Александр Тихонов. "Военные расслабляться не должны".

12.08.2008

Александр Тихонов. «Военные расслабляться не должны».Александр Тихонов. «Военные расслабляться не должны».
Вчера в Москве в РИА «Новости» Управление пресс-службы и информации Министерства обороны РФ провело пресс-конференцию заместителя начальника Генерального штаба ВС РФ генерал-полковника Анатолия Ноговицына по ситуации в Южной Осетии.
На 11 августа, по словам генерал-полковника Ноговицына, обстановка была следующей.
В ходе боевых действий 10 августа части и подразделения ВС России, принимающие участие в операции по принуждению к миру, при поддержке авиации деблокировали находившиеся в окружении подразделения миротворческого контингента и перешли к обороне Цхинвали. После этого наши войска приступили к вытеснению, пленению и разоружению оставшихся в окружении групп силовых структур Грузии в столице Южной Осетии. Также наши войска оказывают помощь местным жителям в ликвидации последствий грузинской агрессии - разрушений и пожаров - и осуществляют эвакуацию раненых. Частью наших сил проводится зачистка восточного и западного анклавов от подразделений грузинских вооруженных сил.
Военно-воздушные силы России продолжают ведение боевых действий, в ходе которых прочно завоевали господство в воздухе, нанесли поражение органам управления, войскам и объектам военной инфраструктуры в Грузии.
Отвечая на вопрос «Красной звезды» о том, сохранилась ли возможность у грузинских ВВС оказывать помехи проведению операции по принуждению к миру, генерал-полковник Ноговицын отметил, что само участие грузинской авиации на начальном этапе агрессии значительно осложнило ситуацию, поскольку наш миротворческий контингент своей авиацией не располагал. В связи с этим мы вынуждены были усиливать и наращивать свой контингент, чтобы завоевать господство в воздухе. «Практически грузинская авиация прекратила летать, - отметил генерал-полковник Ноговицын, - это значит, что помеха с воздуха (нашим миротворцам. - Прим. авт.) устранена».
Он опроверг сообщения грузинской стороны о том, что российская авиация якобы нанесла удары по международному аэропорту в Тбилиси. При этом, подчеркнул генерал-полковник Ноговицын, удары по системам разведки воздушного пространства ВВС, «которые мы расцениваем как объекты системы разведки, инфраструктуры резервов и вторых эшелонов, мы наносим». Заместитель начальника Генштаба РФ также категорически опроверг сообщение о том, что российская авиация якобы осуществляет так называемые ночные ковровые бомбардировки на территории Грузии. «Ковровые бомбометания мы не производим. 50 самолетов ночью (сведения, которые появились в некоторых СМИ. - Прим. авт.) группой летать не могут. Сам по себе посыл даже комментировать не хочется, но нужно», - сказал он и пояснил, что ночью вылеты осуществляются не строем, а одиночно для выполнения различных задач. Генерал-полковник Ноговицын опроверг сообщения ряда СМИ и о том, что российские самолеты наносят удары по нефтепроводам, проходящим по территории Грузии.
Корабли Черноморского флота 10 июля продолжали патрулирование акватории, прилежащей к зоне конфликта. В ходе отражения атаки ракетных катеров ВС Грузии один катер был уничтожен.
«Вооруженные силы России будут уничтожать все цели на море и в воздухе, которые войдут в зону безопасности и самообороны на Черном море, патрулируемую российскими военными кораблями, близ побережья Абхазии, - заявил генерал-полковник Анатолий Ноговицын. - Речь идет о морских надводных и подводных судах. Но если будет нарушаться и воздушное пространство, то мы вынуждены будем адекватно реагировать и уничтожать тех, кто вошел в эту зону безопасности».
Он также подчеркнул, что боевые корабли Черноморского флота России, которые вышли в море к берегам Абхазии, смогут в случае необходимости вернуться в базу Севастополь для пополнения запасов и дозаправки. В связи с этим генерал-полковник Ноговицын отметил, что у России есть четкая договоренность с украинской стороной по срокам базирования и порядку применения военных кораблей и что Военно-морской флот присутствует в Севастополе «не для парадов». По его словам, процедур запрета для возвращения кораблей Черноморского флота РФ в базу быть не может. Корабли подчиняются Верховному Главнокомандующему ВС РФ, они выполняют конкретные задачи и ни на кого не собираются нападать.
Что касается грузинских формирований, то в настоящее время они осуществляют перегруппировку войск и сил, приступили к отмобилизованию бригад местного ополчения. Генерал-полковник Ноговицын обратил внимание на то, что 10 августа из Ирака была возвращена 1-я пехотная бригада ВС Грузии и доставлено значительное количество грузов военного назначения. В этой связи он отметил, что «мы, военные, расслабляться не должны». Переброска порядка 800 человек личного состава бригады и до 11 тонн грузов была осуществлена восемью транспортными самолетами ВВС США.
В целом же численность нашей группировки примерно равна численности противостоящих нам грузинских войск, отметил заместитель начальника Генштаба ВС РФ, и на увеличение грузинских войск мы будем реагировать адекватно. При этом в Генштабе ВС РФ не видят необходимости в объявлении мобилизации для привлечения дополнительных сил в зону грузино-осетинского конфликта, заявил генерал-полковник Ноговицын и напомнил, что всеобщая мобилизация была объявлена грузинской стороной: это сделал президент Грузии с помощью средств массовой информации.
