Анастасия Новикова, Ольга Павликова, Александр Саргин. Победа с оговорками. Российская армия задавила числом технически более оснащенные грузинские войска.

13.08.2008

Анастасия Новикова, Ольга Павликова, Александр Саргин. Победа с оговорками. Российская армия задавила числом технически более оснащенные грузинские войска.
Шестидневная война в Южной Осетии заканчивается нехотя, словно через силу. В день траура, прошедшего вчера, противоречивые новости приходили из окрестностей грузинского города Гори: в Тбилиси говорили о вторжении российской бронетехники, в Москве все опровергали. Одновременно обе стороны объявили о боевых потерях. Замначальника Генштаба ВС РФ генерал-полковник Анатолий Ноговицын сообщил, что российские войска потеряли 74 погибших, 171 раненого и 19 пропавших без вести. Министр здравоохранения Грузии Сандро Квиташвили заявил, что с 8 августа погибли 175 грузинских военных, однако это не окончательные данные, потому что грузины не могут подсчитать потери в Цхинвальском районе, который сейчас контролирует российская армия. «Газета» подводит предварительные итоги войны с оценками ущерба и анализом действий вооруженных сил.
Чтобы полноценно проанализировать ход боевых действий 8-12 августа, пока не хватает достаточных исходных данных. Хотя в зоне конфликта находится немало российских и зарубежных журналистов, информация оттуда поступает, во-первых, отрывочная и бессистемная, во-вторых, слишком искаженная пропагандой с обеих сторон.
Российские и грузинские силы, участвовавшие в конфликте
Виды вооружений Грузинские войска 58-я армия
Живая сила Около 6 тысяч военнослужащих и военных полицейских 8-10 тысяч солдат и офицеров
Танки 100 Т-72 150 Т-62 и Т-72
Бронемашины 70 БМП, БТР 300 БМП, БТР, МТЛБ
Артиллерия 70, в том числе 3 САУ: "Пион", "Дана", "Акация" 100 гаубиц, полевых орудий и САУ
Авиация 12 штурмовиков Су-25 Авиация СКВО

