Партия войны: начинает и выигрывает?

14.08.2008

Партия войны: начинает и выигрывает?
Открытая военная фаза российско-грузинского конфликта завершена, во вторник президенты РФ и Грузии при посредничестве президента Франции подписали план урегулирования в Южной Осетии, состоящий из шести пунктов, однако полной ясности о том, закончились ли на самом деле военные действия в зоне конфликта, пока нет.
Сенсационная новость о том, что российские танки вышли из Гори и идут в сторону Тбилиси, облетела в среду днем многие СМИ. Первым об этом сообщил корреспондент агентства «Франс-пресс», затем подтвердил корреспондент «Эха Москвы», также об этом со ссылкой на официальные заявления грузинских политиков передали другие агентства. Секретарь Совбеза Грузии Каха Ломая сообщил, что несмотря на достигнутые договоренности о прекращении военных действий, в среду утром в Гори вошла колонна тяжелой техники. В российском Генштабе информацию о танках опровергли.
На пресс-конференции в РИА Новости заместитель начальника Генштаба ВС РФ Анатолий Ноговицын заявил, что соединения российской армии в Южной Осетии прекратили активные действия, но получили приказ оставаться в тех местах, где они до этого находились. По его словам, часть войск осуществляет охрану транспортных коммуникаций, в первую очередь автодороги, по которой в Цхинвали поступает гуманитарная помощь. Отдельный медицинский батальон приступил к работе в столице Южной Осетии. Авиация выполняет воздушную и авиационную разведку, прикрытие войск и объектов и сопровождение колонн с гуманитарными грузами.
Однако слова генерала были опровергнуты многочисленными свидетельствами о том, что военные действия в районе Гори ведутся, причем об этом заявили не только представители руководства Грузии. В прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» многие дозвонившиеся слушатели, ссылаясь на своих родственников, находящихся в Гори, рассказывали о ночных бомбардировках города, о бесчинствах и мародерстве, которые творились в городе, в том числе, добровольцами, о надписях на танках, принадлежащих батальону «Восток», о затоплении грузинских кораблей в г. Поти российскими десантниками и т.д.
Ближе к вечеру Москва признала, что, российские вооруженные силы действительно присутствуют на окраинах Гори и Сенаки. «Мы из этого секрета не делаем, - процитировал главу МИДа Сергея Лаврова Интерфакс. - Наши военные находятся там не для того, чтобы вести боевые действия. Они должны обезвредить огромный арсенал вооружений и военной техники, которые грузины бросили без какого-либо присмотра».
«В связи с незаконным применением военной силы против Российской Федерации в Южной Осетии российская сторона была вынуждена использовать свое неотъемлемое право на самооборону. Оно закреплено в статье 51 Устава Организации Объединенных Наций» - говорится в письме постоянного представителя РФ при ООН В.Чуркина на имя председателя Совета Безопасности. Постпред просит «распространить настоящее письмо в качестве документа Совета Безопасности», сообщил МИД РФ.
Однако, какими бы ни были объяснения российской стороны, в итоге пятый пункт подписанного накануне президентами Медведевым и Саркози соглашения - вооруженные силы России выводятся на линию, предшествующую началу боевых действий - оказался нарушен. Поэтому критические заявления в адрес РФ были ожидаемыми.
В среду со специальным заявлением в Вашингтоне выступил президент США Джордж Буш. Он подчеркнул, что Москва должна держать свое слово и действовать так, чтобы положить конец кризису. Глава американского государства выразил обеспокоенность тем, что российские войска продолжают военные действия на территории Грузии. Он сказал также, что направляет госсекретаря Кондолизу Райс в Париж для переговоров с президентом Франции, а затем в Тбилиси, чтобы выразить солидарность с Грузией.
«Россия своими вооружёнными действиями в отношении Грузии значительным образом подорвала свою способность быть частью ведущего мирового сообщества», - заявила Кондолиза Райс в интервью телекомпании Эй-Би-Си. «Я надеюсь, что Россия остановится и как следует посмотрит на то, что она делает», - сказала она.
Вечером в среду телекомпания CNN со ссылкой на представителей американской администрации сообщила, что сейчас на территории Грузии находятся пятнадцать тысяч российских военнослужащих. Речь идет о солдатах, которые дислоцированы на территории двух непризнанных республик в Грузии - и Южной Осетии и Абхазии. По данным Пентагона, с начала боевых действий на прошлой неделе в регион были введены, как минимум, 8-10 тысяч военнослужащих. При этом в Белом доме озабочены тем, что реальные рамки военной операции России остаются неясными.
