Баранов Анатолий. Суверенное право на геноцид или casus belli.

19.08.2008

Баранов Анатолий. Суверенное право на геноцид или casus belli.
Южноосетинский лидер Кокойты вчера в очередной раз поставил в тупик российскую дипломатию, объявив о том, что будет просить о размещении на территории Южной Осетии российской военной базы. Причем заявил это в присутствии российских генералов и прессы, то есть публично. Генералы явно растерялись, поскольку вопрос не в их компетенции, о чем деликатно попытались намекнуть осетинскому лидеру, который настаивал...
Господин Кокойты не в первый раз подставляет своих спасителей - недавно он подробно рассказал газете "Коммерсант": "Власти Южной Осетии не пустят обратно грузинских беженцев, которых покинули свои села в зоне грузино-осетинского конфликта из-за начала военных действий".
"Мы не намерены туда больше кого-то запускать. Более 18 тысяч осетинских беженцев из Грузии сейчас находятся в Северной Осетии. Нам их нужно возвращать в Южную Осетию", - заявил Кокойты.
Ну, один раз сказанную глупость можно списать на простоту нрава и политическую неискушенность, но систематические "утечки", которым могут только радоваться пропагандисты противной стороны - это, видимо, уже какая-то осознанная политика.
Конечно, не стоило так подробно останавливаться на информационной политике господина Кокойты, если бы она не была частью государственной информационной политики касательно конфликта в Южной Осетии - причем частью ключевой. Речь идет еще об одном заявлении Эдуарда Кокойты, сделанном примерно через сутки после ночного обстрела Цхинвали грузинскими войсками, которое мгновенно перекочевало в официальную позицию МИД РФ, а затем и всей Российской Федерации - о большом количестве погибших (1500-2000 человек) и о квалификации этого как геноцида. 9 августа представители российского МИД говорили о 2 тысячах погибших в Южной Осетии мирных жителей без учета тех, кто оказался под обломками разрушенных зданий. "Результаты нападения действительно катастрофичны, погибло более двух тысяч человек. В основном осетин. Среди них большинство являются гражданами России", - сказал тогда посол России в Грузии Вячеслав Коваленко, успевший уже проверить и наличие российских паспортов у погибших, и заодно национальную принадлежность.
Вообще вся полемика вокруг вооруженного конфликта в Грузии крутится вокруг одного вопроса - имела или не имела право Россия вторгаться на суверенную территорию другого государства. С одной стороны - на принципе суверенитета базируется сегодня все международное право, и шире - мировой порядок. А с другой - постоянный вопрос, имеет ли право другая страна вторгнуться на суверенную территорию, чтобы пресечь явное безобразие - ну хоть бы на территорию суверенных каннибалов. Или суверенные каннибалы в своем праве поедать собственных граждан на основании своих людоедских законов и обычаев? Ну или, допустим, Гитлер имел полное право уничтожить всех "своих" евреев, и если бы не вторгся в Польшу, все было бы шито-крыто?
Обычно, когда дело идет о каннибалах, так называемое цивилизованное человечество (то есть те, кто есть человечину ножом и вилкой) как-то быстро приходит к согласованному мнению. Но когда ситуация неочевидная... Ну хоть бы взять ту же Южную Осетию, на территории которой в позднесоветское время проживало 103 тысячи человек, из которых 26 % грузин, 2% русских, а остальные в основном осетины. Сегодня население республики составляет официально около 70 тысяч (неофициально половину от этого) - ясно, что основная часть убыли населения произошла за счет грузин. Было ли это геноцидом?
В соответствии с Конвенцией по предупреждению и наказанию преступления геноцида, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1948 года, под геноцидом понимаются "действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую", а именно:
а) убийство членов такой группы;
b) причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;
с) предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее;
d) меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы;
e) насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую.
Как видим, изгнание грузин из Южной Осетии (включая то, в котором признался намедни "Коммерсанту" Эдуард Кокойты) под определение геноцида не подходит. Это этническая чистка - тоже преступление, но все же менее тяжкое, чем геноцид.
Но подходит ли под определение геноцида то, что проделали грузинские военные в Цхинвали?
