Иван Сотников, Полина Химшиашвили, Ольга Павликова, Александр Саргин. Мир по нужде. Дмитрий Медведев перечислил шесть требований к Грузии.

12.08.2008

Иван Сотников, Полина Химшиашвили, Ольга Павликова, Александр Саргин. Мир по нужде. Дмитрий Медведев перечислил шесть требований к Грузии.
«Цель операции достигнута, - заявил президент Дмитрий Медведев, приказав завершить операцию по принуждению Грузии к миру. - Безопасность наших миротворческих сил и гражданского населения восстановлена». Он дал указание военным подавлять огневые точки тех, кто попытается нарушить режим прекращения огня. С не менее важным заявлением Дмитрий Медведев выступил и после встречи с президентом председательствующей в ЕС Франции Николя Саркози. В совместном документе они призвали стороны грузино-осетинского конфликта не прибегать к использованию силы, вернуть грузинских военных в места их постоянной дислокации, прекратить военные действия, а также начать международное обсуждение будущего статуса Южной Осетии и Абхазии. Уход президента Грузии в отставку среди требований не упоминался.
Переговоры с французским президентом, к которым позднее присоединился и российский премьер Владимир Путин, продолжались больше четырех часов. По итогам переговоров Медведев сообщил, что совместно с Николя Саркози были сформулированы шесть принципов по урегулированию конфликта в Южной Осетии.
Грузия обвиняет НАТО
Первой официальной реакцией НАТО на события в Южной Осетии стало заявление генерального секретаря альянса Яапа де Хооп Схеффера, сделанное 8 августа. В своем обращении генсек выразил обеспокоенность событиями в грузинском регионе, добавив, что альянс пристально следит за происходящим, и призвал стороны к немедленному прекращению огня и началу прямых мирных переговоров.
В субботу появилась информация о том, что представители НАТО якобы войдут в состав делегации ЕС и ОБСЕ, направляющуюся в Грузию. Однако позднее пресс-секретарь альянса Кармен Ромеро эту информацию опровергла. По ее словам, организация не обладает необходимым мандатом для отправки экспертов в регион.
Кармен Ромеро также повторила официальную позицию организации: «Переговоры между сторонами должны быть основаны на принципе территориальной целостности Грузии».
В понедельник Яап де Хооп Схеффер дал первую оценку действиям российской стороны.
«Он (генсек. - «Газета») серьезно обеспокоен непропорциональным применением силы российской стороной и неуважением, проявленным Россией к территориальной целостности Грузии», - заявила от его имени Кармен Ромеро.
В тот же день стало известно о намерении провести заседание специального совета Грузия - НАТО с участием министра иностранных дел Грузии. Эки Ткешелашвили и заместителя министра внутренних дел. Эки Згуладзе.
Российский постпред в свою очередь потребовал экстренного созыва совета Россия - НАТО. Во вторник утром представители альянса сообщили, что такая встреча обязательно состоится, однако на ее подготовку понадобится некоторое время.
Однако уже днем выяснилось, что вето на организацию подобной встречи наложила американская делегация. Грузинские же представители, напротив, были приняты генсеком альянса.
Представители Грузии обвинили НАТО в том, что отказ в предоставлении Грузии плана действий по обретению членства (ПДЧ) на апрельском саммите НАТО в Бухаресте и спровоцировал российскую агрессию.
«Большой ошибкой было отказать Грузии и Украине присоединиться к ПДЧ. Россия расценила этот шаг как зеленый свет, и недавние действия на территории Грузии являются результатом этой ошибки», - заявил представитель Грузии в НАТО Реваз Бешидзе.
Яап де Хооп Схеффер на итоговой пресс-конференции заявил, что все договоренности, достигнутые в апреле, остаются в силе и Грузия все еще может рассчитывать на получение ПДЧ. Кроме того посланник США в НАТО Курт Волкер заявил, что альянс должен пересмотреть свои взаимоотношения с Россией.

Шесть шагов к 6 августа
"Первый - не прибегать к использованию силы. Второй - окончательно прекратить все военные действия. Третий - свободный доступ к гуманитарной помощи. Четвертый - вооруженные силы Грузии возвращаются в места их постоянной дислокации. Пятый - вооруженные силы РФ выводятся на линию, предшествующую началу боевых действий. Шестой - начало международного обсуждения будущего статуса Южной Осетии и Абхазии и путей обеспечения их прочной безопасности", - заявил Дмитрий Медведев. По его словам, путь к нормализации обстановки будет открыт, если Грузия выполнит все требования. Медведев отметил, что Россия признает независимость и суверенитет Грузии. В то же время, по его словам, это не значит, что суверенное государство имеет возможность делать все, что ему заблагорассудится.
