Ольга Павликова, Иван Сотников, Александ Саргин. Бумеранг блокады. Продолжая давление на Грузию, Россия может сама попасть под пресс.

14.08.2008

Ольга Павликова, Иван Сотников, Александ Саргин. Бумеранг блокады. Продолжая давление на Грузию, Россия может сама попасть под пресс.
Заявления Джорджа Буша и Кондолизы Райс о возможности международной изоляции России в случае возобновления агрессии против Грузии только раззадорили Москву. В четверг Грузия испытала сильнейший прессинг, давление росло по всем направлениям - дипломатическому, военному и экономическому. Президент Дмитрий Медведев впервые принял в Кремле Эдуарда Кокойты и Сергея Багапша и заявил: "Мы поддержим любое решение, которое примут народы Южной Осетии и Абхазии". Замначальника Генштаба ВС Анатолий Ноговицын пообещал, что группировка российских войск останется в Цхинвальском регионе, а внутренние войска МВД усилили участки российско-грузинской границы. Наконец, ОАО РЖД ввело запрет на отгрузку угля в Грузию по паромной переправе Ильичевск - Батуми. Однако жесткое давление на Грузию может бумерангом обернуться против России, и первые признаки этого уже есть.
Президент США Джордж Буш не только не ограничился призывами исключить Россию из "большой восьмерки", но и демонстративно отправил в Тбилиси гуманитарную миссию. ВМС США и Великобритании отменили свое участие в совместных с Россией учениях ФРУКУС в Японском море, а сторожевик Черноморского флота "Ладный" попросили не участвовать в запланированных маневрах в Средиземном море.
Аудиенции
Впервые лидеры сепаратистских режимов на территории Грузии удостоились аудиенции президента России только в конце июня, когда Дмитрий Медведев обсудил с Сергеем Багапшем проблемы грузино-абхазского урегулирования. В тот момент еще сохранялась надежда на личную встречу президентов России и Грузии в конце лета, однако прием в Кремле Багапша вызвал ожидаемые резкие протесты в Тбилиси и отдалил перспективу прямого диалога. А Эдуард Кокойты оказался в четверг в Кремле в первый раз: ранее из первых лиц России с ним встречался только министр иностранных дел Сергей Лавров. Поэтому аудиенция у Медведева воодушевила абхазского и югоосетинского лидеров.
Аналогии
Дмитрий Медведев сразу же обнадежил Кокойты и Багапша. "Хотелось бы, чтобы вы знали: позиция России неизменна. Мы поддержим любое решение, которое примут народы Южной Осетии и Абхазии в соответствии с уставом ООН, международными конвенциями 1966 года и Хельсинкским актом о безопасности и сотрудничестве в Европе, и не только поддержим, но и будем их гарантировать как на Кавказе, так и в целом в мире", - заявил российский президент. Он выразил надежду, что зарубежные партнеры займут конструктивную позицию, намекая на прекращение поставок вооружений Грузии, напомнил о подготовленном совместно с президентом Франции Николя Саркози мирном плане из шести пунктов и подчеркнул: "Это еще не все".
Воодушевленные встречей в Кремле, Эдуард Кокойты и Сергей Багапш сразу же созвали пресс-конференцию, на которой заявили, что приступают к проработке вопроса о статусе Южной Осетии и Абхазии. Лидеры непризнанных республик повторили жесткую позицию по отношению к Грузии (никаких диалогов с Михаилом Саакашвили, никаких грузинских миротворцев), критиковали позицию западных СМИ и вновь провели аналогию с Косово.
Между тем стоит еще раз напомнить разницу между ситуацией на Балканах и в Закавказье: Косово восемь лет являлось подмандатной ООН территорией (с согласия России). Это означало, что миссия ООН в Косово (МООНК) имела все полномочия гражданской администрации, вплоть до жилищно-коммунальных, полицейских и судебных. Одновременно ОБСЕ курировала институционально-правовые вопросы, то есть выборы, демократизацию, соблюдение прав человека, а Евросоюз - экономические. Тем самым край жил под жестким контролем международного сообщества, в том числе России, и все процессы в нем были максимально прозрачными. Очевидно, что военные приготовления на манер югоосетинских или абхазских в Косово были исключены.
Опровержения
Одновременно со встречей в Кремле замначальника Генштаба ВС Анатолий Ноговицын на пресс-конференции опровергал непрерывно поступающие сообщения о вторжении российских войск в Поти и Гори, а также о сбитых грузинских беспилотниках. По словам замначальника Генштаба, грузины приняли за силы вторжения 50 БТР со специальным составом военнослужащих, которые имеют задачу разведки и налаживания контактов с местной администрацией.
