Ксения Фокина. Сергей Лавров "нокаутировал" госсекретаря США.

13.08.2008

Ксения Фокина. Сергей Лавров "нокаутировал" госсекретаря США.
Москва вежливо благодарит Евросоюз и ОБСЕ за готовность поучаствовать в урегулировании конфликта в Грузии, но четко дает понять: все, что вы можете сделать, - это гуманитарная помощь, а решение проблемы - в сфере российско-американского диалога. В этом убедился во вторник на встрече в российской столице с главой российского МИД Сергеем Лавровым действующий председатель ОБСЕ, глава МИД Финляндии Александр Стубб.
Корреспондент одного из американских агентств старательно выводил в блокноте вопрос министру иностранных дел России Сергею Лаврову: "Почему русские войска вошли в территорию Грузии?" Ответ на него не прозвучал на пресс-конференции, которую российский министр давал вместе с финским коллегой Александером Стуббом, - там было достаточно откровений и без этого. Он был на желтом листке, приклеенном на блокнот Сергея Викторовича. На нем министерской рукой было написано и дважды подчеркнуто слово "геноцид".
И оно без преувеличения таило в себе заряд внешнеполитической бомбы. На руке финского министра очень кстати красовался огромный часовой механизм. Но сам он поспешил занять как можно более миролюбивую позицию.
- Нам очень хочется внести вклад в прекращение огня в Южной Осетии, - сказал Стубб, сияя широченной белозубой улыбкой.
Этого нынче хотят многие. На встрече ждали министра иностранных дел Франции Бернара Кушнера, автора на скорую руку состряпанного проекта мирного урегулирования в Южной Осетии. Но с утра он отправился в аэропорт встречать президента своей страны Николя Саркози.
Впрочем, посвященный в подробности французского проекта Александр Стубб признался "Известиям": о документе, юридически обязывающем Грузию не применять силу, речи в нем не идет. А значит, и России он вряд ли будет интересен.
Как бы ни старались европейцы, в последние дни стало окончательно ясно: нынешняя ситуация вокруг Южной Осетии и Грузии - полностью в сфере российско-американских отношений. Лишним подтверждением этому стали чрезвычайно короткие (менее получаса) переговоры Лаврова и Стубба. Позже, отвечая на вопрос о роли европейских партнеров в осетинском урегулировании, российский министр тактично заметил: гуманитарная помощь, безусловно, была бы полезна.
- Наши западные партнеры должны задуматься. То, что произошло в Южной Осетии, и на их совести, - сказал он. А это - явный намек на то, что не им в общем-то диктовать условия.
Прежде всего Лавров, конечно, имел в виду США, создавших грузинскую армию, так что "международное сообщество должно посмотреть на ситуацию новыми глазами", то есть увидеть "безрассудную акцию" Саакашвили и понять, как сильно он "подорвал доверие" - и не только осетин.
- Мы знаем, что американское руководство пыталось удержать Саакашвили от безрассудных действий, - добавил он. Чем не предложение Вашингтону одуматься и своевременно отречься от проштрафившегося грузинского лидера?
Правда, слух о том, что Москва добивается снятия грузинского президента пустила не кто иной, как госсекретарь США Кондолиза Райс. В этом ее упрекнул Сергей Лавров. И, надо сказать, впервые критика американской коллеги, явно вышедшей за рамки дипломатической этики, получила такой размах. Видимо, сказался переизбыток общения: по признанию Сергея Лаврова, только за последние дни он разговаривал с ней не меньше пяти раз.
- Доктор Райс сочла возможным предать огласке кое-что из того, о чем мы с ней говорили. Я тоже, хоть и не собирался, хочу кое-что рассказать. В ходе наших бесед доктор Райс не раз пыталась убедить меня в том, что не стоит в публичных заявлениях использовать такие слова, как "геноцид". То есть США хотели бы нам отказать в праве его использовать. Но через несколько дней после последнего такого разговора Саакашвили, выступая на фоне европейского флага, употреблял слово "геноцид" в отношении действий России. Я предположил, что доктор Райс просто не успела обратиться с такой же просьбой к господину Саакашвили", - отрезал Лавров и, похоже, нокаутировал кого-то по ту сторону океана.
- Россия не будет разговаривать с Саакашвили. Он даже не раскаялся. Отдавая приказ давить танками женщин и детей и поджигать сараи с запертыми в них девушками, он говорил, что действует в интересах Европы, - продолжил он.
Стало ясно, что пощады этому нелюдю не будет. Вспомнилось вчерашнее фото, сделанное в Гори, - затравленное, с прилипшими к голове волосами лицо грузинского президента, не на шутку перепугавшегося за свою жизнь. Но это было еще не все.
Лавров добавил: "И для личного сведения американского руководства. Мы не можем вести переговоры с Саакашвили и предпочитаем, чтобы он ушел. Но мы не собираемся никого свергать. Это не в нашей политической культуре".
Это и вправду прозвучало как веский аргумент. Но министр все же уточнил: уход Саакашвили - вопрос не связанный с прекращением военных действий. Москва готова остановить их немедленно - как только грузинские войска уйдут со всех позиций, с которых возможен обстрел или наступление на Цхинвали. И внес ясность: грузинских "так называемых миротворцев" это тоже касается. А проблема территориальной целостности Грузии полностью на совести Саакашвили: своей "варварской акцией он подорвал состоятельность грузинского государства". При этом Лавров привел пример Кипра: "де-юре никто не подвергает сомнению его территориальную целостность, а де-факто вы сами знаете, что там происходит".


Газета Известия