Европейская шестерка
В свою очередь президент Франции признался, что по югоосетинской проблеме, которая была предметом дискуссий в Совете Безопасности ООН с 1992 года, так и не удалось принять окончательное решение. Пока же, по его словам, в первую очередь необходимо обеспечить временное прекращение огня, доступ к гуманитарной помощи всем, кто в ней нуждается, и отвод вооруженных сил на рубежи, где они находились на момент начала боевых действий. Саркози также не исключил вероятности участия европейских миротворцев в урегулировании конфликта, хотя по этому поводу, как стало ясно, добиться согласия России не удалось.
Шесть на ум пошло
Политики и эксперты новость о прекращении операции по принуждению к миру и шести условиях, поставленных Грузии, восприняли неоднозначно. Председатель комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев заявил в интервью «Газете», что уверен: за достигнутыми договоренностями вряд ли последует восстановление мира в непризнанных республиках. «Если у Саакашвили хватит хладнокровия оценить, какие страдания он уже принес российскому и осетинскому народам, тогда эта ситуация еще может быть стабилизирована, - отметил он. - Но гораздо более вероятно, что милитаристские настроения в Грузии подавляться не будут, а руки провокаторов, наоборот, будут развязаны». Депутат считает, что хотя указ и стал долгожданным, но он не в силах положить конец конфликту. Для этого, по словам Косачева, Тбилиси и Цхинвали, Тбилиси и Сухуми должны заключить соглашения о неприменении силы. И Россия тогда выступит лишь гарантом этого документа.
Эксперт Германского совета по внешней политике Александр Рар итоги переговоров оценивает как единственно выигрышные для Москвы. «Таким образом, Путин и Медведев доказали, что они представляют цивилизованное государство и не ищут территориальных выгод от этого конфликта, - заявил он корреспонденту "Газеты". - Требование о возвращении грузинских войск к позициям 6 августа не даст возможность странам-оппонентам называть Москву оккупантом».
В то же время, замечает Рар, уже не может быть и речи об объединении Абхазии, Грузии и Южной Осетии. После признания независимости Косово, полагает эксперт, Кокойты и Багапш имеют все основания как минимум говорить о конфедерации. «Кроме того, после этого конфликта и Буш, и Саакашвили поняли, что международное сообщество не позволит Грузии вновь направить войска к границам Южной Осетии. Тем более что у Тбилиси нет уже и той военной мощи, которая была до начала конфликта», - сказал Рар.
Американский акцент
Пока лидер Франции, представляющий Евросоюз, искал с Медведевым и Путиным компромисс, американская риторика о России становилась все жестче. Накануне прибытия европейских посредников в Москву президент США Джордж Буш обвинил Россию в стремлении сместить правительство Грузии. "Россия вторглась на территорию суверенного демократического государства и угрожает его правительству. Такие действия неприемлемы в ХХI веке", - заявил Буш. По его словам, действия Москвы ставят под удар российские отношения с США и Европой. "Пора России отвечать за свои слова и совершать правильные действия в этой кризисной ситуации", - заявил президент США.
По словам эксперта американского аналитического центра Stratfor Джорджа Фридмана, США, вероятно, знали о планах Грузии. Однако, подчеркивает эксперт, знать и участвовать - это не одно и то же. «Грузинские политики известны своими серьезными политическими просчетами и нежеланием прислушиваться к союзникам. Говорить, что за грузинской атакой стоят США, - это идти по пути упрощения. Ответственность за происходящее полностью лежит на Грузии», - заявил Джордж Фридман корреспонденту «Газеты». По мнению эксперта, в краткосрочной перспективе США не могут предпринять значительных шагов, направленных против России. Однако в будущем американская администрация может использовать свои ресурсы, чтобы ослабить российские позиции во многих регионах мира и втянуть Россию в изматывающую гонку.
По мнению Джорджа Фридмана, попытки России восстановить свое влияние на пространстве бывшего СССР приведут к новым серьезным трениям между Россией и США. И перспективы России не кажутся радужными.
Бывший советник президента России Сергей Станкевич:«Трехсторонний механизм был временной мерой»
Бывший советник президента России по политическим вопросам Сергей Станкевич курировал контакты российского руководства с Южной Осетией в разгар ее первой войны против Грузии в 1992 году. Он был соавтором схемы Дагомысских соглашений, на основе которых были созданы смешанные миротворческие силы, включавшие и российских военных. О том, почему соглашения положили конец первой войне, но не предотвратили вторую, Сергей Станкевич рассказал в интервью обозревателю «Газеты» Юрию Зайнашеву.
- Какие гарантии получила Грузия от России в 1992 году?
- Россия по очевидным причинам не могла быть признана полностью нейтральной силой. Дело решили в духе времени - два лидера обменялись торжественными личными клятвами: Ельцин пообещал никогда не ставить под вопрос целостность Грузии, а Шеварднадзе - никогда не применять армию против Южной Осетии. Надо признать, что слово они сдержали. Что не предотвратило, к сожалению, войну в другом месте - Абхазии. Этот кровавый конфликт потребовал новых соглашений по той же трехсторонней схеме, подписанной в 1994 году в Москве.
- Можно ли было тогда найти более эффективную схему урегулирования?
