Эдвард Лутвак. "Мягкая сила" для Москвы не годится. Европа должна быть готова п

17.08.2008

Эдвард Лутвак. "Мягкая сила" для Москвы не годится. Европа должна быть готова принять вызовы, связанные с возвращением великодержавной политики.

Южная Осетия может быть крошечной, но именно там произошло событие колоссальных пропорций - возвращение великодержавной политики. И снова танки решают исход борьбы , на которую возлагалось столько надежд, оказалась неуместной. Русским явно все равно. Их танки пошли вперед, и ничто не может их остановить, разве только еще большая и могущественная сила.

Эта огромная перемена произошла в результате отката России на позиции собственного исторического видения империи, которое существовало при царях и возродилось при Сталине. Все держится на молчаливом уговоре: русские принимают авторитарное правление и потерю личных свобод в обмен на имперскую роль на глобальной сцене. Начинаются перемены с <<ближнего зарубежья>> - стран вроде Грузии, которые раньше входили в состав СССР.

Несмотря на всю ее слабость, Российская Федерация обладает всем необходимым для функционирования в качестве великой державы: решительно настроенной правящей элитой, огромным ядерным арсеналом, адекватными вооруженными силами, в которых сегодня проходит модернизация, и вновь возрожденной разведслужбой. Возвращение России к опасным правилам великодержавной политики заставляет все другие страны тоже изменить свое поведение. К сожалению, это не игра, и участие в этом процессе не добровольное.

По вполне понятным причинам первыми отреагировали поляки. Они многие месяцы вели переговоры с американцами, чтобы выжать из них побольше уступок в обмен на принятие на своей территории американской базы с противоракетами. Однако в течение нескольких часов с начала наступления русских на территорию Грузии поляки отбросили все свои требования и приняли <<ракетную оборону>> на американских условиях.

Другие отреагировали менее заметно, хотя, возможно, не менее существенно. Япония, вероятно, станет еще теснее сотрудничать с США, а вот влияние на китайских правителей может оказаться не столь благоприятным. После длительных колебаний то в одну, то в другую сторону китайцы явно решили, что закрепить экономический успех страны для них более важно, чем быстро обрести военную мощь. Увидев, как ведет себя Россия, они могут решить, что пришло время пересмотреть свою политику и вернуться к производству бомб и ракет и к подготовке огромной армии.

Решение России отбросить <<мягкую силу>> в пользу брутальной военной мощи самым непосредственным образом скажется на Европе и НАТО. На протяжении всей холодной войны НАТО было по-настоящему действующей организацией, в которой каждая страна - член альянса должна была быть готовой сражаться, защищая любого другого члена.

После распада Советского Союза некоторые государственные деятели хотели упразднить НАТО. Этого не случилось, однако организация уже никогда не участвовала в операциях за пределами Европы. Так что НАТО превратилось в некое подобие социального клуба для европейских вооруженных сил. Вот почему Эстонии, Латвии и Литве разрешили стать ее членами, хотя ничего не было сделано для того, чтобы защитить их в случае российской угрозы их границам.

То же самое можно сказать о Польше, куда менее беззащитной со своей более обширной территорией и довольно существенными вооруженными силами, которая также могла быть первой целью российской агрессии. Как только было объявлено о согласии Польши разместить на своей территории американскую противоракетную базу, последовала брутальная реакция русских. Генерал-полковник Анатолий Алексеевич Ноговицын, заместитель начальника российского Генерального штаба, заявил: <<Принимая противоракетную батарею, Польша подставляет себя под удар... Подобные цели уничтожаются как первоочередные>>.

Российскую угрозу Польше нельзя проигнорировать, учитывая нынешнюю реальность в Грузии. Как Грузия, так и Украина, готовились к быстрому вступлению в НАТО в уже завершившуюся эпоху <<мягкой силы>>. Вот что было стратегическим фоном для атаки на независимость Грузии со стороны бывшего российского президента Владимира Путина.

Под руководством Путина в центральноазиатских республиках и Молдавии было восстановлено влияние России. Но главным призом остается Украина. Ее территориальной целостности угрожают российские притязания на Крым, где Москва базирует флот. Власти в Севастополе занимают пророссийскую позицию, за что и получают деньги из бюджета города Москвы. Русских там меньшинство, но многие украинцы также хотели бы присоединиться к процветающей России.

Перед русскими встала новая угроза: 13 августа российское информационное агентство <<Интерфакс>> сообщило, что российские военные самолеты, которые летали во время проведения <<миротворческой>> операции в Грузии, были сбиты ракетами ПВО, поставленными Украиной. Если Украине разрешат вступить в НАТО, все остальные члены организации должны быть готовы послать свои войска, чтобы защищать ее границы, - нелепая идея для большинства их них.

Однако отказать Украине в приеме будет значить немедленно подвергнуть ее российской гегемонии. Решение о том, следует ли идти на конфронтацию с Россией, будет крайне тяжелым. Но его придется принять. Это означает, что каникулы Европы от серьезной геополитики уже закончились.

© The Sunday Telegraph


Газета.GZT.RU