Отметим, впрочем, что ввод российских войск в Гори 13 августа жестко опровергался командованием, однако уже в ночь на 14 августа представитель Минобороны генерал Вячеслав Борисов заявил, что войска передали контроль над городом грузинским полицейским, то есть косвенно признал, что какие-то части туда все-таки входили.
Генерал Ноговицын отказался даже предположить дату вывода войск: "Принципиально важно оставить в Южной Осетии группировку, которая будет способна выполнять миротворческие функции. Назвать дату, когда мы начнем вывод, я просто не готов, поскольку план пока не утвержден".
Анатолий Ноговицын не стал оценивать закончившуюся операцию по системе "победа - поражение". Замдекана прикладной политологии Высшей школы экономики Леонид Поляков заверил корреспондента "Газеты", что говорить о победе отечественных военных и дипломатов рано.
Но желающих еще сильнее закрутить гайки в России немало. Президент Академии геополитических проблем Леонид Ивашов заявил корреспонденту "Газеты": «Сейчас Кремль торгуется с Западом, Медведев со многим соглашается. Но Россия должна предложить новый план международного сотрудничества».
По его мнению, если этого не произойдет, то дальнейшие события будут развиваться по косовскому сценарию: российские миротворцы будут заменены на западных наблюдателей, за ними в регион придут ооновские миротворцы. Саакашвили останется у власти, Грузия получит восстановленный Цхинвали. Черноморское побережье Грузии будет подконтрольно вооруженным силам США.
Международная изоляция
Самая жесткая критика России звучит из-за океана. Если раньше в словах госсекретаря США Кондолизы Райс не было открытых прогнозов относительно российских перспектив на международной арене, то сейчас риторика госсекретаря США стала более конкретной. По ее словам, сообщения о непрекращающемся огне в зоне конфликта могут лишь усилить изоляцию, которая и без того уже угрожает России. А у международного сообщества, по ее мнению, складывается очень сильное впечатление, что Россия не ведет себя так, как международный партнер, которым, по словам России, она хотела быть. Райс в очередной раз заявила, что США поддерживают Грузию, так как это демократическое государство с демократически избранным правительством.
Уже в четверг госсекретарь США прибыла в Париж на переговоры с французским президентом Николя Саркози, а в пятницу у нее запланирован визит в Тбилиси. Отвечая на вопрос журналистов, почему в ее программе нет остановки в Москве, Райс отметила, что и без того поддерживает контакт с российским руководством на самых разных уровнях.
Глава российского МИДа Сергей Лавров, который вчера провел очередные телефонные переговоры с Райс, позднее заочно ответил на заявления госсекретаря США. По его словам, американское руководство недооценило степень воинственности и авантюризма Михаила Саакашвили. Лавров также высказал мнение, что нынешнее грузинское руководство - это специальный проект США.
При этом, по словам российского дипломата, существуют более серьезные ситуации, в которых России и США не избежать сотрудничества.
Уже 19 августа США созывают министерскую встречу НАТО, на которой и будет обсуждаться вопрос, как дальше вести диалог с Россией. По словам американских дипломатов, США не готовы вести диалог с Россией в штаб-квартире НАТО по действиям Грузии до тех пор, пока альянс не выработает официальную позицию по этому конфликту.
А глава Пентагона Роберт Гейтс заявил вчера, что США намерены пересмотреть свои отношения с Россией. По его словам, военная агрессия против Грузии будет иметь серьезные последствия для российско-американских отношений, и для преодоления этих последствий могут понадобиться годы. При этом Роберт Гейтс подчеркнул, что США не хотят повторения холодной войны.
Диалог глухих
Пока же реплики из России напоминают диалог глухих. Зампред думского комитета по международным делам единоросс Андрей Климов заявил корреспонденту "Газеты", что американцы могут применить к России лишь незначительные санкции, например, введя запрет на высокие технологии или порекомендовав крупным предприятиям не работать с отечественными бизнесменами. "Но все эти экономические действия в России, скорее всего, даже не заметят", - уверен Климов и говорит, что Николя Саркози и другие лидеры Евросоюза используют конфликт как способ доказать всему миру, что их содружество - тоже серьезный и самостоятельный игрок.
Международные правозащитники недосчитались жертв
Правозащитная организация Human Rights Watch полагает, что российскими властями было значительно завышено число жертв конфликта в Южной Осетии. Это касается как военнослужащих, так и гражданского населения.
Как известно, согласно оглашенным МИД России данным в Южной Осетии погибли 74 военных и свыше 2 тысяч мирных жителей. Однако Анна Нейстат, директор московского представительства Human Rights Watch, называет иные цифры. По ее словам, общее число погибших составляет от 50 до 60 человек, из них военных примерно половина.
