Вопросы без ответов.

15.08.2008

Вопросы без ответов.

Неделю назад я предполагала, что следующий мой телеобзор будет посвящен Олимпиаде - празднику, который ждали зрители всего мира и который китайцы, верящие в магию цифр, открыли ровно в 8 часов 8 минут 8 августа 2008 года. Но в этот же день, немногим раньше, случилось событие, которое затмило этот праздник мира и спорта: в Южной Осетии началась война. Олимпийские игры, которые и в куда более кровожадные времена останавливали войны на планете Земля, на сей раз никого не остановили. И пока на олимпийском стадионе Пекина шла феерическая по красоте церемония открытия Игр, мирные люди в мирном городе гибли под бомбами и снарядами, и наше телевидение чередовало спецвыпуски страшных новостей с фрагментами великого единения народов. Такой дьявольской драматургии не смог бы придумать и сам Стивен Спилберг, под чьим творческим руководством была организована и проведена церемония открытия пекинской Олимпиады!

Меж тем сама Олимпиада в сознании большинства россиян, судя по рейтингам спортивных соревнований, отошла на периферию. Самым востребованным телевизионным "продуктом" в эти дни стали новости, которые выходили на всех каналах практически каждый час. О них и пойдет речь. О наших новостях, а не о новостях СNN и ВВС, которые сегодня только ленивый не упрекает в необъективности и тенденциозности. Они-де занимаются не информацией, а пропагандой.

Они и впрямь на сей раз не слишком отличались объективностью, почти открыто сочувствуя грузинской стороне, развязавшей агрессию на территории маленькой республики. Но в конце-то концов что нам до CNN с ВВС? Неприятно, конечно, что они специфическим образом формируют мировое общественное мнение - в отличие от наших новостей, рассчитанных исключительно на внутреннее потребление. Однако ж именно нам и именно внутри собственной страны объективные и правдивые новости нужны как воздух, не говоря уже о комментариях умных и компетентных людей, которые рассказали бы своей аудитории, кто виноват, что делать и чем сердце успокоится.

Помню, когда американцы начали войну в Ираке, все ведущие российские каналы в экстренном порядке переверстали сетки вещания и посадили в студиях своих лучших информационщиков и аналитиков, которые по горячим следам комментировали и анализировали происходящее в Багдаде на фоне "картинки", которую в прямом эфире транслировал канал CNN.

Сейчас наши лучшие информационщики и аналитики в отпусках, и ни один из них отпуска не прервал. Наверное, не было на то высшей (начальственной) воли, но кого из зрителей это волнует? Впрочем, может, это даже к лучшему. Так, комментарии Михаила Леонтьева способны лишь усугубить и без того тяжелое положение и развязать уже не локальную, а мировую войну. Изо дня в день он нагнетает ситуацию, обвиняя в агрессии уже не только и не столько Саакашвили, в адрес которого не жалеет самых оскорбительных эпитетов ("бесноватый фюрер Мишико", "специально подрощенный отморозок", "городской сумасшедший"), сколько "наших заклятых американских партнеров", которые якобы и готовили эту войну. Комментарии Леонтьева исполнены лютой ненависти ко всему западному миру и решимости идти до конца. До какого конца, до какой победы Леонтьев призывает идти Россию, непонятно. Зато понятно, что грузины, отключившие на своей территории вещание всех российских каналов, правильно сделали. Иначе никакой Николя Саркози не смог бы убедить их в необходимости прекратить военные действия. Иначе даже те из них, кто не поддерживает политику своего президента, встали бы под ружье, чтобы защитить честь и достоинство своей нации и страны от оскорблений ведущего комментатора "Первого канала".

Сами новости на большинстве телеканалов отличались в эти дни крайней противоречивостью. В то время как один канал сообщал о полном контроле российских войск над Цхинвали, другой утверждал, что грузинские войска продолжают бить по городу прямой наводкой. Пока одни информировали о входе в город российской бронетехники, другие еще несколько часов твердили о том, что бронетехника на подходе.

Канал "Россия" употребил весь свой новостной потенциал на исследование американского следа в этой войне (здесь нет равных комментатору Константину Семину, виртуозно владеющему риторикой времен "холодной войны"), а также разоблачение грузинского президента.

Портрет Саакашвили разделили на сектора и со ссылкой на американского физиономиста "проанализировали" особенности строения его лица: "широкий лоб - наличие буйной фантазии и склонность к нестандартным решениям; кустистые брови - стремление к власти; мясистый кончик носа - любовь к деньгам, ради которых его обладатель готов на все; широкий участок от кончика носа до подбородка - упрямство; глаза - склонность к капризам и желаниям, которые должны быть удовлетворены любой ценой". Вывод автора сюжета: "У Саакашвили эти желания оказались не только чересчур большими, но и преступными, поэтому за них придется платить". Вывод психиатра: "Высока вероятность того, что этого человека объявят невменяемым и неспособным нести ответственность за то, что он совершил".

Слушайте, вам есть дело до психического здоровья Саакашвили, основанного на исследовании особенностей строения его действительно малосимпатичной физиономии? Мне лично - решительно никакого. А если бы он, напротив, был красив, как бог? Что бы это меняло? Зато мне хотелось бы узнать, что привело руководство Грузии к решению начать агрессию против Южной Осетии? Мне было бы очень важно понять, имелись ли легитимные основания у Российской армии открыто вступать в вооруженный конфликт на территории другой страны? Мне также чрезвычайно важно было бы знать, действительно ли наши войска бомбили грузинские города и даже вошли в Гори? Лишь спустя два дня после завершения операции по принуждению Грузии к миру наши власти признали, что российские армейские подразделения действительно находятся в Гори, где обезвреживают брошенный грузинами арсенал оружия, но не считается ли это нарушением международных норм - так и осталось неясным.

Ни одна информационная программа не дала ответа ни на один из моих вопросов. О "зеркальных" событиях в Чечне вообще никто не вспомнил. Разве что чеченский лидер Рамзан Кадыров поблагодарил премьер-министра Путина за мир, стабильность и решение социальных вопросов в Чечне, решительно осудив грузинских агрессоров и выразив поддержку народу Южной Осетии. С грузинской же стороны никто на нашем телеэкране так и не появился, если не считать раненого грузинского солдата, который, по словам корреспондента, вернувшись домой, обязательно расскажет, как гуманно российская сторона относилась к пленным.

Обвиняя западные телекомпании в тенденциозности и одностороннем освещении грузино-югоосетинской войны, наши телевизионщики напомнили своим иностранным коллегам: "Культура новостных сообщений требует подтверждения из нескольких источников". Золотые слова. Но обратить их надо и к себе. Война, конечно, многое списывает - только не смуту, которую сеют в головах зрителей, оставляя без ответов резонные вопросы.


Газета Известия