Джон Р. Болтон. Пришло время укротить русского медведя. Бывший представитель США в ООН Джон Болтон считает, что российское вторжение в Грузию и исходящая от РФ ядерная угроза Польше требуют жесткой ре

17.08.2008

Джон Р. Болтон. Пришло время укротить русского медведя. Бывший представитель США в ООН Джон Болтон считает, что российское вторжение в Грузию и исходящая от РФ ядерная угроза Польше требуют жесткой реакции, пока не стало слишком поздно.
Не успел рассеяться дым с грузинских полей битвы, как началось другое противостояние. Российское вторжение за границы страны, ее подавление грузинских военных сил, а теперь еще и ее ядерные угрозы в сторону Польши - все это перекраивает политическую карту в новом, неблагоприятном отношении. Как бы ни была плоха кровавая резня в Грузии, внешние последствия будут еще хуже.
США занимаются ерундой, в то время как Грузия выжжена дотла. Штатам не удалось даже выйти на правильный с точки зрения риторики уровень в своих публичных заявлениях в течение трех дней после того, как началось российское вторжение. Причем они не подкрепили свою риторику ровно ничем, что хотя бы приблизительно походило на решительное действие. Этот пример - явное доказательство стратегии "бумажного тигра". Призыв президента Буша к России "отступить, позволив решать все странам-участницам", и официальный визит Кондолизы Райс в Тбилиси - все это имеет отношение к делу, но едва ли обнадеживает. Отправка гуманитарной помощи - самое большое, что мы бы сделали, если бы Грузия пострадала от природных катаклизмов, а не от катастрофы, сделанной руками человека.
Европейский союз сыграл ведущую роль в дипломатии, результаты напоминали исторический эпизод с Невиллом Чемберленом в Мюнхине: договор о прекращении огня, в котором ни словом не упоминается о территориальной целостности Грузии, зато России позволяется продолжать свои военные операции в рамках "миротворческой" миссии повсюду в Грузии и распространять свое влияние по всему континенту. Однако еще большие опасения уже долго вызывает то, что ЕС считает своей задачей не защищать жертву агрессии, а заняться своим любимым делом - посредничеством.
Даже этого печального факта было достаточно для того, чтобы полностью перевести НАТО на задний план, в то время как танки и самолеты с грохотом вломились в то место, которое Чемберлен назвал "далекой страной".
В Нью-Йорке, парализованном перспективой российского вето, Совет Безопасности ООН, этот храм здравомыслия, оказался таким же бесполезным, как и во время холодной войны.
Справедливости ради следует сказать, что Россия по крайней мере понимает, как осуществлять свои полномочия в Совете, о чем остальные его члены, как часто кажется, забыли.
Западные страны дружно потерпели фиаско в разрешении этого кризиса. Грузия зря потратила время, позвонив в 3 часа ночи в Белый дом. Более того, кровь на когтях медведя не прошла незамеченной и в других бывших республиках Советского Союза. Россия определенно продемонстрировала, что намерена открыто пойти на Тбилиси, и установила марионеточное правительство, прежде чем какой-нибудь западный лидер смог оторваться от созерцания Олимпийских игр. Вполне возможно, что и их ждет та же участь.
Страх - единственная реакция, которую хотела вызвать Россия, и она этого добилась, причем не только в ближнем зарубежье, но и в столицах западноевропейских государств. Угрожая Польше ядерным оружием, потому что последняя согласилась разместить у себя американскую систему ПРО, Москва дала понять, что метод устрашения работает, и это еще один плохой знак для Запада. Однако ее первоочередной целью являлась гегемония, что она и продемонстрировала, взявшись за реконструкцию Цхинвали, столицы ее будущей вотчины - Южной Осетии.
Контраст очевиден: политика кнута и пряника, о которой американские и европейские дипломаты только говорят. Более того, Россия, глазом не моргнув, захватила руководство над трубопроводом Баку - Тбилиси - Джейхан, единственной дорогой из Прикаспийского региона, которая сейчас не контролируется только Россией или Ираном. Это вряд ли позволит обвинять Грузию в "провоцировании" российской атаки. Никакого толку не было и от США, когда на прошлой неделе анонимные представители госдепартамента заявили репортерам, что они предостерегли Грузию от провокаций по отношению к России. Эта конфронтация проявилась не только в нарушении правил маркиза Куинсбери (разработчика современных правил бокса, принятых в 1865 году. - GZT.ru) в Южной Осетии, где бои на этнической почве уже долго являются привычной реалией. На самом деле мы столкнулись с гораздо большей проблемой, а именно с методами, которыми Россия планирует решать международные дела в ближайшие десятилетия. В независимости от того, "спровоцировал" ли грузинский президент Михаил Саакашвили русских 8 августа или 8 сентября - или нет, это нападение было хорошо спланированным.
