Рашид Г. Абдулло, Душанбе. Кавказский рубеж.

14.08.2008

Рашид Г. Абдулло, Душанбе. Кавказский рубеж.
Боевые действия, развернувшиеся в Южной Осетии, представляют собой сложное многоаспектное явление.
Гуманитарный аспект
Любые боевые действия, тем более с использованием артиллерии танков и авиации, оборачиваются для гражданского населения гуманитарной катастрофой. Гибель и страдание людей, главным образом, гражданского населения. Убитых мирных граждан, по последним данным не менее 1600 человек, беженцев - свыше 30 000. И это только осетин. Но есть и грузины, бежавшие от войны в Тбилиси и другие районы Грузии. Разрушение налаженного быта, всей системы жизнеобеспечения. Целый город и множество посёлков в Южной Осетии лежат в развалинах. Бомбы падают уже и на объекты в районах, населенных грузинами. В общем, большая гуманитарная катастрофа и человеческие трагедии.
Политический аспект
Действия руководства Южной Осетии, в принципиальном плане, ничем не отличаются от действия руководств албанских косоваров. И те, и другие стремятся быть самостоятельным. В этом плане, фактическая поддержка руководства Южной Осетии руководством России ничем не отличается от поддержки Западом руководства албанских косоваров.
В то же самое время, Южная Осетия является такой же непризнанной республикой, провозгласившей свою независимость, как и Республика Ичкерия времен Дудаева, Яндарбиева и Масхадова. Она продолжает рассматриваться международным сообществом как неотъемлемая часть суверенной Грузии. Точно так же, как оно рассматривало и Чечню неотъемлемой частью Российской Федерации. Соответственно, если исходить из этой данности, то, типологически, действия грузинского руководства ничем не отличаются от действий российского руководства по восстановлению конституционного порядка в Чечне. И нет ничего удивительного в том, что грузинское руководство именно таким образом и в тех же терминах, квалифицировало свои собственные действия, начиная боевые действия против Южной Осетии.
Геополитический аспект
События в Грузии не могут не привлекать к себе пристального внимания в столицах стран СНГ. Ведь на кону стоит вопрос о том, какая из двух мощных держав - Россия и США, активно действующих на просторах СНГ, является более привлекательной в качестве стратегического политического и военного партнёра. Степень же привлекательности будет определяться степенью надёжности каждой из этих держав в качестве союзника и эффективностью оказываемой ею политической, военной и прочей поддержки.
Уже с начала военных действий было ясно, что Россия оказывается в более трудной ситуации. Если её поддержка будет достаточно эффективной и Южная Осетия нанесёт поражение грузинскому руководству, в столицах СНГ политических симпатий к России не прибавится, но сотрудничество с ней в военной сфере станет ещё более привлекательным.
Если же грузинское руководство одержит верх, то это станет очередной неудачей России в противостоянии США и Западу и под вопросом окажется уже эффективность и надёжность России как стратегического военно-политического союзника. В то же время, всё более привлекательным будет выглядеть, как доказавшее свою эффективность, сотрудничество с США в военной сфере.
События показали, что противостояние Грузии с Южной Осетией переросли в противостояние с Россией, и что впервые за многие годы Россия жёстко ответила на брошенный ей военно-политический вызов за пределами страны, придя на помощь своему союзнику в регионе. Но помощь пришла лишь после того, как, практически в течение менее одних суток в начавшейся войне нашли свою смерть не менее 1600 тысяч мирных граждан, город Цхинвал и несколько окружающих южноосетинских сёл оказались в развалинах. И это притом, что такая большая держава, как Россия, с её возможностями по получению самой разнообразной информации, не могла не знать, что руководство Грузии взяло курс на решение южноосетинского вопроса силовым путём, что её вооружённые силы изготовились к наступлению. В этой связи союзники России по СНГ, ОДКБ, включая Таджикистан, не могут не задаться вопросом - насколько скорой будет реакция их основного стратегического партнёра в случае возникновения реальной военной угрозы для них извне?
После ввода в Южную Осетию частей 58 армии, десантников и пр. подразделений преимущество российской стороны стало подавляющим. Однако вся эта военная мощь не сумела быстро вернуть ситуацию к состоянию на 6 августа. Грузинские военные проявили умение противостоять мощи российского оружия. Уже одно это обстоятельство говорит об эффективности грузино-американского сотрудничества в военной сфере, особенно в том, что касается подготовки личного состава грузинских вооружённых сил.
Позиция руководства стран СНГ
Почти в каждой из стран СНГ реально имеются или могут возникнуть ситуации, аналогичные грузинской. Приднестровье в Молдове, Севастополь и весь Крым в Украине, Нагорный Карабах в Азербайджане, северные области в Казахстане и т.д. Именно поэтому руководители стран СНГ не могут, по определению, не симпатизировать стремлению грузинского руководства восстановить территориальную целостность своего государства. Другое дело, что не все из них могут, выразить свою симпатию явным образом. И не только ввиду возможной негативной для них реакции Москвы, но и в силу того, что методы, которыми грузинское руководство взялось собирать воедино свою страну, зачастую шокирующие, вызывают множество вопросов. В сложившихся обстоятельствах руководство стран СНГ, скорее всего, ограничиться призывами к разрешению всей проблемы путём переговоров, избегая, в отличие от российского руководства, жёстких формулировок.
Некоторые выводы
Прямым следствием войны будет изменение отношения к России в мире. Раньше тот же Запад считал совершенно безболезненным для себя игнорирование позиции России по важным для неё и её безопасности вопросам. Традиционный российский пиетет к Западу, нежелание или неумение свои слова подкреплять конкретными действиями, непоследовательность самих этих действий побуждали западные страны и их союзников именно так относиться к России. После нынешних событий на Кавказе любви к России в мире больше не станет, но, уж точно, уважения к ней прибавится, что гораздо существенней. Конечно, если российское руководство и впредь будет свои слова подкреплять соответствующими действиями.
Реальные и потенциальные союзники получили подтверждение надёжности России как военно-политического союзника и партнёра. Соответственно, возрастёт и доверие к ней как к серьезному стратегическому партнёру. Само это доверие будет способствовать усилению политического потенциала России и одновременно усилению потенциала её союзников на международной арене. И опять же, если она в очередной раз не откажется, причём добровольно, как это уже было в недавнем прошлом, от возможности быть самостоятельной силой в мире.
Вместе с тем, так уж устроен мир, что новая Россия, её новые жёсткие походы не могут не вызвать обеспокоенности даже у своих союзников по СНГ. Обеспокоенности по поводу того, а не станет ли модель поведения России в отношении Грузии, опробованная в ходе войны, универсальным инструментом российской политики, не деформирует ли она её отношения с партнёрами, отношения на постсоветском пространстве? Не станет ли она стремиться к ограничению суверенитета постсоветских государств? Именно эта обеспокоенность будет подталкивать руководителей постсоветских государств к большей и более глубокой диверсификации их отношений своих стран с внешним миром.
«Оазис»


ИАА МиК