Днем ранее, во вторник, высокопоставленный представитель министерства обороны США заявил об отмене запланированных на пятницу совместных с Россией военно-морских учений FRUKUS. Представители американской администрации сообщают также, что члены «большой восьмерки» решают вопрос об исключении России из этого сообщества и возвращении к G-7. А Вашингтон, согласно заявлениям официальных лиц, пересматривает вопрос о приглашении России в Организацию по экономическому содружеству и развитию.
Кандидат в президенты США от Демократической партии Барак Обама заявил о необходимости пересмотреть вопрос о переговорах по вступлению России в ВТО в связи с действиями российских вооружённых сил в Южной Осетии. По его мнению, следует добиваться пересмотра двусторонних и многосторонних соглашений с Россией.
С аналогичными призывами в еще более жесткой форме выступил Джон Маккейн, давно призывающий исключить Россию из «большой восьмерки». Накануне о предстоящем охлаждении заявил генсек НАТО Яаап де Хооп Схеффер, который прямо сказал, что без последствий конфликт России и Грузии пройти не может.
Как было объявлено, министры иностранных дел 26 стран-членов НАТО соберутся в следующий вторник в Брюсселе. Это будет экстренное заседание, посвященное военному конфликту между Россией и Грузией, заявил официальный представитель Североатлантического альянса.
А между тем, днем в среду в Брюсселе министры иностранных дел 27 стран-членов Евросоюза не смогли прийти к единому мнению относительно того, какие меры стоит предпринимать по дальнейшему разрешению ситуации между Грузией, Южной Осетией и Россией. Они выслушали информацию глав МИД Франции и Финляндии о проведенных ими с российской и грузинской сторонами переговорах, ознакомились с пунктами подписанного главами России и Грузии при посредничестве президента Франции плана, однако ни к какому решению не пришли.
Среди членов ЕС нет единого подхода в оценке конфликта. Польша и страны Балтии потребовали решительного осуждения миротворческих действий России и выступили за ужесточение политики ЕС в отношении Москвы. При этом глава МИД Литвы призвал наказать Россию за использование силы.
Франция, Германия и Италия, изначально призвавшие к немедленному прекращению военных действий, с осуждением России не выступили. Против создания «антироссийского» фронта высказалась и Бельгия. А глава МИД Финляндии Александр Стубб предостерёг от начала игры во взаимные обвинения. «Когда мы говорим о миротворчестве, я думаю, что ЕС должен играть центральную роль», - заявил Стубб.
Глава МИД Кипра Маркос Киприану со своей стороны призвал коллег максимально беспристрастно оценивать события в Южной Осетии, так как в противном случае ЕС не удастся внести свой вклад в разрешение проблемы. «Если ЕС хочет быть посредником, ему надо оставаться объективным и беспристрастным», - заявил он. По словам министра, Евросоюзу нужно действовать крайне осторожно и оценивать последствия каждого своего шага. Кроме того, он выразил убеждение, что в настоящее время ЕС не должен рассматривать вопрос введения каких-либо санкций против Москвы.
Министр иностранных дел Великобритании Дэвид Милибэнд признался, что военные действия России против Грузии «многих шокировали». По его словам, Европейскому Союзу предстоит определить, следует ли продолжать сближение с Россией. Он отметил, что Евросоюз, вероятно, обсудит вопрос об отношениях с Россией во время встречи министров иностранных дел ЕС 5 и 6 сентября во Франции. Милибэнд считает, что на этой встрече необходимо будет решить, нужно ли продолжать работу над договором о стратегическом партнерстве и сотрудничестве (СПС) с Россией.
Тем временем находящийся в Грузии президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес высказался за придание международного формата миротворческим силам в Южной Осетии и Абхазии. «Россия стала стороной конфликта, поэтому дискредитировала себя как миротворец и дискредитировала принципы международных миротворческих сил», - заявил президент. По его мнению, «международному сообществу предстоит предпринять большие усилия, чтобы направить в конфликтные регионы для поддержания безопасности новые подразделения миротворцев, например, при содействии Европейского Союза или ОБСЕ».
