Владислав Воробьев. Шесть новых заповедей. Лишь четкое их выполнение может спасти грузинское руководство от краха.

13.08.2008

Владислав Воробьев. Шесть новых заповедей. Лишь четкое их выполнение может спасти грузинское руководство от краха.
После того, как в Южной Осетии перестали стрелять, жаркие дни наступили для дипломатов. Пока США продолжают грозить России жесткой изоляцией, видимо, по-другому они разучились разговаривать, Евросоюз пытается найти дипломатический выход из труднейшей ситуации.
До позднего вечера во вторник в Тбилиси большая европейская делегация во главе с председательствующим в ЕС президентом Франции Николя Саркози пытались понять, что нужно сделать для того, чтобы вернуть мир на окраину Европы. В итоге был разработан состоящий из шести пунктов документ о прекращении огня. Предварительно текст был согласован с Москвой. Отдельные же его редакторские правки Николя Саркози уточнил, позвонив президенту России Дмитрию Медведеву.
"Уточнение было принято", - рассказал вчера в Москве о деталях переговоров глава МИД России Сергей Лавров. Речь идет о шестом пункте, в котором в итоге было записано: "Создание международных гарантий в Абхазии и Южной Осетии для обеспечения стабильности и безопасности". Министр уточнил, что вопрос о будущем статусе Южной Осетии и Абхазии в окончательном варианте документа о принципах урегулирования конфликта в регионе напрямую не упоминается. Вместе с тем Лавров подчеркнул, что обсуждение проблемы обеспечения безопасности невозможно без рассмотрения вопроса о статусе непризнанных республик: "Фраза о том, что необходимо международное обсуждение путей прочного, устойчивого обеспечения безопасности в Южной Осетии и Абхазии, означает, что эти вопросы нельзя решать вне контекста статуса".
В остальных пяти пунктах, по версии грузинской стороны, записано:
- Безусловное прекращение огня.
- Обустройство гуманитарного коридора для вывода с обеих сторон раненых и мирного населения, обмен пленными.
- Возвращение грузинских войск на постоянные места дислокации.
- Выход российских войск на позиции конфликта.
- Формирование международной миротворческой операции.
Все, что за последние дни говорили высокопоставленные чиновники из Вашингтона в отношении Москвы, честно говоря, ранее не раз звучало и даже уже начало надоедать. Только вот вместо России американцы до сих пор в свои заученные фразы вставляли слово "Иран". Каков итог их переговоров с Тегераном? Нулевой.
В Европе же, похоже, начали понимать, что политика ультиматумов и изоляций - тупиковая политика. Вчера главы МИД стран-членов ЕС собирались в Брюсселе, чтобы выяснить, готовы ли они все вместе стать цивилизованным посредником. И опять новые члены ЕС из Восточной Европы огорчили своих старших коллег, в очередной раз показав, что трезво оценивать происходящее вокруг них они пока так и не научились. К новичкам, правда, примкнула и Британия. Ее министр иностранных дел завел разговор о целесообразности дальнейшего сближения ЕС с Россией.
Как только появились сообщения о том, что в ответ на агрессию со стороны Грузии по отношению к Южной Осетии российское руководство приняло решение ввести в сопредельное государство дополнительные подразделения миротворцев, стало понятно, что теперь Америка уж точно не упустит преподнесенного президентом Грузии случая вылить всевозможные помои на встающую с колен Россию. Так им было хорошо все 90-е годы, когда российская политическая элита буквально в рот заглядывала американским советникам, перед которыми, к слову, явно не стояла задача помочь россиянам стать процветающим обществом.
Не секрет, что в России до сих пор есть в том числе и "эксперты", которые считают, что в начале XXI века Москва сделала большую ошибку, начав думать самостоятельно. При этом эти же "аналитики" старательно избегают ответа на вопрос, зачем ЕС и США действительно сильный конкурент? Он ведь им не нужен.
И сейчас все, что происходит вокруг ситуации в Южной Осетии, еще одно тому подтверждение. Безусловно, в первую очередь в Вашингтоне хотят, чтобы к Востоку от Варшавы все было максимально спокойно.
Но только при этом ситуация должна развиваться исключительно под их диктовку. А тут на тебе - Россия вдруг, не спросив ни у кого разрешения, начала защищать своих граждан на чужой территории. Да еще и пытается, пока, правда, безуспешно, им же на Западе доказать, что, оказывается, дружили они с настоящим фашистом, который не один месяц думал над тем, как за трое суток ликвидировать стотысячный народ. При этом именно Запад вложил в руки президента Грузии оружие. И до сих пор подкидывает боеприпасы.
Впрочем, не это сейчас волнует западное общество. Ему просто не дают почти никакой информации на эту тему. Зато регулярно показывают российские танки, которые якобы вероломно вторглись в почти беззащитную Грузию. При этом получается, что сейчас свою главную задачу западные политики, видимо, видят в том, чтобы уберечь Михаила Саакашвили от "агрессивного Кремля".
Что для этого предлагается сделать? "Я надеюсь, что Россия остановится и задумается над тем, что она творит", - заявила госсекретарь США Кондолиза Райс. При этом об осуждении уничтожения грузинской армией почти двух тысяч жителей Южной Осетии, многие из которых были гражданами России, ни слова.
И все же, по словам Сергея Лаврова, не все согласны с позицией Вашингтона. "По нашим контактам с зарубежными коллегами мы ощущаем, что их послы в Москве в большинстве случаев объективно информируют свои столицы о происходящем". Хотя, добавил он, "это правильное понимание и не отражается в публичных заявлениях. На это, как говорится, жизнь. Такое бывает".
Тем временем сам президент Грузии явно не спешит начинать переговоры с Москвой. Вместо того, чтобы думать о том, как доказать российскому руководству, да и многим лидерам Евросоюза, что с ним, несмотря ни на что, все-таки еще можно иметь дело, Саакашвили продолжает пытаться "уесть" Россию. Теперь он объявил о выходе Грузии из СНГ. Видимо, в расчете на то, что таким образом подаст заразительный пример. Сделал Саакашвили это заявление после общения со своим все еще лучшим другом - президентом Украины Виктором Ющенко. Не исключено, что украинский лидер намекнул президенту Грузии на то, что вслед за Тбилиси из СНГ выйдет и Киев.
Правда, пока Ющенко хранит молчание. Видимо, ждет ответной реакции со стороны других членов СНГ. А ее все нет. С одной стороны, остальные члены Содружества пока еще не получали из Грузии никаких документов, подтверждающих слова Саакашвили. "Пока все идет только на эмоциях, - заявила председатель Совета полномочных представителей государств-членов СНГ в Минске Лидия Иманалиева. - Это заявление было сделано на митинге. Должна быть логика решений. Президент Грузии пока просто заявил о выходе из СНГ. Такая процедура тщательно прописана в уставе нашей организации". При этом за последние дни сам Саакашвили десятки раз доказывал, что верить его словам не стоит. Он их тут же сам может и опровергнуть. Перестали президента Грузии воспринимать всерьез.
С другой стороны, вряд ли решительное заявление Саакашвили о выходе из СНГ кого-то могло удивить или насторожить. Российские политики не раз говорили о том, что СНГ - это политический клуб для обмена мнениями. А, как известно, клубные карты иногда можно и сдавать.


Российская газета