Томас Кунце (Thomas Kunze). Война за Южную Осетию. НАТО и ЕС между Россией и Грузией. ("Русская Германия", Германия).

19.08.2008

Томас Кунце (Thomas Kunze). Война за Южную Осетию. НАТО и ЕС между Россией и Грузией. ("Русская Германия", Германия).
То, что сейчас случилось на Южном Кавказе, уже давно было лишь вопросом времени. Президент Грузии Михаил Саакашвили, ценимый Соединенными Штатами за его критический курс по отношению к России, попытался вернуть отколовшуюся республику Южную Осетию (80 тыс. жителей). Саакашвили сделал высокую ставку в этом покере и спровоцировал Россию, только и ждавшую того, чтобы проучить Тбилиси. Он вверг Южную Осетию, да и саму Грузию в гуманитарную и политическую катастрофу.
Четыре месяца назад в Бухаресте прошла конференция НАТО. США и некоторые новые члены организации выступали за Membership Action Plan - план действий по приему Грузии в НАТО. И если бы не голоса скептиков, среди которых была и канцлер Германии, произошло бы именно то, чего в НАТО старательно избегают. Генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер выразил это так: новые члены должны союзу 'добавлять ценности, а не проблемы' ('added value, not added problems').
История нынешнего конфликта на Кавказе имеет глубокие корни. Народы Кавказа отличаются друг от друга в этническом и религиозном смысле, социально-структурном и социально-культурном. В то время как Армения и Грузия обрели государственность еще в дохристианский период, такие кавказские народы, как чеченцы, дагестанцы, осетины, черкесы или ингуши, никогда не обладали собственным государством. Военные столкновения приводили к постоянным взаимным гонениям.
После провозглашения Грузией независимости в 1918 году Южная Осетия безуспешно пыталась выйти из-под ее контроля. В 1921 году вся территория Грузии как союзной республики и Южной Осетии в качестве автономного района стали частью Советского Союза.
Уже в наше время, в 1989 году, еще до обретения Грузией независимости, Южная Осетия попыталась укрепить свою самостоятельность. А 1 сентября 1991 года была провозглашена Республика Южная Осетия в составе РСФСР. Конечно же, грузинская сторона не признала республику.
Позже война в Южной Осетии, которая началась во время правления в Грузии националиста Звиада Гамсахурдия, унесла жизни более полутора тысяч человек. Десятки тысяч людей были вынуждены бежать из региона.
Война закончилась в 1992 году, 24 июня было подписано Дагомысское соглашение по поддержанию мира в зоне грузино-югоосетинского конфликта. Тогда же для обеспечения выполнения мирного соглашения в район были введены миротворческие силы, состоящие из российского, грузинского и североосетинского батальонов.
В 2006 году Южная Осетия (так же как и Абхазия) хотела добиться независимости, проведя народный референдум. 12 ноября, в соответствии с данными Цхинвали, 99 процентов избирателей проголосовали 'за независимость Южной Осетии и за то, чтобы добиваться признания независимости на международном уровне'.
Проведенный референдум Запад не признал. 'Нечестным, ненужным и бесполезным' назвал его Совет Европы. 'ЕС исходит из того, что ситуация в Южной Осетии не подразумевает свободное волеизъявление народа', - говорится в постановлении тогдашнего финского председателя Совета Европы от 13 ноября 2006 года.
Но противостояние и развязавшаяся война за статус регионов указывает на то, что речь идет не столько о соблюдении норм международного права, сколько о геополитике. То, что Москва не признала результаты референдума 2006 года, выглядит странным. И удерживала Кремль от признания не только неизбежно поднявшаяся бы волна международной критики. В значительно большей мере конфликтность ситуации используется Москвой для предотвращения расширения НАТО на Южном Кавказе. Можно быть уверенным, что альянсу не нужен новый член с нерешенными территориальными проблемами - такой как Грузия.
На фоне растущего соперничества между Москвой и Вашингтоном на Кавказе и разрыва отношений между Россией и Грузией решение территориальных конфликтов становится возможным лишь с помощью европейского посредничества. ЕС обязан принять на себя внешнеполитическую ответственность.
Российские интересы относительно спорных областей ясны: Москва стремится сохранить свое влияние на ближнюю заграницу и после отвода находившихся там в советские времена вооруженных сил. В качестве средства им служат 'российские граждане' в республиках, моральная и политическая поддержка местных элит, прямая финансовая помощь и инвестиции.
Если ЕС ради энергетической и внешнеполитической безопасности желает более широкого участия в регионе, то это никак не может быть достигнуто в конфронтации с Россией. Структура безопасности в расширяющейся Европе, которая включает в себя бывшие советские республики, достижима только в кооперации с Российской Федерацией. Данное Советскому Союзу/России обещание при воссоединении Германии не расширять НАТО на восток, уже нарушено. Дальнейшее расширение, включающее в себя пространство СНГ, было бы связано с политическим риском. Перед лицом новых асимметричных угроз государства, входящие в НАТО, не должны их игнорировать, а скорее должны задуматься об определении новых трансатлантических отношений, которые включали бы в себя Россию вместе с другими бывшими советскими республиками.
Томас Кунце - руководитель отдела Фонда имени Конрада Аденауэра (Konrad-Adenauer-Stiftung).
* * * * *
Опубликовано на сайте inosmi.ru: 19 августа 2008, 12:09
Оригинал публикации: Русская Германия


inoСМИ.RU