Как сообщила пресс-службе президента Эстонии, Ильвес вместе с руководителями Польши, Украины, Латвии и Литвы встретился в Тбилиси с президентом Франции Николя Саркози. На встрече была выражена надежда на то, что Россия позволит в срочном порядке прибыть в конфликтный регион международным организациям по оказанию помощи. Президент Эстонии также заявил, что поддерживает позицию генерального секретаря НАТО Яапа де Хоопа Схеффера о том, что решения саммита НАТО в Бухаресте остаются в силе и интеграция Грузии в НАТО продолжится.
Однако президент Польши Лех Качинский раскритиковал предложенный Президентом Франции Николя Саркози мирный план урегулирования конфликта в Грузии и заявил, что он не защищает грузинскую территорию. «Мы слышали, что там речь идет о таких условиях, как прекращение операции. Но там нет ни одного слова о территориальной целостности Грузии», - заявил он. «Туда следует добавить этот пункт. Это нарушение правил, на которых базировался мир в Европе на протяжении десятилетий. Мы не можем нарушать эти правила», - сказал Качинский.
«Совет министров Европейского Союза должен занять намного более жесткую позицию, и я призываю их сделать это», - подчеркнул президент Польши. Он также призвал Вашингтон гарантировать безопасность этой страны. «Грузинская нация и ее соседи имеют право на безопасность. Если наш союзник хочет играть роль большого мирового лидера, как раз сейчас время себя проявить. Я призываю Президента Буша и его команду к этому», - сказал Качинский.
А между тем днем ранее министр иностранных дел Абхазии Сергей Шамба заявил, что международное сообщество должно признать независимость Южной Осетии и Абхазии. Парламент Северной Осетии, в свою очередь, принял обращение к руководству РФ с просьбой рассмотреть вопрос о признании Россией независимости Южной Осетии. «Народы Южной Осетии и Абхазии уже определили для себя статус наших республик как независимых государств. Тем более после геноцида осетинского народа в Цхинвали и ранее геноцида абхазов в начале 90-х годов прошлого века со стороны Грузии наше совместное проживание в едином государстве невозможно», - сказал Шамба.
Депутаты также призвали международные правовые организации к сбору доказательств в отношении руководства Грузии, отдававшее преступные по вооруженной агрессии против Южной Осетии. Выступавшие на заседании парламента подчеркивали, что «все жертвы будут бессмысленны, если границы Южной Осетии не будут защищены российскими войсками и откладывать этот вопрос дальше нельзя».
Накануне заседания в Брюсселе немецкая «Frankfurter Allgemeine» написала: «С момента расширения на Восток в ЕС не прекращаются споры, как следует относиться к «новой» России и как с ней обращаться. Жертвы российской политики агрессии и экспансии прошлых времен ощущают вновь ставшие явными имперские замашки Москвы более остро, чем страны старой Европы, которые никогда не были под советским игом. Для молодых членов ЕС в Центральной и Восточной Европе путинская Россия снова начинает представлять угрозу, по меньшей мере, в том, что касается их суверенитета, и это оправдывает их стремление попасть в НАТО и ЕС - теперь понятно, что может случиться с теми, кто, как Грузия, (пока) не смог попасть в НАТО.
Об этом должны задуматься и все те, кто на саммите НАТО в Бухаресте и до него всячески препятствовал сближению Грузии и Украины с Североатлантическим альянсом».
«Москва аргументирует свою позицию тем, что следует учитывать российские интересы и чаяния, но сама она делает все для того, чтобы членство Грузии и Украины в НАТО было отложено на неопределенный срок. Ведь Западная Европа не хочет ссориться с Москвой из-за этих двух стран. В западной части ЕС, в особенности в Германии, действует принцип «надежды» в том, что касается «стратегического партнерства» с Москвой: надежды на то, что Россия при Путине и его преемнике будет все больше развиваться в направлении всеобщей демократии, хотя бы отчасти похожей на западную, и с ее помощью удастся справиться с мировыми угрозами, - продолжает немецкое издание. - Однако ни внутренняя, ни внешняя политика России не развивается согласно ожиданиям Запада; Москва противопоставляет свою позицию западной как на Балканах, так и в Иране.
