Темур Чумбуридзе. Бурджанадзе: Политическая ориентация Грузии не изменится, но большая ошибка искать спасение в действиях НАТО, США или Европы

19.08.2008

Темур Чумбуридзе. Бурджанадзе: Политическая ориентация Грузии не изменится, но большая ошибка искать спасение в действиях НАТО, США или Европы
В связи с происходящими в Грузии событиями ИА ««GHN»» беседовала с президентом «Фонда демократического развития», Нино Бурджанадзе.
Нино Бурджанадзе: Принципиальна та политическая ориентация, на которую встала Грузия, но и на этом фоне надо найти путь, на котором мы, естественно, не поступимся ни нашей территориальной целостностью, ни национальными интересами нашей страны, ни политический ориентацией, ни дорогой, которую мы избрали, но мы, в параллельном режиме, должны думать о путях нахождения общего языкя, который даст возможность перевести российско-грузинские отношения в нормальное русло. Я не раз пыталась, моим русским коллегам объяснить, что прозападная ориентация Грузии не означала конфронтацию и военные действия с Россией. Государства- члены НАТО поддерживают нормальные отношения с Россией, т.е. членство НАТО не означает нахождение в режиме конфронтации с Россией. К сожалению, это не удалось из-за многих факторов. Пока еще весьма серьезны попытки России сохранить влияние в постсоветском пространстве, но я, также не раз говорила, что сохранить влияние возможно, только это должно быть позитивное влияние, т.е. выполнение позитивной роли в урегулировании конфликтов, выстроение нормальных отношений и т.д. Надеюсь, настанет и эта реальность.
- Госпожа Нино, президент Грузии подписал соглашение о прекращении огня, Вы, как президент «Фонда демократического развития», как расцениваете этот документ и какие рекомендации собираетесь дать руководству?
- Существуют различные вопросы в связи с гарантиями безопасности, но, полагаю, что и они будут включены в рамки международного механизма. Естественно, надеюсь, что во время этих переговоров очень четко было сформулировано, что означают эти гарантии безопасности, насколько далеко может действовать Россия ссылаясь на этот пункт. Здесь самое важное то, что нам предстоит огромная работа по этому документу, чтобы более или менее исправить тот ущерб, который был нанесен Грузии; важно, чтобы максимально быстро были созданы международные механизмы, чтобы миротворцы в зоне конфликта были заменены. Сейчас мы в таком положении, что я затрудняюсь говорить о позитиве, но на этом этапе прекращение огня и военных действий было абсолютно необходимым и важнейшим приоритетом. Надеюсь, что этот документ будет более-менее приемлемым. Были подключены мировые лидеры и уверена, что они обязательно адекватно учли бы интересы Грузии. Тут же хочу отметить, что выражаю большую благодарность мировому содружеству.
- Огонь прекращен, каким должен быть следующий шаг со стороны руководства Грузии?
- То, что огонь прекращен, самое важное. Сейчас нам очень нужна действительно серьезная поддержка, как со стороны Соединенных Штатов, так и Европейских государств. Только это единение сделает возможным и реальным, чтобы Россия отступила и мы постепенно начали уже реально работать над улучшением ситуации. Очень важно, что это единство, которое сегодня существует между Соединенными Штатами и Европой, сохранилось. Хочу отметить, что действительно беспрецедентным была поддержка со стороны международного сообщества, хотя, естественно, эта поддержка поздно начала давать результаты., исходя из того, что мы маленькая страна, а события развивались молниеносно.
- Вы говорите, что скорее должны быть созданы международные механизмы, чтобы миротворцы были заменены. Российская сторона заявляет, что в зоне конфликта кроме российских миротворцев никто не сможет войти . . .
- Что касается того, что было заявлено со стороны некоторых, кроме российских миротворцев никто не сможет туда войти, думаю, что это должно стать вопросом переговоров в любом случае. Когда говорится, что до создания особых механизмов у русских там особые права, (насколько это приемлемо для нас, это другая тема), мы должны исходить из реальности. К сожалению, неадекватная оценка реальности - первопричина всех проблем, которые возникают впоследствии. Поэтому мы должны исходить из реальности и начать работать над теми механизмами, которые нам дадут возможность, чтобы международное содружество, именно нейтральные силы, заменили российских миротворцев, как в Абхазии, так и в Южной Осетии, хотя неизвестно, насколько в ближайшей перспективе это возможно. Исходя из сегодняшней реальности, говорить сейчас об этом затрудняюсь.
- Как Вы думаете, выходом из СНГ, руководство Грузии сделало правильный шаг? Должны ли мы ожидать от России большей напряженности обстановки со стороны России, если учесть, что Дмитрий Медведев упоминал Косовский прецедент?
-Не представляю, какие могут возникнуть еще проблемы, серьезнее этих, в российско-грузинских отношениях. Все таки, мне кажется, что Косовский прецедент опасен и для самой России. Хочу надеяться, что когда эта напряженная обстановка утихнет, на первый план будут выдвинуты все таки рациональные решения. Использование Косовского прецедента и признание Абхазии и Самачабло, Южной Осетии, весьма негативно и для самой России. Не думаю, чтобы в России не понимали, что процесс распада вообще территориальной целостности, что может вызвать проблемы не сегодня, так завтра на территории самой России. Во всяком случае, как минимум, это точно приободрит весьма нездоровые сила на территории Российской Федерации. В любом случае, выход из СНГ, это не та тема, которая может что либо прибавить или убавить процессу российско-грузинских отношений. К сожалению, наши отношения достигли той границы, за которой практически невозможно представить напряженность отношений. Исходя из этого, очень важно, чтобы с помощью усилий международного содружества, начали миротворческий процесс, миротворческие переговоры, для того, чтобы ситуация стала стабильной и более-менее такой, которую можно будет заранее предусмотреть и прогнозировать.
- В России ожидают, что оппозиция вскоре потребует поставить вопрос ответственности руководства и какова будет Ваша позиция, присоединитесь к определенной части оппозиции или поддержите руководство на фоне кризиса?
- Поддержу ли страну в выходе из кризиса? Естественно, я сделаю все для того, чтобы внести вклад в выходе из кризиса. Что касается заявлений руководства России и их ожиданий, я также упомянула в своем заявлении, что сейчас, как никогда, важнейшим является единство. Я подчеркнула, что категорически неприемлемы разговоры о смене власти в то время, когда в стране стоят российские танки и соседнее государство требует смену власти. Никого не касается, кто будет у власти в суверенном государстве, кто будет президентом, какое правительство и какой парламент будет у страны. Это решать только народу Грузии. Я считаю, что то единство, которое зафиксировал политический спектр, на этом этапе действительно правильно и надо приветствовать.
Что касается дальнейших этапов, я действительно не хотела бы заранее о чем-нибудь говорить. Послевоенный период будет не простым. Потому что, конечно же, прозвучат легитимные вопросы - как началось, что произошло, почему произошло, что эта война закончилась так, как закончилась. Эти вопросы, естественно, встанут и я, также как и любой гражданин Грузии, имею право задать эти вопросы. Имею право также, как и все матери в Грузии, требовать адекватные ответы на эти вопросы.

