Елена Куприянова. "Многое станет яснее". kouprianova@smi.ru

18.08.2008

Елена Куприянова. "Многое станет яснее". kouprianova@smi.ru

15 августа канцлер ФРГ Ангела Меркель встретилась в Сочи с президентом России Дмитрием Медведевым. Главной темой переговоров был конфликт вокруг Южной Осетии. По итогам встречи прошла пресс-конференция лидеров двух стран. Ангела Меркель считает, что в основе урегулирования конфликта должен лежать принцип территориальной целостности Грузии.

15 августа в резиденции президента России "Бочаров ручей" под Сочи Дмитрий Медведев встретился с федеральным канцлером ФРГ Ангелой Меркель. Ее приезд в Россию планировался задолго до войны в Южной Осетии. Лидеры собирались говорить об экономике. Но события резко изменились. Как только в Южной Осетии развернулись военные действия, Меркель сама позвонила Медведеву и договорилась обсудить этот конфликт, пишет "Комсомольская правда".

Германия считается одной из самых дружественных России стран Евросоюза. Не случайно именно в Берлин направился Медведев со своим первым визитом в Европу. Только за этот год Меркель уже трижды встречалась с Медведевым. Но на этот раз из-за войны на Кавказе канцлеру начали советовать в Берлине и Вашингтоне отказаться от поездки в Россию. Меркель не послушала и поехала. Причем не в Москву, а в Сочи - прямо на Кавказ.

Переговоры проходили за закрытыми дверями. По сообщению РИА "Новости", обсуждались перспективы мирного урегулирования конфликта на основе шести принципов, согласованных при посредничестве президента Франции Николя Саркози, пути оказания гуманитарной помощи пострадавшим в Южной Осетии и проекты по восстановлению инфраструктуры.

Выйдя к журналистам после первого раунда переговоров, лидеры двух стран признались, что говорили исключительно о Южной Осетии.

"Такое ощущение, что господину Саакашвили просто надоела вся эта дипломатия, и он решил одним броском, одним решением снять все проблемы, убрать мешающих ему осетин. Поэтому и операция называлась соответствующим образом - "Чистое поле", - заявил Дмитрий Медведев. Но на г-жу Меркель эти слова особенного впечатления не произвели, отмечает "Время новостей". "Даже учитывая описание событий, данное российской стороной, я все равно считаю неправомерным нахождение России на территории Грузии", - полагает она. Российский президент пообещал передать ей фотографии и видеоматериалы о действиях грузинских властей в Осетии, но совершенно очевидно, что мнение большинства западных стран уже едва ли подвергнется существенной коррекции.

"Не каждый народ в мире способен стать отдельным государством. Россия сама знакома с этой проблемой на собственной территории", - напомнила г-жа Меркель о Чечне. "Исходный принцип - это территориальная целостность Грузии. Затем шаг за шагом можно обсуждать различные мнения. Мы не могли найти решение этого конфликта на протяжении 15 лет, но мы не можем ждать еще столько же", - продолжила она.

Дмитрий Медведев высказал противоположную точку зрения. Президент повторил заявление, сделанное им накануне на встрече с главами Южной Осетии и Абхазии - Эдуардом Кокойты и Сергеем Багапшем. "После того, что произошло, вряд ли осетины и абхазы смогут жить в одном государстве с грузинами. И Россия как гарант безопасности на Кавказе примет то решение, которое будет отражать недвусмысленным образом волю этих двух кавказских народов. И не просто будет принимать эту волю, но и будет руководствоваться в своей внешней политике этой волей и гарантировать ее исполнение на территории Южной Осетии и Абхазии в соответствии с тем миротворческим мандатом, который у нас есть", - заявил г-н Медведев.

Вместе с тем, госпожа Меркель признала, что вина за боевые действия лежит не только на России, поясняет "Коммерсантъ". "В таком действительно сложном конфликте редко бывает так, чтобы была виновата одна сторона вообще", - сказала канцлер. Она отметила, что сейчас не время искать точные причины и анализировать развитие ситуации, "сейчас нам нужно идти вперед".