На Южном Кавказе Москва вступила в страну, которой НАТО пообещало членство. Этот акт агрессии не смогут приукрасить даже те, кто с пониманием относится к позиции Москвы. Западу можно было бы посоветовать настраиваться впредь на то, что Москва, преследуя свои интересы, больше не исключает возможности военной конфронтации». «Нужно ли такую страну, как Грузия, которая имеет стратегическое значение для Запада, являясь транзитной страной для газа и нефти, отдавать на произвол России? ЕС должен будет задать себе подобные неудобные вопросы и найти на них еще более неудобные ответы, если он претендует на нечто большее, чем на роль бесполезного «посредника» в постепенном выстраивании российской империи» - заключает «Frankfurter Allgemeine».
Не верят в то, что Россия окончательно прекратит военные действия, западные наблюдатели.
Эксперт берлинского Фонда науки и политики Уве Хальбах скептически оценил заявление Дмитрия Медведева о прекращении российской военной операции в Южной Осетии. «Он объявил ведь и о том, что боевые действия могут быть возобновлены в случае агрессивных действий с грузинской стороны. Оперативная обстановка в Грузии непонятная, сведения о том, сложили ли грузинские войска оружие или нет, поступают противоречивые. Так что прекращение огня еще не стопроцентное» - заявил эксперт в интервью Deutsche Welle. Говоря о целях конфликта, Хальбах отметил: «Грузинская сторона уже давно преследовала цель вывести на международный уровень тлевшие в Абхазии и Южной Осетии конфликты, привлечь к их решению мировое сообщество и тем самым уменьшить здесь роль России. Россия же преследовала прямо противоположную цель - сохранить монополию на поддержание мира на Кавказе и по возможности не подпускать к нему других игроков… Я не думаю, что нефть непосредственно была решающим фактором в этом военном конфликте. Я вообще скептически отношусь к расхожей формуле «война за нефть». Это геополитическое клише. При оценке геоэкономической функции Кавказа, однако, он, конечно, играет заметную роль как регион транзита каспийской нефти. Известно, что Азербайджан - важный производитель нефти, а Грузия - ее не менее важный транспортер. Нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан - существенный элемент в восприятии Кавказа Россией и западными странами. Но я бы не сказал, что этот конфликт разгорелся из-за нефти».
Отвечая на вопрос о том, какие последствия будет иметь эта война для отношений России и Запада, Хальбах сказал: «Все будет зависеть от того, окончилась эта война или она будет продолжаться. От того, как следует понимать слова Путина о том, что военную акцию надо проводить до ее логического завершения. Что является ее логическим завершением? Если, как объявил президент Медведев, российская миссия закончена, если ее цель состояла в том, чтобы отразить грузинское нападение, тогда Запад будет и далее вести себя с Россией, как прежде, и Россия сохранит свою важную роль на мировой арене. Если же российские действия в Грузии будут продолжаться и возникнет впечатление, что Россия пытается захватить Грузию, тогда ее имидж как ответственного и важного игрока на мировой арене, которого Россия добивалась последние годы, будет сильно подорван».
«Путин решил преподать Грузии суровый урок, а заодно и показать все остальным, как не стоит себя вести с Россией», - считает Стефан Вольф, профессор политологии и директор Центра Международного кризисного менеджмента и антикризисного управления высшей школы политики и международных отношений при университете Ноттингема. В интервью Deutsche Welle он заявил:
«Цель России изначально была шире, чем миротворческая миссия в Южной Осетии и Абхазии. Россия была обеспокоена стремлением Грузии вступить в НАТО. В течение длительного времени создавалось впечатление, что поддержания сепаратистских тенденций в Грузии было бы для Москвы вполне достаточно. Но когда в 2004 году Саакашвили начал проявлять силу, в частности, решив вновь объединить Грузию, разногласия между Тбилиси и Москвой стали расти, и конфликт вошел в новую фазу. Саммит НАТО в Бухаресте в апреле этого года еще раз подтвердил, что, если бы Грузия разрешила все свои внутренние конфликты, двери НАТО были бы для нее открыты. Россия имела следующие намерения. Во-первых, она решила помешать Грузии избавиться от внутренних проблем, при этом показав Тбилиси, кто есть кто, ограничив ее влияние в конфликтном регионе. Во-вторых, продемонстрировать всем, что не стоит играть с огнем и стремиться к членству в НАТО против согласия России.
