Александра Белуза. Что будет после победы? Есть четыре сценария.

12.08.2008

Александра Белуза. Что будет после победы? Есть четыре сценария.

"Мы вошли в новую геополитическую эпоху, стало ясно, что надежных союзников у России нет", - вздохнул президент фонда "Политика" Вячеслав Никонов, подводя итоги завершившейся военной операции по принуждению Грузии к миру. 12 августа его фонд провел "круглый стол" на эту тему. Условно можно представить четыре сценария. Итак, первый сценарий - не вмешиваться в происходящее в Цхинвали или вместо тяжелых танков пустить легкие стрелы дипломатии. "В этом случае, - Никонов обвел взглядом собравшихся, - мы бы обрекли на гибель тысячи своих соотечественников, стали бы страной, о которую можно вытирать ноги, и в конце концов столкнулись бы с перспективой, когда следующая война вполне могла начаться уже на территории самой России".

Сценарий № 2 - войти в Тбилиси, разрушить военно-экономическую инфраструктуру Грузии. Это явно бы вышло за рамки гуманитарной операции и могло бы привести к международной изоляции России, полагает гендиректор Центра политических технологий Игорь Бунин. А поскольку российская экономика сильно зависит от международных рынков, то эффект уменьшения денег в своих кошельках мы, граждане России, ощутили бы довольно быстро.

Во вторник, после заявлений Дмитрия Медведева, стало ясно: Россия на это не пойдет. Развилка теперь лежит в другой плоскости. Россия после победы пытается продиктовать свои условия мира, а западные страны - свои, при этом они настаивают на выводе российских войск с территории Южной Осетии. Именно в этом состоит сегодня главное политическое противоречие.

Сценарий № 3, пессимистический, - Россия и Запад не достигнут компромисса. Это произойдет в том случае, если России сейчас в срочном порядке признает независимость Южной Осетии, а заодно и Абхазии. Предложение рассмотреть этот вопрос в начале осенней сессии Госдумы внес первый зампред комитета по делам СНГ Константин Затулин.

- Даже если мы признаем, то Запад не сделает этого никогда, - прогнозирует Никонов. Руководитель Парижского отделения Института демократии и сотрудничества Наталья Нарочницкая с ним соглашается. Но отмечает, что и возврат к ситуации, существовавшей в зонах конфликтов до бомбежек в Цхинвали, уже невозможен.

Как результат - долгосрочная нестабильность на наших южных рубежах, а также возможные новые линии раскола в отношениях с Украиной и Грузией, тем более если их примут в НАТО.

Сценарий № 4, оптимистический, - переговоры с посредником в лице Евросоюза. Мы, кажется, вовремя остановились. Важно проявить сдержанность, не втянуться в навязываемую России имитацию "холодной войны". "Я за то, чтобы использовать "бюро добрых услуг" - Саркози, Меркель, Берлускони и других европейских лидеров, не заинтересованных в эскалации конфликта. Поверьте, Евросоюзу разлом на Кавказе тоже не нужен", - подчеркнул вице-президент РСПП Игорь Юргенс.

Не менее важно собрать доказательства, что в отношении осетинского народа творился геноцид, раз уж мы сделали такие громкие заявления. "Чем скорее мы соберем эти факты, причем из независимых источников, тем крепче будут позиции России", - считает президент "Фонда эффективной политики" Глеб Павловский. Причем, по его мнению, эту работу "нельзя заменить демонизацией Михаила Саакашвили".


Газета Известия