Юрий Политов. Информационные войны: учиться побеждать.

18.08.2008

Юрий Политов. Информационные войны: учиться побеждать.

Боевые действия велись не только в Южной Осетии и Абхазии. Всю минувшую неделю воевали между собой информационные сайты, телеканалы, радиостанции и газеты. Жесткое противостояние было в информационном поле. Почему-то сложилось мнение, что Россия в этой "войне" если не проиграла, то и не победила. "Известия" попытались проанализировать "фронтовые сводки" информационных битв.

О том, как работали в Цхинвале российские журналисты, можно судить по информационным выпускам теленовостей. Однако, видимо, интересно будет узнать, что в Цхинвале все это время были организованы ежедневные поездки и иностранных журналистов. С 11 августа там побывали представители 86 зарубежных средств массовой информации. Случалось и так, что российская сторона содействовала организации работы в Цхинвале и Владикавказе иностранных журналистов, приехавших с территории Грузии. Так, к примеру, было с группой CNN. Однако несколько телекомпаний, например FOX NEWS, не выдавали в эфир съемки своих журналистов из Цхинвала. Почему? Вопрос, который, видимо, стоит адресовать редакторам этой телекомпании.

Еще один принципиальный момент - во время вооруженного конфликта в ежедневном режиме проводились брифинги представителя Минобороны. Замначальника Генштаба Анатолий Ноговицын подробно рассказывал российским и иностранным журналистам о том, что происходит. Правда, как только военные действия завершились и начались восстановительные работы, интерес западных СМИ к этим брифингам резко снизился.

Была налажена работа по одновременному информированию о новостях из зоны конфликта для российских и мировых информационных агентств. Это позволило в режиме реального времени отвечать на дезинформацию. Особенно наглядно это было видно по бегущей строке ведущих новостных телеканалов.

Не только российский Генштаб, но и другие российские официальные и неофициальные лица в многочисленных интервью и комментариях рассказывали западной аудитории о происходящем. Так, уже 9 августа в 11 часов министр иностранных дел Сергей Лавров дал брифинг для иностранных корреспондентов. Статья Лаврова, размещенная в британской "Файнэншл таймс" 13 августа, два дня была самой читаемой на официальном сайте газеты. "Для некоторых из тех, кто наблюдал за боевыми действиями на Кавказе на протяжении последних нескольких дней, сюжет кажется простым и бесхитростным. Отважная Республика Грузия, где проживает всего несколько миллионов человек, подверглась нападению со стороны гигантского восточного соседа, России. Прибавьте все стереотипы эпохи "холодной войны", и вы получите интерпретацию сугубо в духе истории о Давиде и Голиафе со всеми соответствующими коннотациями - дескать, произошла битва добра со злом. Именно такую версию событий излагают многие западные СМИ - между тем из фактов складывается иная картина. Позвольте мне заявить абсолютно четко. Этот конфликт затеяла не Россия, этот конфликт не обусловлен выбором, который сделала Россия. В этом конфликте нет победителей", - писал Лавров.

На фоне информационного противостояния значительно возрос интерес зрителей к российским каналам (Russia Today, "Вести-24"). Так, в некоторый момент рейтинг телевизионных сюжетов RT на независимом портале Youtube.com доходил до 4-го места в мире, тогда как телекомпания BBC находилась в этот момент на 43-м. Получается, "сводки с информационных фронтов" не такие уж и мрачные, как считают некоторые эксперты. Может быть, у России еще не так много опыта выдавать свои поражения за победы, как у Запада (да и нужен ли нам такой опыт?). Но один из уроков конфликта - мы можем достойно противостоять противнику и на информационном фронте.


Газета Известия