В настоящий момент трудно представить, что Россия могла бы добиться абсолютного контроля над грузинской территорией, но она приложила немало усилий, чтобы подорвать военную мощь Грузии. Как бы то ни было, Саакашвили, в любом случае, потерял бы уважение народа, когда его начали бы спрашивать, почему Грузия не прекратила наступательные операции в Южной Осетии, недооценив Россию как сильного соперника, действующего быстро и эффективно и обладающего несоизмеримой силой. Не стоит забывать, что власть Саакашвили неоднократно оказывалась под угрозой, как в этом году, так и в прошлом. Когда дым сражений рассеется, оппозиция вновь наберется смелости и попытается свергнуть Саакашвили.
Проблема в том, что эта операция, наверняка, затянется, и, скорее всего, по своим масштабам напомнит нам о 90-х годах, когда внутренняя оппозиция свергла тогдашнего постсоветского лидера Грузии Звиада Гамсахурдию, и его место занял бывший советский министр иностранных дел Эдуард Шеварнадзе. Правительство, которое, предположительно, придет на смену Саакашвили, не обязательно будет иметь пророссийскую ориентацию и отличаться исключительной благосклонностью к своему большому соседу, - но, скорее всего, будет более реалистично осознавать, каков баланс власти на Кавказе, а также необходимость стабильных конструктивных отношений с Россией. Я полагаю, смена власти в Грузии очень вероятна в ближайшем будущем. Однако маловероятным я считаю установление Россией полного контроля над Грузией, равно как и реинтеграцию Грузии в Российскую Федерацию, по крайней мере, в обозримой перспективе. Пока сложно также сказать, станет ли Россия укреплять свои связи с Южной Осетией и Абхазией до такой степени, что эти два региона станут частью России».
Говоря о главной цели России в данном конфликте, Стефан Вольф отметил: «В случае России речь, прежде всего, идет о ее собственных интересах в сфере безопасности - сохранении сферы влияния, укрепления за собой статуса сильной державы, а также сохранения и расширения контроля над нефтегазовыми ресурсами на всей территории бывшего советского пространства. Россия тщательно следила за ситуацией в Грузии и была готова отстаивать свои интересы в случае необходимости, в том числе и с применением военной силы. Ведь ни для кого не секрет, что исход военных действий между России и Грузией предсказать несложно. Но одно дело - повергнуть Грузию путем применения военной силы, и совсем другое - справиться с такой страной, как Украина.
Поскольку контроль над энергетическими ресурсами согласован, конфликт в Грузии представляет собой незапланированный сценарий. Газопроводы проходят через территорию Грузии от Каспийского моря, главным образом, из Азербайджана, к богатым международным рынкам. Для Азербайджана это единственная возможность избавиться от контроля России над его газопроводами, чего страна добивалась долгие годы. В то же время, речь идет о единственном доступе мировых рынков к ресурсам Закавказья который не может быть перекрыт Россией. Длительная нестабильность в Грузии могла бы сделать газопровод зависимым от энергетических ресурсов России. Более того, Россия могла бы получить в свои руки контроль над распределением каспийских и центрально-азиатских энергетических ресурсов».
Говоря о роли Дмитрия Медведева и Владимира Путина в данной кампании, британский эксперт отметил: «Несложно догадаться, что полный контроль над ситуацией оказался в руках Путина. Сложнее предположить, было бы все по-другому, если бы балом правил Медведев. Оба лидера четко скоординировали между собой сферы компетенции. Создается впечатление, что Медведев менее жесткий политик, чем его предшественник, однако, он все еще темная лошадка. Путин более предсказуем. Он точно знает, как действовать в состоянии кризиса, и отлично знает правила игры между бывшим Советским Союзом и Западом. Его игра основана на реальной политике. Он решил преподать Грузии суровый урок, а заодно и показать все остальным, как не стоит себя вести с Россией, и использует все доступные средства, чтобы избавиться от Саакашвили».
Какие последствия могут ожидать Россию? Как повлияла на ее авторитет в мире завершающаяся военная кампания? Кто выиграл и кто проиграл в результате этого конфликта? Эти вопросы МиК задал Валерию Хомякову, генеральному директору Совета по национальной стратегии:
- Негативных последствий действительно много. Во-первых, очевидно то, что у России настоящих союзников и друзей просто не существует. Поскольку ни один из лидеров стран СНГ не выступил с заявлением, в котором бы поддержал Россию или действия России. Были достаточно острожные высказывания Назарбаева и все. А наш союзник, о котором наши патриоты всегда говорят, что он самый лучший друг России - Лукашенко, и то отмолчался. Вот это первый вывод - что союзников у России нет. И то ли у нас их вообще не было, то ли мы их растеряли в ходе этого конфликта, это еще предстоит выяснить. Возможно, многие просто прикидывались, что они наши друзья. А друг, как известно, познается в беде.