Источники: Минобороны РФ, Пентагон, независимые наблюдатели

Ущерб ПВО
Один из основных итогов шестидневной войны - российская авиация сумела нанести серьезный урон грузинской системе ПВО, которая, отметим, всегда была одним из приоритетов грузинского военного строительства. Во вторник после встречи с представителями Североатлантического альянса посол Грузии при НАТО Реваз Бешидзе сообщил, что его страна запросила новые радиолокационные станции. По оценкам Пентагона, Грузия лишилась большей части своих РЛС и возможности осуществлять координацию военных операций. Один из разрушительных налетов авиация СКВО провела в ночь на понедельник, уничтожив радар в Тбилисском международном аэропорту, что было воспринято в Грузии и мире как начало ковровых бомбардировок Тбилиси.
В принципе уничтожить всю инфраструктуру ПВО Грузии не представлялось слишком уж сложной задачей: радаров у нее всего шесть (в том числе два - в районе Тбилиси, один - в Гори), а количество пусковых установок зенитно-ракетных комплексов С-125, "Оса" и "Бук" не превышает полутора десятков, и их местонахождение можно даже увидеть по доступным в интернете интерактивным спутниковым картам.
Директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов заявил корреспонденту «Газеты», что грузинской армии в материально-техническом плане нанесен серьезный урон. «Даже если грузинское руководство приложит все усилия, получит материально-техническую и финансовую помощь от США и других стран, Грузия вряд ли сможет выйти на военный уровень раньше чем через пять лет», - сказал Пухов. К тому же в ближайшее время целый ряд стран во главе с Израилем воздержится от поставок Грузии наступательных вооружений, считает эксперт.
Однако председатель комитета Совета федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров урон грузинских войск назвал скорее психологическим. «Нельзя говорить о том, что полностью подорвана боевая мощь Грузии, - заявил он корреспонденту "Газеты". - Российским войскам удалось разрушить лишь взлетно-посадочные полосы противника. Их войска скорее пострадали психологически».
Почему сбили Ту-22
Российские военные официально признали потерю трех штурмовиков Су-25 и одного бомбардировщика Ту-22. Однако, как всегда бывает на войне, эти оценки могут быть сильно занижены. Точно так же данные Михаила Саакашвили о 21 сбитом российском самолете почти наверняка завышены. Основываясь на своих источниках, руководитель Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок сообщил в интервью «Газете», что, вероятно, во время воздушных боев над Грузией было сбито не четыре, а семь российских самолетов - шесть Су-25 и Ту-22.
Вряд ли соответствуют действительности сообщения о том, что Ту-22 использовался лишь в разведке, так как нелогично использовать для этих целей бомбардировщик среднего радиуса действия в достаточно ограниченном регионе. Скорее всего, именно с него велась бомбардировка грузинских танковых колонн в ночь нападения на Цхинвали. Пухов считает, что потеря Ту-22 стала следствием недостаточного количества беспилотных самолетов разведчиков в российских ВВС.
Оценка подготовки
Один из самых интересных аспектов югоосетинской войны - сравнение боевых качеств модернизированной по стандартам НАТО грузинской армии и войск СКВО, которые только вступают в период реформирования.
Согласно двум программам Пентагона в 2002-2007 годах ("Обучи и оснасти" и "Обеспечение операций стабильности") более 5 тысяч грузинских военнослужащих прошли переподготовку для ведения боевых и миротворческих действий, а вся структура вооруженных сил претерпела изменения по стандартам НАТО. В Грузии большое внимание уделялось ночным боям, поэтому, по оценкам наблюдателей, именно в темное время суток грузинские войска имели огромное преимущество перед российскими. Учтем, что грузинские танки Т-72-SIM-1 с помощью Израиля прошли полную модернизацию, включая GPS, тепловизоры, систему опознавания "свой - чужой", новую броню. Российские же танки Т-62 и Т-72, участвовавшие в боях, столь современным оборудованием похвастаться не могут.
Кроме того, эта война показала, что российским солдатам еще далеко до американских, каждый из которых в Ираке оснащен индивидуальными системами GPS и связью, а высокоточное оружие если и применялось, то в совершенно неудовлетворительном масштабе. Руслан Пухов заявил: "Откуда нам взять систему глобального позиционирования, если ГЛОНАСС не работает, а американская GPS недоступна?"
Анатолий Цыганок подверг жесткой критике всю боевую подготовку российской армии. По его данным, значительную часть денег, отведенных на боевую подготовку, Министерство обороны истратило на помпезный парад победы 9 Мая, поэтому в мае - июне она практически не велась. Цыганок подчеркнул, что рассказы очевидцев о том, что российские военные пользуются устаревшей техникой, вполне достоверны, потому что на вооружении у России сейчас стоит только 20% новой техники. При этом 75% того, что производится, продается в другие страны, прежде всего в Индию и Китай.
Разведка и взаимодействие
Проиграли российские военные и в разведке. Цыганок считает, что в этом конфликте российские войска отреагировали не совсем оперативно. «К этой войне и Россия, и Грузия готовились одновременно, но российская разведка не определила ни рубежей выдвижения, ни в какое время Грузия сможет наступать», - отметил он. Зато у Грузии была великолепная радиоразведка, например, радиолокационная станция в районе Гори, которую им помогали оснастить американцы и которую российская армия уничтожила 12 августа.