По оценке Генштаба ВС РФ, в целом ситуация в военно-политическом и стратегическом плане в Закавказском регионе имеет тенденцию к дальнейшему обострению. Тем не менее обстановка нами прогнозируется, контролируется, и принимаются адекватные меры различного характера, направленные на предотвращение эскалации конфликта.
Потери среди наших миротворцев и подразделений усиления к 11 августа таковы: 4 самолета (один Ту-22 и три Су-25), 18 человек (17 солдат и сержантов, один офицер) безвозвратных потерь, 52 человека санитарных потерь (получил ранение в том числе командующий 58-й армией генерал-лейтенант Анатолий Хрулев, два офицера, 49 солдат и сержантов). Кроме того, 14 солдат и сержантов в настоящее время числятся без вести пропавшими.
Генерал полковник Ноговицын подтвердил факты участия иностранных граждан в военных действиях на стороне грузинских формирований в Южной Осетии. «Чернокожих «грузин» мы там встречаем и с паспортами других государств», - сказал он, отметив при этом, что Генштаб не ведет их подробный учет.
Генерал-полковник Ноговицын подчеркнул, что за пределы Южной Осетии наши войска не выходят. «Это вопрос принципиальный. Договор от 1992 года, под которым стоит подпись и грузинской стороны, четко обозначил границы ответственности российского миротворческого контингента, и никаких задач по вторжению на территорию Грузии миротворческий контингент не имеет», - заявил он.
По его словам, российская сторона пока не получала официальных документов от Грузии, которые стали бы основой для прекращения огня в зоне конфликта. «Мы пока не имеем официальных документов с грузинской стороны, на основе которых можно было бы дать команду с двух сторон приостановить боевые действия, развести силы на границы начала противоборства, которые определены для миротворцев, затем уже сесть за стол переговоров». Отвечая на вопрос иностранного корреспондента о том, почему Россия не реагирует на призыв грузинской стороны о прекращении огня, генерал-полковник Ноговицын ответил, что пока он прозвучал только по каналам СМИ. «Это, конечно, серьезный способ, но ведь накануне вторжения Грузия точно так же - посредством СМИ - убеждала российскую сторону в том, что не собирается вторгаться на территорию Южной Осетии». Он напомнил, что подобные инициативы передаются по «иным каналам: или посредством личного контакта глав государств или по дипломатическим каналам». Кстати говоря, по словам генерал-полковника Ноговицына, системы связи для того, чтобы воспользоваться этими каналами, находятся в рабочем состоянии.
Отвечая на вопрос о том, на каких условиях российская сторона готова прекратить вооруженные действия в зоне конфликта, генерал-полковник Ноговицын указал три пункта.
Первое условие: прекращение огня и разведение противоборствующих сторон на исходные рубежи. Второе - немедленное принятие мер по предотвращению гуманитарной катастрофы. По данным на 11 августа, в агрессии Грузии в Южной Осетии более 2 тыс. человек погибли, более 34 тыс. нуждаются в эвакуации и помощи. Поэтому, подчеркнул генерал-полковник Ноговицын, в настоящее время российской стороной принято решение о вводе на территорию Южной Осетии (в рамках миротворческих границ) госпиталей Министерства обороны и МЧС России с емкостью около 200 койко-мест для оказания необходимой оперативной помощи не только военнослужащим, но и гражданскому населению.
В этой связи генерал-полковник Ноговицын подчеркнул, что никакие страны, кроме России, пока не откликнулись на гуманитарную катастрофу, которая возникла в Южной Осетии в связи с боевыми действиями. «На сегодняшний день ни одна страна, кроме России, не предложила помощи пострадавшему в Южной Осетии мирному населению - ни финансовой, ни медицинской». Он подчеркнул, что «в принципе в мировом сообществе стало традицией оказывать гуманитарную помощь пострадавшему мирному населению в результате конфликтов». «Увы, кроме России, на сегодня подобных инициатив мы пока не видим. Почему? Давайте вместе поищем ответ на этот вопрос», - предложил заместитель начальника Генштаба ВС РФ.
Наконец, третье условие - подписание грузинской стороной официального документа о неприменении оружия в рамках миротворческих сил.
Может ли конфликт распространиться на Абхазию? По словам генерал-полковника Ноговицына, такая угроза всегда существовала, но ситуация находится под контролем. Миротворческий контингент, находящийся в Абхазии, выполняет свои задачи в соответствующей степени боеготовности. Полицейским силам Грузии, находящимся в зоне конфликта, предложено сдать свое внештатное оружие (то есть кроме штатных пистолетов), время для выполнения этого назначено. Заместитель начальника Генштаба ВС РФ подчеркнул, что миротворческие функции заключаются в том же факторе сдерживания, который и в мирное время нашей группировке в Абхазии, как и в Южной Осетии, был поставлен в качестве задачи. В частности, по его словам, цель миротворцев - не допустить кровопролития, всевозможных столкновений войск, нарушений правил перемирия, которые закреплены договором 1992 года.


Газета Красная Звезда