А то, что для России это было бедо й, ясно. И, наверное, никто даже не предполагал, что эскалация конфликта в Южной Осетии произойдет именно сейчас, именно в это время. Наверное, и у нас, и во всем мире надеялись, что напряженность в регионе рассосется. Но, знаете, это как беременность, которая рассосаться не может. Поэтому все произошедшее можно считать результатом ошибок, в том числе, российской дипломатии.
Для меня также очевидно, что говорить о том, кто выиграл, довольно трудно. Зато проигравших здесь много, и Россия проиграла с точки зрения международной репутации и положения как цивилизованной державы, так как теперь ее цивилизованность очень сомнительна в глазах европейцев, американцев и т.д.
Если говорить о Саакашвили, то он тоже, как я думаю, не выиграл. Потому что тот сценарий, который у него, видимо, был, причем не только в отношении этой операции, но и политический - быть форпостом демократии в регионе и олицетворять борьбу за демократические свободы, причем цивилизованными методами, тоже не получился. Конечно, грузинские военные дел наворочали много в Южной Осетии, и мне кажутся справедливыми те высказывания, в которых идет речь о том, что со стороны Грузии воевали наемники. Так вполне могло быть, потому что наемник - это человек, который зарабатывает деньги на убийствах. И те части, которые входили в Цхинвал, наверняка состояли из наемников, поскольку, наверное, настоящие военные не пошли бы на убийства мирных жителей, на их расстрелы и т.д. А наемнику все равно - ему сказали, он пошел и убил всех подряд.
Но в выигрыше, как это ни странно может показаться, на мой взгляд, может оказаться режим Кокойты. Этот человек давно находится у власти в Южной Осетии, и он давно мечтал о том, чтобы обрести некую защиту, в том числе, юридическую, от Грузии. И выигрыш для него заключается в двух аспектах. Первый - теперь, как он думает, всем ясно, что Южная Осетия ни на какие переговоры с нынешним режимом в Тбилиси просто не пойдет. И тогда может приблизиться косовский сценарий, который при нынешнем раскладе становится более вероятным. Он заявит, что в Грузию они теперь войти не могут ни при каких условиях, так как у них было серьезное кровопролитие, пострадали люди, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Второй аспект выигрыша - что теперь он получает весьма серьезное финансирование от России на восстановление Южной Осетии, разрушенного Цхинвала: коммунального хозяйства, жилищного фонда и т.д. Я думаю, что там умеют, в кавычках, распоряжаться деньгами. И если это «умение» будет продемонстрировано, то огромная сумма денег окажется в карманах близких к режиму Кокойты чиновников. И это, конечно, выигрыш.
Что касается дальнейших каких-то сценариев, то история пока не закончилась. И пока, слава Богу, нам удалось избежать, по крайней мере, хочется в это верить, самого негативного для нас сценария - если бы наши войска продолжали боевые действия, если бы не было достигнутых договоренностей при посредничестве французского президента. Тогда, я не исключаю, могла бы собраться Генеральная ассамблея ООН, поскольку Совбез никаких решений, понятно, принять не может. И эта Генассамблея ООН просто лишила бы нас мандата миротворцев и вынудила бы нас оттуда уйти. Соответственно, в регионе конфликта появились бы другие миротворцы, в основном, конечно, представители стран НАТО. Наверное, Украина бы туда своих миротворцев послала. В итоге бы мы могли потерять то влияние, которое пока еще в этом регионе существует.
Пока этот неблагоприятный сценарий отодвинулся на задний план, но вероятность развития событий в этом направлении остается.
- А как Вы думаете, насколько серьезно надо относиться к угрозам в адрес России и возможным санкциям против нее? Отменены российско-американские военные учения, отказался заседать совет Россия-НАТО, в Вашингтоне раздаются призывы выгнать нас из «большой восьмерки», пересмотреть вопрос о приглашении России в ОЭСР и т.д. На ваш взгляд, эти угрозы реальны?