- Вряд ли. Тогда мы полагали, что трехсторонний механизм поддержания мира - временная мера, необходимая на год-два, пока все части Грузии не придут к согласию о более прочном государственном устройстве. Как всегда временный вариант решения затянулся.
- Возможен ли сейчас второй Дагомыс?
- Важно избежать соблазнов вроде страшной мести или крестового похода на Тбилиси. Другой вопрос, найдется ли у нас сейчас вменяемый партнер со стороны Грузии? Я все же надеюсь, что найдется. Надеюсь, в Южной Осетии и Абхазии будут восстановлены линии безопасности, зафиксированные соглашениями 1992--1994 годов. Это на сегодня единственная легитимная основа. И тогда перед грузинским обществом встанет вопрос: за что заплачена такая цена? Кто ответит за гуманитарную и геополитическую катастрофу Грузии? Тогда в историю Грузии будет вписана новая страница. Писать ее теперь придется, скорее всего, не в Дагомысе, а где-нибудь в Париже, но главное, чтобы мир на этот раз был справедливым и прочным для всех.
КУДА ЕЩЕ МОЖНО БЫЛО БЫ ВВЕСТИ РОССИЙСКИХ МИРОТВОРЦЕВ?
ВАДИМ ГУСТОВ, председатель комитета Совета федерации по делам СНГ:
- Скоро узнаете: в сентябре начнется сессия парламента. Ведь не все в мире (скажем, в африканских странах) всегда бывает спокойно, а миротворческие операции в тех же Чаде или Сомали дали очень много. Но Россия обычно либо не участвовала в подобных операциях, либо, когда еще был СССР, мы участвовали несколько по-другому, нередко просто на штыках несли свою идеологию.
Сейчас Россия уже другая и была бы не против где-то стать миротворцем, однако мировое сообщество не всегда это приветствует. И тем не менее мы все равно будем в этом принимать участие, хотя и небольшим количеством военнослужащих. Прежде всего это может быть, например, вертолетная техника, а также офицеры, которые имеют очень хорошую профподготовку.
Я не случайно об этом говорю, потому что в сентябре - октябре это может решиться. Ведь у России есть старые обязательства, и мы обязательно будем рассматривать этот вопрос. В 1992 году, когда в Грузии начиналась эта бойня, в Сочи было принято решение о том, чтобы окончательно определить зоны, где будут стоять три миротворческих батальона: российский, грузинский и осетинский. Тогда там была настоящая война, но теперь прошло слишком много времени, и Грузия имеет мощнейшую поддержку США, которые руками грузин хотят заварить эту неприятную кашу. Но, по-моему, США и сами не ожидали, что все так может получиться, а миротворцы на самом деле выполнили свою функцию. За эти 15 лет в той же Абхазии погибло очень много миротворцев. Тот, кто едет туда служить, - отважный человек, ведь миротворцы постоянно находятся на прицеле.
Когда решался вопрос о том, чтобы поменять российских миротворцев на западных, представители миссии Совбеза ООН обмолвились: «Да кто ж туда поедет, там же стреляют и убивают». А там, где стоят миротворцы США, действует мощнейшая поддержка слежения спутников, и в ответ на любой выстрел наносится сокрушающий удар подавления. Так что перед теми парнями, которые 15 лет сдерживали эту бойню, можно только преклониться.
ГЕОРГИЙ ШПАК, экс-губернатор Рязанской области, бывший командующий Воздушно-десантными войсками, генерал-полковник:
- Я не знаю, куда наши президент и правительство могут их еще ввести. А вот укреплять наши Вооруженные силы надо незамедлительно.
События в Южной Осетии показали, что без мощных мобильных сил, без Воздушно-десантных войск и без хорошо оснащенных дивизий мы не сможем решить ни одной проблемы.
Да, ситуация была известна заранее, но все-таки кто-то где-то у нас ничего подобного не ожидал. И все же можно было предугадать эти события и принять меры по предотвращению гибели тысяч людей. Соответствующие должностные лица - скажем, то же ГРУ - должны были наблюдать за обстановкой. Так что здесь видны недоработки.
ДМИТРИЙ ОРЕШКИН, политолог:
- Миротворцев можно было бы еще ввести в независимые средства массовой информации, а также в интернет и иностранные посольства. И тогда бы у нас был полный порядок. Но все-таки лучше всего было бы увести их просто домой.
ЭДУАРД ВОРОБЬЕВ, бывший зампред комитета Госдумы по обороне, генерал-полковник:
- Миротворческие операции действительно предназначены для того, чтобы не возникал большой конфликт и не было настоящих серьезных боевых действий. Да, это тоже применение войск, но с ограниченными целями, потому что задача миротворцев состоит не в том, чтобы применять силу, а в том, чтобы демонстрацией силы не допустить конфликта между враждующими сторонами.
Есть операции по принуждению к миру, а есть - по поддержанию мира. В данном случае проводилась операция по принуждению к миру, а это уже боевые действия с применением не только стрелкового, но и других видов оружия. Это была высшая стадия миротворческой деятельности.


Газета.GZT.RU