Владимир Мухин. Первые уроки последней войны. Ряд авторитетных военных экспертов России высказывают нелицеприятно жесткие оценки.

14.08.2008

Владимир Мухин. Первые уроки последней войны. Ряд авторитетных военных экспертов России высказывают нелицеприятно жесткие оценки.
Вчера замначальника Генштаба РФ генерал-полковник Анатолий Ноговицын обнародовал данные о потерях Российской армии в зоне грузино-осетинского конфликта. Погибли 74 человека, 171 человек получил ранения, пропали без вести 19 военнослужащих. Точными данными о потерях противника Генштаб не располагает, однако, по словам министра здравоохранения Грузии, они составили 175 человек. Правда, сколько из них военнослужащих, так и осталось не ясным.
Таковы предварительные итоги активной фазы операции «по принуждению к миру». Война закончена, агрессор, как заявил во вторник президент РФ Дмитрий Медведев, «наказан и понес очень значительные потери».
Между тем ряд авторитетных военных экспертов России, которые в свое время работали на руководящих должностях в Минобороны РФ, высказывают, скажем прямо, нелицеприятно жесткие оценки достигнутых Россией военно-политических итогов в этом конфликте.
Как заявил «НГ» президент Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид Ивашов, в течение длительного периода руководивший в МО РФ Главным управлением международного военного сотрудничества, РФ преждевременно прекратила боевые действия против Грузии и пошла на диалог с посредниками по ЕС: «Победу над Грузией отдали Николя Саркози, который уже изменил пункты по урегулированию конфликта, что наверняка скажется самым отрицательным образом на геополитических интересах России на всем Южном Кавказе».
Не менее критичен и академик Российской академии безопасности генерал-лейтенант Юрий Неткачев, который в 1993-2000 годы был заместителем командующего Группы российских войск в Закавказье. По его мнению, Россия, осуществляя военную операцию, крайне неэффективно уничтожала военные объекты Грузии. При этом эксперт считает, что Москва вправе была распространить военно-морскую блокаду не только на побережье Абхазии, но и всей Грузии. Можно было рассмотреть вопрос и воздушной блокады страны, с тем чтобы не допустить военной помощи Грузии извне. «Действия российского руководства были половинчатыми. Мы не сломали военной машины Грузии, а, согласившись на прекращение огня, значительно ограничили себя в действиях по наказанию агрессора, о чем так решительно совсем недавно заявляло Минобороны РФ», - говорит Юрий Неткачев.
Критические высказывания в адрес военно-политического руководства страны звучат сегодня не только со стороны отставного генералитета, который традиционно настроен оппозиционно по отношению к Минобороны и Кремлю, но и со стороны вполне лояльных властям экспертов. Так, приближенный к руководству Минобороны РФ президент Академии военных наук генерал армии Махмут Гареев заявил, что «краткосрочный акт грузинской агрессии вскрыл болевые изъяны в подготовке наших войск и в управлении силами и средствами непосредственно на поле боя, и в целом в технологии принятия решения на военный период». При этом он указывает, что «один из главных наших просчетов в ходе агрессии Грузии, напавшей на Южную Осетию и российских миротворцев, заключается в ошибках российских разведслужб и прежде всего военной разведки, которые не смогли заблаговременно вскрыть вероломные планы грузинской стороны». Заметим, что Махмут Гареев в свое время был заместителем начальника Генерального штаба ВС СССР.
Генерал армии заявляет, что именно просчетами разведки «объясняется и наше замешательство в управлении силами и средствами в первоначальный период агрессии, и потеря самолетов, включая дальний бомбардировщик Ту-22, и многочисленные жертвы как среди российских миротворцев, так и среди мирного населения».
Гареев, как и многие другие эксперты, считает, что «авиаудары по авиационным базам грузинских войск были оправданны, но они наносились с большим опозданием». Между строчек звучит намек на то, что в начальный период конфликта излишне медлило российское политическое руководство. И, полагает военный теоретик, генералитет здесь должен был взять инициативу в свои руки. «Когда гремят пушки, в данном случае грузинские «Грады», ждать указаний вышестоящего руководства поздно, необходимо срочно наносить сокрушительные удары, прежде всего по базам и огневым позициям противника. Это - азбука войны», - отметил генерал.
О просчетах и серьезной неподготовленности войск к боевым действиям говорит и бывший главком ВВС России генерал армии Анатолий Корнуков. По его мнению, «экипаж самолета Ту-22, который был сбит над Грузией, отправили на смерть», поскольку не были своевременно выявлены грузинские средства ПВО. Корнуков также указывает на просчеты разведки и некомпетентность руководства ВВС: «Зачем надо было направлять дальний бомбардировщик в Грузию, с которой у нас есть общая граница?»
Анатолий Корнуков уверен, что для выполнения задач в Южной Осетии и Грузии вполне хватило бы штурмовой и фронтовой бомбардировочной авиации. Озабоченность методами применения авиации высказал «НГ» и другой бывший главком ВВС РФ Петр Дейнекин (1991-1998). Он заявил, что с начала боев российские войска не сумели уничтожить средства ПВО Грузии. И еще одним недостатком генерал считает то, что в ВВС была плохо организована поисково-спасательная служба, в результате чего летчики со сбитых самолетов попадали в плен.


Независимая газета