Нейстат заявила: "При таком количестве раненых число убитых из опыта аналогичных конфликтов будет примерно в три раза меньше. По-прежнему вызывают серьезные вопросы те цифры погибших, которые озвучиваются официально".
Идет война холодная?
КОНСТАНТИН КОСАЧЕВ, председатель комитета Госдумы по международным делам (фракция "Единая Россия"):
- Она продолжается в умах тех политиков, которые сделали свои карьеры в условиях холодной войны. Судя по всему, они просто не способны мыслить другими категориями. К подобным политикам я бы отнес Маккейна: он всю свою сознательную жизнь сражался с Советским Союзом или, предположим, с коммунистическим Вьетнамом, а сейчас, по-видимому, совсем не может заметить того, что современная Россия - это уж точно не Советский Союз. Так что в мозгах холодная война еще существует и, к сожалению, иногда переходит в реальные дела. Иначе просто невозможно объяснить то, что сейчас происходит вокруг южноосетинской трагедии. Я считаю, что поведение политиков, руководствующихся такими клише, просто безнравственно - и с человеческой, и с политической точки зрения. Боюсь, что таких людей, как Маккейн, переубедить очень трудно. И тут дело не в возрасте, а в том, что человек всю свою жизнь посвятил реализации определенной программы. И сейчас никакой перезагрузки с ним не произошло.
БОРИСЛАВ МИЛОШЕВИЧ, бывший посол Югославии в России:
- Не думаю, что идет холодная война. Тут много составляющих, например, выборы в США, а на этом коньке республиканцы хотят завоевать победу. Но России не надо отказываться от решения вопроса о статусе Южной Осетии и Абхазии. Ведь как США решили вопрос с Косово! Я за то, чтобы Россия неуклонно проводила свою политику и немедленно признала две эти непризнанные республики. Но я бы до конца разбил эту контору, чтобы они вообще не могли ее больше использовать, так что, по-моему, российские войска остановились слишком рано. А что касается вопроса о статусе, то президент Медведев правильно сказал: его должны решать народы этих республик. Не думаю, что сейчас снова может наступить время холодной войны, потому что уже нет противостояния двух блоков. Но внешняя политика имеет много составляющих: дипломатическая, политическая, экономическая, военная, информационная и даже, может быть, подрывная. Иногда элементы холодной войны могут и появляться, к тому же сейчас мы наблюдаем некоторое похолодание отношений. Саакашвили был рад, что американцы похлопывают его по плечу, и хотел в Южной Осетии сделать то же, что и в Сербской Краине. Но Россия - молодец - не позволила этого сделать.
НИКОЛАЙ ГУБЕНКО, депутат Мосгордумы (фракция КПРФ), художественный руководитель театра «Содружество актеров Таганки»:
- Все политики мира - и Буш, и Саркози, и черт в ступе - знают, что она никогда не прекращалась и не прекратится до тех пор, пока Россия не будет уничтожена. Холодная война, возможно, прекратится, но только тогда, когда будет уничтожена не только наша страна, но и Китай. Главное направление удара - это территория той страны, которая именуется Россией и где очень много необходимых для Запада ресурсов. Нам надо понимать, что эта война была, есть и будет при жизни многих поколений. Просто нам нужно быть самодостаточными. Если Райс сказала, что нам грозит изоляция, то мы просто должны быть готовы к этому.
ЮРИЙ КОБАЛАДЗЕ, управляющий директор по корпоративным отношениям компании Х5 Retail Group N.V.:
- Она не в полном разгаре и не сравнима с советскими временами. Но первые ее признаки, конечно, уже есть. Достаточно взглянуть на карикатуры, которые публикуются в западной прессе, чтобы вспомнить риторику холодной войны. Все это очень печально. Да, в США сейчас предвыборная кампания, но ведь речь идет не только о них, но и о других странах.
ЭДУАРД ЛИМОНОВ, писатель:
- Думаю, что о России поговорят, поговорят, а потом накал страстей снизится. Ввиду того, что есть некий предлог, на Россию сейчас и идет такой наезд. Но ведь дело не бесспорно, потому что Саакашвили ввел свои войска и обстреливал Цхинвали. Скоро они отлипнут от России, и это не перерастет в холодную войну. Буш, занимая такую жесткую позицию по отношению к России, поступает неосторожно. Но делает он это потому, что уходит и уже ни за что не отвечает. Это обычная история: я жил в США и знаю, как они себя ведут. Это похоже на бандитский наезд: мол, давай деньги, то да се... А если не получилось - взяли и отъехали.


Газета.GZT.RU