Поэтому зададим исконно русский вопрос: "Что делать?" Есть три ключевых пункта в плане восстановления доверия к Америке: ясная политика по отношению к России, привлечение внимания Европы и проверка нас самих на прочность. Сложится ли так, что, как уже было в истории, натиск России на Олимпийских играх и ее опасная риторика станут первым шагом на пути к воссозданию империи, зависит от того, способна ли администрация Буша продемонстрировать свою некогда сильную волю в не лучшие для себя дни, и от того, что скажут американские избиратели на президентских выборах в ноябре. Европа также может сыграть определяющую роль. Под Европой я подразумеваю настоящую Европу, а не чиновников и бесконечные заседания советов в Брюсселе.
Первое. Россия ясно дала понять, что не намерена терпеть вакуум между своими границами и линией раздела, за которой начинается территория членов НАТО. С момента краха Варшавского договора и Советского Союза именно это было центральным вопросом, влияющим на решение о членстве в НАТО. В расчет принимались опасения, что государствам, территориально заполняющим собой "пробел" между Россией и НАТО, будет грозить еще большая опасность российской агрессии в том случае, если они вступят в альянс. Вероятность нестабильности и конфронтации была очевидна.
Отказ Европы на предложение Буша по вступлению Украины и Грузии в НАТО послужил настоящей провокацией для России, так как он продемонстрировал слабость и робость Запада.
До тех пор пока в Москве это понимают, риск для любой другой страны, входившей в СССР, и для такого нестабильного в политическом отношении региона, как Ближний Восток, остается. Понятно, что не все бывшие советские республики так важны для НАТО, как Украина (из-за ее размера и стратегически значимого географического положения) или Грузия (из-за ее важности как пункта, обеспечивающего нам доступ к нефти бассейна Каспийского моря и природным газовым ресурсам). Более того, не все они отвечают базовым требованиям НАТО.
Но сейчас мы должны пересмотреть свои отношения со всеми ними. В действительности это то, что не получилось сделать у НАТО после оранжевой революции и "революции роз", в результате чего мы и оказались в сегодняшней неудобной ситуации. Своими действиями в Грузии Россия дала понять, что ее долгосрочная цель - заполнить этот "пробел", если этого не можем сделать мы, а также оказать давление на бывшие сатрапии СССР, такие как Польша. А это, как любят говорить западные лидеры, неприемлемо.
Соответственно, НАТО должно провести встречу на уровне министров иностранных дел, чтобы пересмотреть ту капитуляцию, которую допустил альянс весной в Бухаресте, и решить, что Грузия и Украина вступят в НАТО. Действуя таким образом, мы не спровоцируем Россию, а, наоборот, дадим ей понять, что агрессивное поведение приводит к последствиям, которые она не захочет терпеть, и таким образом, сгладим глубокий разрыв в отношениях между Россией и Западом.
Второе. США необходимы прямые переговоры с нашими друзьями в Европе, которые должны были бы состояться задолго до нападения на Грузию. Так, бездействие США дало французскому президенту Саркози и ЕС шанс захватить дипломатическую инициативу в свои руки. Однако Россия пришла в Грузию не с дипломатами или рублями, а с танками. Это угроза безопасности, а должное место для обсуждения угроз безопасности на границе государства - члена НАТО (я имею в виду Турцию) - это НАТО.
Подобные слова могут идти вразрез с мнением европейских лидеров, но пришло время выяснить, сможет ли НАТО выстоять в этой конфронтации с Москвой, проходящей в принципиально новом формате. Если и был момент после падения Берлинской стены, когда Европе следовало бы побеспокоиться, так это сейчас. Нежелание европейцев действовать посредством НАТО скажет нам все, что нужно знать о нынешнем состоянии альянса.
И последнее. Самый важный шаг должен быть совершен в США. Благодаря президентским выборам 4 ноября у американцев есть возможность прикоснуться к пульсу страны, учитывая широкий спектр реакций на проведенную Россией молниеносную войну - реакций сенаторов Маккейна и Обамы (по крайней мере сначала).
Маккейн сразу же понял все значение российской атаки и необходимость сильного ответа, а высказывания Обамы сначала были такими же робкими и осторожными, как и реакция администрации Буша.
По иронии, впоследствии подход Обамы приблизился к жесткой позиции Маккейна, за которой пришла и запоздалая реакция Буша. В любом случае давайте проведем в рамках предвыборной кампании полноценные дебаты по вопросу о действиях России в Грузии и ее последующей агрессивной риторики. Уже до этих событий Маккейн говорил об исключении России из "большой восьмерки", другие предлагали блокировать ее присоединение к Всемирной торговой организации или же наложить на нее санкции до тех пор, пока российский военный контингент остается в Грузии. Обама активно избегал частных вопросов внешней политики (кроме проблемы быстрого вывода войск из Ирака), но пора покончить с этой привилегией.
Мы должны знать, является ли лейтмотив кампании Джорджа Макговерна 1972 года - "Америка, убирайся домой" - действительно тем, чего хотят избиратели, или же они хотят упорно продолжать свою линию, как предлагает Маккейн. Ворчливая Европа ради собственного блага должна надеется, что Америка сделает последний выбор.
© The Daily Telegraph


Газета.GZT.RU