Яна Амелина. Южная Осетия: "Чтобы все это было не зря!"

18.08.2008

Яна Амелина. Южная Осетия: «Чтобы все это было не зря!»
Военная стадия противостояния вокруг Южной Осетии закончилась, но окончательные цифры потерь всех трех сторон конфликта до сих пор не известны. Очевидно одно - они велики. Учитывая примерно установленное число погибших гражданских лиц - слишком велики как для грузинской «операции по восстановлению конституционного порядка», так и для российской «операции по принуждению к миру». В самый раз - для «маленькой победоносной войны».
Однако настоящей победы не одержал никто. Южная Осетия находится под полным контролем российских войск, но режим трусливого безумца Саакашвили сохраняется в Грузии - и он еще доставит немало проблем России и всему «мировому сообществу». Которое, в большинстве своем встав на сторону Тбилиси, «само обманываться радо». Усилиями западных СМИ Европа и Америка старательно убеждались в том, что цивилизованная Грузия, никому не желающая зла и несущая на Кавказ свет демократии и прав человека, стала жертвой коварных осетинских провокаций и ни чем не оправданной российской атаки.
Но у жителей разрушенного грузинскими войсками Цхинвала и окрестных сел, как и у тех, кто побывал там в эти дни, для агрессоров есть только одно обозначение - «фашисты».
«Грузины - фашисты, честное слово!», - говорит 24-летняя студентка экономического факультета Югоосетинского государственного университета Ирина Тедеева, в дни штурма Цхинвала вместе со старшей сестрой, филологом и юристом Фатимой, находившаяся в городе рядом с отцом, братьями и дядей. В ночь штурма они остались у подруги, в доме на окраине югоосетинской столицы, практически у начала Зарской дороги.
«Все началось с выстрелов, - рассказывает Ирина. - Потом ударил «Град», и мы сразу же спустились в подвал. Что говорить, было страшно. Наши соседи показали себя просто молодцами - никто и не думал сбежать, каждый охранял свой корпус. Было всего три автомата, мы передавали их дежурным по очереди. Потом уже, когда открыли склады и с оружием стало полегче, я просила ребят: дайте мне выстрелить из «Мухи» (ручной гранатомет, - прим.), я хочу стрелять по этим грузинам! Парни учили нас собирать и разбирать автомат, первым навыкам обращения с оружием, и этому научился даже 12-летний паренек. С Божьей помощью мы остались живы, но даже если бы я знала, что атака грузин будет такой ужасной, я бы осталась - здесь мои родные, мои близкие, если они умрут, умру и я».
«У нас на глазах убили двух знакомых парней - одного свалил снайпер, другой, Азамат, подбил грузинский танк, но не заметил второго, - продолжает свой рассказ Ирина Тедеева. - Когда мы сидели в подвале, а грузинские танки еще были в городе, к нам прибежали две девушки, они были в шоке. Оказалось, они пытались выехать из города на машине. В районе села Тбет ее обстреляли. Они не помнят, как выскочили из автомобиля, кинулись в лес - и по машине проехал танк».
«Из другого дома к нам также перебежали несколько женщин, - вспоминает студентка. - Одна из них рассказала, как сквозь небольшую дыру в подвальной стене видела, как в их двор вбежал грузин с гранатометом. «Он стрелял по квартирам и смеялся - он так смеялся!», - говорила эта женщина. Она вся была белая от пережитого ужаса».
Грузины хорошо знали город, убеждена Ирина, и прекрасно понимали, что палят по жилому кварталу. Знали они это, и когда разносили пятиэтажку по улице Тельмана, 89, на южной окраине Цхинвала - здесь сохранился этот один-единственный дом, в котором не осталось ни одной целой квартиры.
«Три дня мы просидели в подвале, - плачет 68-летняя Людмила Тедеева (эта фамилия распространена в Осетии примерно так же, как в России Кузнецовы, - прим.). - Разве они не видели, что тут мирные жители? Если бы не русские братья, нас всех бы давно уже не было!». Соседки кивают, утирая слезы...
Тут же, в сыром и тесном подвале, все это время пролежала 70-летняя Татьяна Каркусова - опухшие ноги, больное сердце не позволяли ей хоть на минуту выйти на свежий воздух. Ее ровеснице, парализованной Зинаиде Цховребовой, досталось еще больше - три дня она лежала в своей квартире на третьем этаже: обстрел начался столь внезапно и продолжился так плотно, что соседи не рискнули попробовать спустить женщину в подвал.