К тому же на границе с Южной Осетией грузины установили 12-16 пеленгаторов, которые позволили определять местоположение объекта с точностью до метра. Благодаря хорошей радиолокации Грузия показала и отличную слаженность войск. А по информации Цыганка, из-за нечеткого взаимодействия между российскими частями не удалось избежать и дружеского огня (когда бьют по своим).
Столь же пессимистично настроен член совета по внешней и оборонной политике Виталий Шлыков. Он заявил корреспонденту «Газеты», что российские войска, несмотря на большое численное превосходство, не смогли одержать решительную победу. «Наша ошибка была в том, что мы очень медленно втягивались в бой, команды проходили медленно, особенно для авиации. Так, из-за отсутствия объединенного командования грузинам удавалось господствовать в воздухе сравнительно долгое время, - отметил он. - Наши войска шли без воздушного прикрытия, и их расстреливали грузинские танки. Возможно, стоило высаживать десант с вертолетов, но этого не было сделано». Грузинская армия, уверен эксперт, была оснащена лучше российской. «У них много беспилотных разведчиков, много электроники, средств засечки. Они могли даже засекать сигналы мобильных телефонов. А наши войска допустили промах. Вместо того чтобы бить по колоннам отступающих войск, начали выбивать авиацию на аэродромах. Таким образом грузинской армии удалось успешно выйти из-под удара», - сказал Шлыков.
Кто кого победил?
МАРАТ ГЕЛЬМАН, галерист:
- Легче ответить на вопрос, кто проиграл: это осетины, потому что произошла огромная человеческая трагедия. Но поскольку операцию, условно говоря, по восстановлению конституционного строя начал Саакашвили и она не достигла своих целей, то Грузия и является проигравшей стороной. Более того, Саакашвили сейчас гораздо дальше от своих целей, чем был до нее. Он проиграл еще и в том, что Южная Осетия теперь может стать частью России.
Но во всем этом никаких побед нет, а есть только поражения. Можно только говорить о том, кто проиграл, а кто нет. Россия не проиграла, потому что изоляция, в которую мы попали, носит временный характер. Сейчас начнутся разбирательства, будут вытащены документы, и пойдет нормальная европейская судебная бюрократия, а тогда и станет понятно, что Россия как минимум была в своем праве.
ГЕННАДИЙ ТРОШЕВ, советник президента, Герой России, генерал-полковник:
- Если смотреть с военной точки зрения, то победили те, кто заступился за народ и за своих граждан. А если видеть это с обыкновенной человеческой точки зрения, то не может быть победителя там, где свои народы воюют между собой.
Зато есть вполне конкретные люди, те безголовые руководители, которые совершенно не думают о своем народе и воюют с ним. И они заслуживают от своего народа только ненависть. Как это можно за одни только сутки уничтожить ни в чем не повинных граждан, среди которых было так много женщин, детей и стариков? Как все это можно было сделать с такой злобой, с которой это совершил президент Грузии? Советовали ему это делать американцы или не советовали - дело не в этом. Ведь он президент, и ему верит народ, который его избирал. Он же сам говорил, что Южная Осетия и Абхазия - это составные части Грузии. Но когда он пошел на это, то совершил преступление именно против своего народа.
Почему мы недодавили его, как говорится, в логове зверя? Да потому, что наше руководство все сделало разумно. Правильно, что мы заступились за своих сограждан, ведь 90% населения Абхазии и Южной Осетии - это граждане России. И правильно то, что наши Вооруженные силы заступились за своих миротворцев. Но если мы пойдем дальше, то уже будем агрессорами. Но никакого «опять» со стороны Грузии больше не будет: они один раз попробовали, и на этом все закончится.
НАНИ БРЕГВАДЗЕ, певица, народная артистка СССР:
- Ой, не спрашивайте меня об этом! Я пока что думаю, что они выиграли. Мы же потеряли свои земли, и как мы могли победить? Но весь ужас в том, что опять продолжаются какие-то движения. Они что хотели, то и забрали. А вы думаете, что мы начали убивать и все наши живы? Мне страшно обо всем этом говорить. Значит, они пришли, мы их увидели и должны были им сказать: «Дорогие, заберите наши земли!» Зачем вы говорите мне, что все началось с обстрела Цхинвали из установок «Град» со стороны Грузии? Клянусь, я не разбираюсь в таких тонкостях!
РУСЛАН ХАСБУЛАТОВ, член-корреспондент РАН, завкафедрой мировой экономики Российской экономической академии имени Плеханова:
- Ясно, кто победил. Грузинская армия разгромлена, а ее план по военному захвату Южной Осетии потерпел поражение. Но даст ли победа России какие-то политические дивиденды и будет ли это способствовать миру на Кавказе, станет ясно позже.
Конечно, на Западе основательно лукавят, заявляя, что Россия - агрессор. Но, с другой стороны, неверно будет говорить, что российская сторона права на все 100%. Ведь уже 17 лет прошло с тех пор, как там были подписаны договоренности, но никакой определенности по-прежнему нет. А какой сейчас статус у Абхазии и Южной Осетии? И никакого стремления решить эти проблемы с Грузией у нашей стороны не было.
Любая неурегулированность в конечном счете взрывается. Я опасаюсь, что подобные события могут развернуться вокруг азербайджано-армянского конфликта. Кстати, и там наши позиции далеко не последовательны, а всякое затягивание чревато опасностью.
Например, Израиль после 1973 года имел намерение полностью и навсегда удержать захваченные территории. Но прошло 30 лет, и они стали разумно отказываться от территорий в обмен на мир. А с нашей стороны нет подобного понимания, наоборот, снова проглядывает всяческое затягивание нерешенных проблем.


Газета.GZT.RU