- Вас не видно было на фоне существующего кризиса, ожидали, что Вы активно подключитесь...
- В течение всего этого периода я делала максимальное в пределах моих возможностей. Я и мои соратники, практически в течение всех этих 10 дней работали в круглосуточном режиме, я отправила множество писем и множество информации всем тем людям, с кем в течение 14 лет имела отношения на политической арене. Было множество телефонных разговоров. Многие политики сами звонили, со многими мы сами связывались. Много было интервью, в которых я выразила свою позицию, чтобы донести до мира о создавшемся в нашей стране положении. С болью в сердце хочу отметить, что не смогла соответствующе поговорить с грузинским населением. Несмотря на то, что в газетах публиковались мои интервью и призывы, практически ни разу не удалось сделать эти заявления по телевидению. Меня действительно очень огорчает то, что многие звонят в фонд и спрашивают, где Бурджанадзе, почему не видно Бурджанадзе? Сейчас наверное не время разбирать этот вопрос, но я хочу, чтобы мой народ знал, что я здесь, в Тбилиси, ни на минуту не прекращала круглосуточную работу для того, чтобы что-нибудь сделать в помощь моей стране.
- Грузия получила беспрецедентную мировую поддержку, чем это объясните?
- Сейчас речь не идет только о российско-грузинских отношениях. Эта обстановка, связанная не только с Грузией. Это то, что называется установлением нового мирового порядка, т.е. одержат победу правые силы или победит только сила, поэтому это очень важно, чтобы закончилась эта война и закончилась справедливо, в соответствии международным правовым принципам, каковыми являются те же вопросы энергобезопасности Европы, каковыми являются вопросы реально демократических ценностей, каковым является вопрос - сможет ли в будущем большое государство наказать маленькое государство. Вот то, почему так важны были события, связанные с Грузией. Действительно была беспрецедентной реакция президента Соединенных Штатов и те дальнейшие действия, которые сопутствовали событиям, связанным с Грузией.
- На фоне существующего кризиса, насколько важно, чтобы Грузия вошла в состав НАТО. Считаете ли, что это единственный путь спасения государства?
- Я бы не сказала, что единственный шанс спасения государства, войти в состав НАТО. Без сомнения это очень существенно, но это не единственный путь. Как сейчас оказалось, до НАТО нам пока далеко, но одно весьма важно, что эта ориентация не изменится. Для Грузии принципиально важны западные ценности. Это выбор страны и населения, но путь спасения в нас самих. Самой большой ошибкой будет искать спасение в НАТО или в действиях Соединенных Штатов или Европы. Конечно, чрезвычайно важна их поддержка, но, в первую очередь, мы должны осуществлять рациональную политику, мы должны быть очень мудры, должны понимать, что нужно стране и какие шаги надо делать для страны. Мы должны выработать новую политику для того, чтобы страна вышла из этого кризиса, пошла правильным путем. Во всем этом нам поможет и НАТО, и Запад и многие другие наши друзья. Надеюсь, несмотря на очень большие сложности, огромную трагедию и травмы, которые сейчас нам нанесла Россия, сможем перевести отношения с Россией в рациональное русло. Это абсолютно необходимо для того, чтобы в будущем не повторялись трагедии, подобные сегодняшней.


Грузия-онлайн