Оценивая существующую обстановку в регионе, в том числе присутствие на территории Грузии российских частей, канцлер Германии заявила: "Нужно срочно приступить к реализации плана "шести принципов", чтобы российские войска вышли с территории Грузии". По ее словам, в регионе должно быть увеличено количество международных наблюдателей, которые могли бы "создать объективное экспертное мнение" о ситуации.

Однако, как уточняет "Время новостей", сторонам не удалось прийти к единому мнению и относительно того, кому можно доверить поддержание мира в зоне конфликта. Ангела Меркель предложила привлечь туда силы ОБСЕ. Москва согласна на расширение числа военных наблюдателей от ОБСЕ в Южной Осетии, но пока не на международный миротворческий контингент.

Между тем, резко разошлись канцлер и президент и во взгляде на согласие Польши разместить у себя ПРО США, рассказывает "Комсомольская правда". По словам Меркель, это никак не направлено против России, а будет защищать Европу от Ирана. "Размещение новых сил ПРО в Европе имеет своей целью Россию, и момент для этого выбран соответствующий, - жестко отреагировал Медведев. - Поэтому сказки, что ПРО будет сдерживать государства-изгои, не работают. Это печально для Европы, но не драматично. Мы будем продолжать работать по этой теме".

Отдельно президент Медведев и канцлер Меркель обсудили проблему общего ухудшения отношения между Россией и Западом, сообщает "Коммерсантъ". Едва ли не впервые за все время конфликта президент России выступил в предельно примирительном тоне. "Мы не хотим ни краткосрочного, ни долгосрочного ухудшения отношений,- заявил он,- мы живем в хрупком мире и наши партнеры не должны искать виновную сторону, тем более все сваливать на РФ, а делать все для минимизации последствий. Мы готовы работать со всеми в открытой, добросердечной манере". Ангела Меркель не стала развивать эту тему, скупо сообщив, что конфликт в Южной Осетии уже изменил тематику переговоров с Россией.

Однако, Медведев и Меркель заявили, что отношения между Россией и Германией, несмотря ни на что, не будут испорчены. "Наши страны слишком сплетены друг с другом", - уверенно заявила канцлер. А Медведев отметил, что Россия не хочет ухудшать отношения не только с Евросоюзом, но и с США.

Единственный, по сути, вопрос, на который два лидера не дали полярного ответа, был связан с необходимостью скорейшего оказания гуманитарной помощи.

Приоритетная задача на данный момент, по мнению российского президента, - восстановление мирной жизни в регионе. "Еще более важная задача - это полноценная поддержка тем людям, которые пострадали в результате этой гуманитарной катастрофы", - добавил президент РФ. Речь идет об оказании медицинской помощи, об обеспечении безопасности мирного населения и о восстановлении разрушенных объектов. "Мы считаем, что это именно то, над чем мы сегодня должны сконцентрироваться", - подчеркнул Медведев.

"Мы поэтому и говорили о гуманитарной помощи", - цитирует канцлера РИА "Новости". Она напомнила, что в результате трагедии в Южной Осетии появились тысячи беженцев и необходимо решать их проблемы.

Несмотря на то, что канцлер Германии осудила наступление российских войск в Грузии, в целом немецкие дипломаты занимают более сдержанную позицию, чем США и восточноевропейские страны, и выступают против возможной изоляции России, заключает "Коммерсантъ".

Завершая пресс-конференцию, российский лидер задал в адрес мировой прессы три вопроса и попросил найти на них ответы, пишет "Российская газета".

- Вопрос первый: кто все-таки начал военные действия в Южной Осетии: это российские миротворцы, российские войска или грузинская армия? - вопрошал Медведев. - Давайте посмотрим, что показывали по телевизору, - непонятно. Но мы-то с вами знаем ответ на этот вопрос.

- Вопрос второй: хотело ли мировое сообщество, чтобы в результате этой агрессии осетины в Южной Осетии, а впоследствии и абхазы в Абхазии просто перестали существовать, да или нет? - продолжил президент России.

Наконец, третий вопрос заключался в том, рассматривает ли мир случившееся как гуманитарную катастрофу или же это дело только осетин и России. "И если мы дадим ответы сами себе на эти вопросы, нам многое станет яснее", - подчеркнул Дмитрий Медведев.

Ответа от прессы он, конечно, не услышал. Да и не представителям СМИ, скорее всего, эти три вопроса адресовались.


СМИ.RU