Иногда бывает так, что угрозы являются гораздо более опасными, чем их исполнение. Я думаю, что надо будет посмотреть, насколько все эти события будут реализованы. Вернутся ли американцы к отложенным совместным маневрам или нет, состоится ли встреча Дмитрия Рогозина с руководством НАТО? Пока все это отложено и понятно почему - история еще не закончилась, войска еще там, возможны провокации со всех сторон.
И я не исключаю, что осетинские военные приложили руку к тому, чтобы наши войска туда вошли, и умышленно провоцировали грузинское руководство, чтобы оно активизировало своих военных в регионе.
Так что пока осложнения еще возможны, и это опасно. В результате мы можем оказаться не только в политической изоляции, которая фактически уже состоялась, и из этой изоляции, безусловно, нужно будет выходить. Мы можем оказаться в экономической изоляции - пока такая опасность тоже существует. Западным инвесторам, которые собираются вкладываться здесь в различные проекты, сказали: ребята, вы что, с агрессором собрались работать? Тогда извините, на вас найдется управа. И серьезным инвесторам, западным кампаниям, могут запретить инвестировать в нашу российскую экономику. Такие тенденции уже просматриваются и налицо падение инвестиционной привлекательности России. Оно, конечно, могло быть еще большим, чем сейчас, но пока еще ничего не закончено, и как будет развиваться ситуация, не ясно.
Возможно, будут какие-то ограничения на выезд ряда российских граждан за пределы РФ, в первую очередь, чиновников, военных и т.д. И я не знаю, как сейчас отреагирует на все это Израиль, который дал добро на безвизовый въезд российских граждан в свою страну, начиная с сентября. Это будет самый серьезный сигнал, если он приостановит введение новых правил безвизового въезда россиян. И тогда мы попадаем в очень неприятную историю. Политическая изоляция, экономическая изоляция и ограничения перемещения наших чиновников - крупных бизнесменов, которые сотрудничают с российской властью, представителей компаний, где есть государственный капитал, военных и представителей спецслужб, которых это могло бы коснуться (рядовых граждан это бы не коснулось, напротив, для них могли быть сделаны какие-то упрощения для въезда в страны Евросоюза) - все это возможно.
История не закончилась, сценариев очень много, и развилок тоже. Все будет зависеть от того, как сейчас пойдет исполнение тех договоренностей, о которых во вторник было объявлено. Насколько долго будут российские войска находиться на тех позициях, которые они занимают и т.д.
- Генштаб сразу после объявления Медведевым о прекращении операции заявил, что не собирается покидать территорию Южной Осетии. И некоторые данные свидетельствуют о том, что военные действия в регионе продолжаются.
Ну, а кто у нас хозяин в стране? Начальник Генштаба или все-таки Верховный главнокомандующий? Я думаю, что чем раньше мы оттуда уйдем и займем те позиции, которые занимали наши миротворцы, то есть, фактически вернемся к ситуации, которая существовала до начала этого конфликта, на момент начала августа, тем лучше. Находиться там сейчас очень опасно, так как все будет истрактовано, как нарушение границ сопредельного государства. Нас спросят: что вы там делаете, и скажут: возвращайтесь в свои казармы и окопы, где находились ваши миротворцы, а избыточный контингент отправьте в Россию обратно. Война закончилась!
И если начальник Генштаба у нас главнее, чем Верховный главнокомандующий, тогда возникает очень много вопросов: что у нас, выиграли силовики от всего этого? Наверное. Очевидно те, которые потерпели серьезное сокрушительное поражение в ходе передачи власти в марте, но зато теперь они на коне. И для них существует опасность, что грузинские войска могут двинуться на Москву, например, или опасность террористических актов со стороны каких-то грузинских уголовных элементов и т.д.
В этой связи я не исключаю, что у нас сейчас обострится ситуация в Чечне, в Ингушетии и Дагестане. Я уже не говорю о том, что все это возможно в крупных городах, дабы придать значимость опасения этих групп. Кто это будет делать? Для меня далеко не факт, что это будут какие-то террористы. Нельзя исключать и провокационных действий, например, со стороны бывших представителей наших спецслужб, которые бы легко могли дестабилизировать ситуацию так, как это было в 1999 году.
Внутренняя ситуация у нас сейчас весьма сложная, так что все еще впереди, и дай Бог, чтобы все эти негативные прогнозы не сбылись, и ситуация бы развивалась по более мягким и прозрачным сценариям.


ИАА МиК