Старушки не верили, что их страдания когда-нибудь закончатся. «Дочка, там же доктор по раненым, он не сможет мне помочь, - сказала Татьяна Каркусова, услышав, что в Цхинвале развернут российский госпиталь, в который забирают таких вот стариков, оставшихся без медицинской помощи. - Да и как я доберусь до него, я же встать не могу».
В ее голове уже просто не укладывалось, что в разбомбленный город прибыли десятки высококвалифицированных врачей со всей России, способных поставить любой диагноз, и что за ней приедут на отлично оборудованной медицинской машине. Как, к счастью, и случилось на следующее утро: МЧС, сотрудники которого были поражены видом города и страданиями людей, действовали оперативно и профессионально.
Ирина Тедеева, как и многие другие горожане, подтвердила, что агрессоры воевали «под кайфом»: «Когда наши ребята схватили одного грузина, они так его избили, что обычный человек наверняка бы умер - а этот через пять минут встал как ни в чем не бывало. Парни очень удивились - по всему выходило, что он не чувствовал боли».
Эта физическая и эмоциональная «нечувствительность» стала одной из причин того, что грузинские танки прямой наводкой били по осетинским домам, где не было никого, кроме женщин и стариков, а тбилисское руководство отказалось забирать трупы своих солдат, скрывая потери. В действиях грузинских властей против югоосетинского народа много, слишком много параллелей с фашистами! Почему же Москва, кажется, уже начала забывать о своих требованиях суда над военным преступником Саакашвили и его приспешниками, высказанных в первые дни войны?
«Когда грузины пошли на нас, соотношение сил было десять к одному в их пользу, - рассказал «Росбалту» один из представителей югоосетинского руководства, все время находившийся в городе. - Наши ребята шли на танки с одними автоматами в руках. Почему? Потому что русские всегда говорили нам: не лезьте не в свое дело, если грузины решатся на боевые действия, в дело вступит 58-я армия. Они обещали, что мы не останемся беззащитными!»
Осетины удержали город - благодаря беспримерному мужеству его защитников, за спиной которых стояли старики, женщины и дети. «Наша армия пятнадцать часов ждала приказа, - с горечью говорил корреспонденту «Росбалта» высокопоставленный российский офицер, с которым мы шли по разрушенной улице Тельмана. - Поразительно, что ребята выстояли, это настоящие герои. Но скольких жертв можно было избежать!»
«Колоссальных потерь среди мирного населения могло бы не быть, если бы наше руководство реально оценивало обстановку в регионе, а главное, хоть немного прислушивалось к аналитикам, которые описывали неизбежность подобного развития событий еще со времен аншлюса Грузией Аджарии в 2004 году, - заявил «Росбалту» в Москве эксперт Института национальной стратегии Владимир Горюнов.
Многие в Цхинвале сейчас больше всего опасаются, что жертвы и страдания жителей Южной Осетии окажутся напрасными. «Сейчас самое главное - чтобы все это было не зря, - говорит Ирина Тедеева. - Не знаю, чего ждет Россия, почему до сих пор не признает нашу независимость? Если этих жертв недостаточно - что еще нужно?»
Буквально теми же словами рисует ситуацию и госсоветник президента РЮО Коста Кочиев: «Если этого мало - что нам еще сделать?». О том же говорит и министр иностранных дел Южной Осетии Мурат Джиоев: «После всего этого Россия просто должна нас признать».
На фоне того, что творилось в Южной Осетии, подписание, пусть и через посредников, каких бы то ни было соглашений с Михаилом Саакашвили, не заслуживающим ничего, кроме военного трибунала, наводит на грустные размышления. Есть опасения, что под возрастающим давлением со стороны Вашингтона Москва и в этот раз не решится на признание независимых самоопределившихся республик - Южной Осетии и Абхазии.
По мнению Владимира Горюнова, эта нерешительность в конечном итоге может привести Россию, выигравшую военную схватку за Южную Осетию, к стратегическому поражению на Кавказе. «Так называемая «территориальная целостность Грузии» может быть оплачена территориальной целостностью самой России, - предупреждает эксперт. - Становится все более и более очевидным, что Россия сможет обеспечить свой суверенитет, независимость и целостность исключительно в отрыве от западного мира. Однако, учитывая компрадорский характер значительной части нынешней российской «элиты», на данном этапе это кажется малореальным».