то он, по мнению российской стороны, занят ничем иным, как затягиванием процесса принятия решений по Южной Осетии. «Грузия продолжает вероломное нападение на Южную Осетию. Такой сценарий стал возможным, в том числе в результате попустительства ряда членов Совета Безопасности, которые заблокировали... оценку происходящей трагедии на основе предложенного Россией документа», - с таким заявлением выступил по итогам заседания СБ ООН от 9 августа по ситуации в Грузии постоянный представитель РФ при ООН Виталий Чуркин. А за день до этого, 8 августа, он также констатировал: «СБ ООН в ходе консультаций не смог... послать недвусмысленный сигнал Тбилиси по прекращению военного насилия. Причина кроется в отсутствии ясных политических ориентиров у ряда членов СБ ООН».

А ведь у ООН есть все основания, чтобы осудить Грузию не только за эскалацию конфликта, но и за гибель миротворцев, тем более, что прецедентов таких в международно-правовой практике было много. Приведу только два последних примера - по Эритрее и Судану. В минувшем апреле все члены Совета Безопасности ООН выступили с заявлением, что они считают «абсолютно неприемлемыми действия Эритреи в отношении миротворческих сил на оспариваемой ею границе с Эфиопией». А в резолюции 1838 по Судану, принятой СБ ООН 31 июля этого года, заявлено, что Совет Безопасности «осуждает предыдущие нападения на ЮНАМИД» (совместные силы ООН и Африканского Союза по поддержанию мира в Дарфуре) и «требует, чтобы такие нападения не повторялись». А вот по Грузии СБ ООН не реагирует - или не может решить, как это сделать. Но почему? Ведь ранее Организацией Объединенных Наций принимались не одна и не две резолюции в связи с ситуацией по грузино-абхазскому и грузино-югоосетинскому конфликту, так что теперь ООН просто обязана их придерживаться. В этих документах, и в частности, резолюциях 1781 от 15 октября 2007 года и 1808 от 15 апреля 2008 года, подчеркивалась «важность тесного и эффективного сотрудничества между МООННГ (миссией ООН по наблюдению в Грузии) и миротворческими силами СНГ», и кроме того, заявлялось, что «обе стороны (Грузия и Южная Осетия - прим. ред.) несут главную ответственность за обеспечение надлежащей безопасности и свободу передвижения МООННГ, миротворческих сил СНГ и другого международного персонала во всей зоне конфликта». Более того, в ООН не раз ставили в пример другим своим миротворческим формированиям деятельность российских миротворцев в зоне грузино-югоосетинского конфликта.

В общем, как ни крути, ООН явно должна сказать свое веское слово, от нее как главного хранителя мира и ценностей международного права этого все напряженно ждут. Однако, как заявил «Красной звезде» президент Федерации мира и согласия, член Президиума Российского Пагуошского комитета Виктор Камышанов, «Совет Безопасности ООН отмалчивается прежде всего потому, что находится под давлением американцев, которые поддерживают Грузию». А поскольку в ООН действуют четкие бюрократические процедуры - это и регламент по созыву заседаний и обсуждению того или иного вопроса, и временные рамки их проведения - то «затягивать процесс принятия любой резолюции можно очень долго». Этого, по-видимому, и добиваются США, которые продолжают «тянуть» Грузию в НАТО (вопрос будет решаться на юбилейном саммите альянса этой осенью), и одновременно - все больше затягивают Россию в конфликт в Южной Осетии и Абхазии. Чтобы потом Москву же и обвинить. А ведут себя так Соединенные Штаты, потому что опасаются и даже боятся роста авторитета России в международной политике, предложений Москвы о сотрудничестве в области безопасности, активного проявления амбициозности крупнейших российских корпораций в энергетической сфере.

Учитывая то, насколько различны уже сегодня позиции Москвы и Вашингтона по Южной Осетии, видимо, двум державам действительно предстоит острая дипломатическая схватка, в том числе на площадке СБ ООН.


Газета Красная Звезда