Евгений Григорьев, Владимир Скосырев. У России хотят отнять Олимпиаду. В реакци

17.08.2008

Евгений Григорьев, Владимир Скосырев. У России хотят отнять Олимпиаду. В реакции Запада на события в Закавказье доминируют призывы побольнее наказать Москву.

Канцлер ФРГ Ангела Меркель в отличие от своего предшественника Герхарда Шрёдера готова прислушиваться к президенту Грузии Михаилу Саакашвили. В американском Конгрессе выдвинуто предложение отменить зимнюю Олимпиаду в Сочи, а в Англии – ограничить въезд россиян и их рейды по британским универмагам. Все это связывают с вооруженным конфликтом на Кавказе, который стал своего рода козырем для политиков в борьбе за поддержку избирателей. В США республиканский кандидат Маккейн, выступающий с безудержной критикой России, смог на этом коньке догнать по популярности своего соперника демократа Барака Обаму.

В Вашингтоне два члена Палаты представителей Конгресса США от штата Пенсильвания Алисон Шварц и Билли Шустер выступили с призывом к Международному олимпийскому комитету отменить свой выбор российского города Сочи в качестве места для проведения зимней Олимпиады 2014 года. По их словам, Россия «нарушила Олимпийскую хартию» и должна быть наказана.

Требование конгрессменов пока не приняло конкретной законодательной формы, они планируют это сделать в начале сентября, когда Конгресс возобновит работу после летних каникул. По сообщению AFP, американские законодатели могут подкрепить свой призыв конкретными мерами по противодействию спонсорским взносам на проведение Игр со стороны американских фирм.

Это не единственный случай нагнетания политиками истерии по поводу событий в Закавказье. Как отмечает американская газета Christian Science Monitor, вооруженные столкновения между Россией и Грузией начались словно по заказу кандидата в президенты США сенатора Джона Маккейна. Они позволили ему продемонстрировать свои познания в области внешней политики и делать громкие заявления. Маккейн уже несколько раз звонил своему «другу Мише».

Претендент от демократов Барак Обама поначалу призвал обе стороны к сдержанности (как и Белый дом), а затем сам ужесточил риторику. На данный момент оба высказываются предельно жестко. Каждый осуждает «российскую агрессию» и высказывается за то, чтобы пересмотреть вопрос об участии России в «большой восьмерке» и возможности ее вступления во Всемирную торговую организацию.

Пока в выигрыше оказался Маккейн. Если еще в начале месяца отставание Маккейна от Обамы составляло около 6–7% голосов, то теперь, согласно последнему опросу, за каждого из кандидатов готовы проголосовать 44% респондентов. В дальнейшем воздействие конфликта на президентскую гонку будет зависеть от того, потеряют СМИ интерес к нему через пару недель или обстановка на Кавказе будет приковывать их внимание в течение оставшихся до выборов трех месяцев.

Если положение в дальнейшем вернется к неустойчивому статус-кво, какое существовало раньше, то кавказская тема уйдет с первых полос газет и сводок главных новостей ТВ, полагает Норман Орстейн, эксперт из Американского института предпринимательства. Но и в этом случае некоторое превосходство Маккейн получит. Дело, по словам Орстейна, не в слабой реакции Обамы. Просто события на Кавказе напомнили американцам: «Мы живем в мире, где полно жестких парней, которые не делают так, как мы хотим. Поэтому нужно иметь жесткого парня в Белом доме».

Наиболее хлесткая фраза, которую произнес Маккейн в последние дни, звучит так: «Мы все сейчас грузины». Но это может прийтись не по вкусу избирателям, которые настроены против того, чтобы американская армия вовлекалась в новые конфликты за границей. Заявление Маккейна настораживает многих американцев, утверждает Том Хенриксен, старший научный сотрудник Стэнфордского университета. Ученый отнюдь не уверен в том, что «Америка желает принять участие в новых этнических конфликтах».

Пример Маккейна оказался заразительным и для лидера британских консерваторов Дэвида Кэмерона, который рассчитывает одолеть лейбористов на всеобщих выборах и поселиться в доме по адресу Даунинг стрит, 10. Для того чтобы покарать Россию за ее военную акцию в Грузии, он предложил ввести визовые ограничения для наших граждан, собирающихся посетить Англию. Такие ограничения, по его словам, ударят по российской элите, которая любит отовариваться в роскошных магазинах Европы в конце недели. «Российские покупатели не смогут прохаживаться по магазинам Selfridges в то время, как российские армии маршируют по другим странам», – утверждал Кэмерон.

Кэмерон также призвал временно вывести Россию из G8, заморозить переговоры о партнерстве между Россией и Евросоюзом и открыть двери НАТО для Грузии.

Однако в официальных британских кругах эти жесты лидера оппозиции вызвали раздражение, пишет газета Observer. Сотрудники офиса премьер-министра говорят, что Кэмерон совершил поездку в Грузию ради саморекламы в роли будущего главы правительства, что не поможет уладить конфликт. Кэмерона также подвергли критике либерал-демократы. Они говорят, что Кэмерон необоснованно раздувает надежды Грузии на вступление в НАТО.

В отличие от политиков, добивающихся власти и поэтому конкурирующих в борьбе за внимание избирателей, государственные деятели западных, прежде всего европейских, стран более сдержанно относятся к идеям «наказания» России. Вместе с тем они, как правило, стоят на позициях замалчивания ответственности Грузии за нападение на Южную Осетию. Так, федеральный канцлер ФРГ Ангела Меркель, находясь в Сочи, высказала оценку, что Москва действует на Кавказе «несоразмерно» обстановке. Вчера она побывала с кратким визитом в Тбилиси, где попыталась утешить Михаила Саакашвили заверениями в поддержке территориальной целостности Грузии. Согласно официальным отчетам, Меркель высказалась за реализацию шести пунктов плана урегулирования конфликта. Однако вопрос об ответственности грузинского лидера за войну так и остался за рамками состоявшихся переговоров.

Иной позиции придерживается экс-канцлер ФРГ Герхард Шрёдер. В интервью журналу Spiegel он прямо заявил, что военные действия на Кавказе были развязаны «грузинским вторжением в Южную Осетию». Шрёдер назвал Саакашвили авантюристом и высказался против принятия Тбилиси в НАТО. Бывший федеральный канцлер убежден в том, что Россия не преследует на Кавказе аннексионистской цели. Он не видит причин, по которым из-за последних событий нужно было бы отказаться от стратегического партнерства между Берлином и Москвой: «Я вообще против демонизации России. Я считаю ее частью Европы».


Независимая газета