Варежонкова Виктория. Как русские уезжали из Тбилиси (свидетельства очевидца).

11.08.2008

Варежонкова Виктория. Как русские уезжали из Тбилиси (свидетельства очевидца).

Сергей Кожевников, москвич (10 августа вернулся из Тбилиси):

- В Тбилиси я был в командировке. В пятницу, 8 августа около шести часов вечера мне позвонили и посоветовали уезжать – Россия прекращает воздушное сообщение с Грузией. Ситуация в Тбилиси на тот момент была спокойная. Разве что наряды полиции усилились - они стояли на каждом перекрестке. Простые люди говорили: «Мы не хотим воевать, но понимаем, что Южная Осетия - наша законная территория. В свое время грузинские цари разрешили осетинам жить там, а теперь они пытаются отделиться».

Я помчался в аэропорт, чтобы поскорее улететь куда-нибудь. Ближайший самолет отправлялся в украинский город Донецк в 3.30 утра. Два парня передо мной взяли билеты, и тут в кассе закончились бланки на этот рейс. Тогда я подумал: «Счастливчики!» Теперь думаю, меня Бог уберег.

В другой кассе принимали только местную валюту. Единственный обменник был закрыт, рядом с ним стояла толпа. Мне удалось достать лари в банкомате, и я купил билет до Стамбула. Самолет вылетал только в субботу - в 17.15.

Вернулся в гостиницу. Таксист, который вез меня из аэропорта, сказал, что завтра работать не будет: власти объявили всеобщую мобилизацию, и утром он пойдет в военкомат - повестка уже пришла. Настроение людей менялось на глазах, потому что многие из них получили такие повестки. Призывники ходили подавленные.

В субботу я приехал в аэропорт в полдень. Ожидал увидеть там толпы людей, но народа было не так много. Рейсы постоянно откладывались. Среди ожидающих я встретил тех самых парней, которые купили последние билеты на донецкий рейс. Их самолет задерживался уже на девять часов, и на тот момент еще не вылетел из Украины. Они звонили в авиакомпанию, но их «кормили завтраками»: говорили, что самолет вылетит через час, через полчаса, но он все не взлетал. Их друзья в то же время пытались выехать поездом в Баку. Нарастала паника. Я так и не знаю, смогли ли они улететь.

Примерно в 14.00 объявили регистрацию на мой рейс. Посадки ждали долго. На моих глазах взлетели два самолета. Один – «Грузинских авиалиний» - отправлялся в Анталию. Другой - маленький АТР-42 - летел в Баку. Вылетели мы без пяти шесть. Оказалось, что это был последний рейс, который вылетел из тбилисского аэропорта.

Когда наш самолет взлетел, все боялись воздушных налетов. Ракеты цель не выбирают. Когда мы повернули в сторону Турции, стало спокойнее. Рядом со мной плакала американская тележурналистка. Ее муж не смог улететь из Тбилиси, хотя билеты были заказали заранее.


Новая газета