Это очень важно, поскольку кроме предотвращения геноцида у Кремля сегодня нет серьезных оправданий за вторжение в Грузию. Если речь шла о геноциде - тогда да, людоедства "цивилизованный мир" все же не оправдывает. Не случайно американская пропаганда, например, еще во Вторую мировую войну обвиняла японцев в поедании британских и австралийских пленных, а армянские СМИ обвиняли азербайджанцев в людоедстве во время памятного штурма Баку еще советской армией.
Без геноцида положение российских войск в Грузии становится крайне шатким: как уже отмечал Юрий Мухин, нарушен Федеральный закон от 23 июня 1995 г. N 93-ФЗ "О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности", по которому решение о направлении за пределы территории России воинских формирований Вооруженных сил для участия в миротворческой деятельности принимается президентом РФ на основании постановления Совета Федерации. Данный вопрос, как известно, в Совете Федерации не обсуждался.
Как заметил Борис Вишневский в Гранях.ру, Сочинские (Дагомысские) соглашения 1992 года перечеркнуты, поскольку они изначально исключали "возможность вовлечения Вооруженных сил Российской Федерации в конфликт". Перечеркнуто и утвержденное этим соглашением "Положение об основных принципах деятельности воинских контингентов и военных наблюдателей, предназначенных для нормализации ситуации в зоне грузино-осетинского конфликта", согласно которому миротворцы должны были пресекать деятельность "любых неконтролируемых сторонами вооруженных формирований" и немедленно урегулировать групповые конфликты, в том числе вооруженные. Миротворцы имели право преследовать, задерживать, а в случае оказания вооруженного сопротивления уничтожать вооруженные банды и формирования, не выполняющие требования режима чрезвычайного положения в зоне конфликта, а преследование и ведение боевых действий за пределами зоны конфликта могло осуществляться только после обязательного уведомления местных правоохранительных органов. Наконец, миротворцы имели право вести боевые действия, используя исключительно имеющиеся у них на вооружении средства, и в соответствии с приказом командующего. Понятно, что все эти положения также были нарушены. По существу аннулирует соглашение и отказ России от предписанной им структуры миротворческого контингента - российской, североосетинской и грузинской части, а именно - заявление российских властей, о том, что грузинские миротворцы не будут допущены в Южную Осетию.
Очень шатким является аргумент о защите российских граждан в Южной Осетии - вместо того, чтобы признать независимость республики, в Кремле решили поступить "очень хитро", наделив население российскими паспортами. Не стоит напоминать, что российский паспорт и российское гражданство в самой России - далеко не одно и то же: именно сейчас идет масса судебных процессов, когда люди, получившие российские паспорта именно так, как их получали югоосетины, по прошествии нескольких лет (иногда больше десяти), вдруг признавались "негражданами", а их "российские" паспорта - "неправильно выданными". Да-да, люди успевали получить образование, выйти замуж, родить детей, ездить за границу (с получением загранпаспорта), служить в армии и "органах", а потом вдруг оказывались "негражданами". В одной Москве счет таким прецедентам на десятки тысяч.
Но если Москва позволяет признавать недействительными выданные ей же паспорта, то почему эти же паспорта не может не признавать Грузия - ведь они выданы на территории, которую и Россия де-юре признает грузинской? Эти паспорта выданы явно в нарушение российских же законов о гражданстве.
Так что тезис о югоосетинских россиянах столь же убедителен для мировой общественности, как и тезис защите прав судетских немцев.
Что есть еще? Еще есть ночной обстрел Цхинвали, который Кремль пытается представить как геноцид осетинского народа.
В Гаагской конвенции 1907 года говорится, что "воспрещается атаковать или бомбардировать каким бы то ни было способом незащищенные города, селения, жилища или строения". Также в Женевской конвенции 1949 года (с дополнительными протоколами 1977 года) "О защите гражданского населения во время войны" тоже сказано о недопустимости подобных действий. Эти действия признаются преступными и подпадают под юрисдикцию Международного суда. Если бы Россия потребовала после ночного обстрела Цхинвали подробного международного разбирательства и примерного наказания виновных - это одно. Но Россия ввела войска - это было оправдано только в случае, если подвергнутым обстрелу грозил геноцид. В противном случае ответ был, мягко говоря, неадекватен.
То есть, все опять упирается в доказательства геноцида. В те полторы или две тысячи погибших, впервые названные Эдуардом Кокойты в первые сутки конфликта, когда ни у него, ни у кого-либо еще достоверных сведений об этом просто не могло быть - на улицах Цхинвали еще шли бои.
И вот тут сразу возникают вопросы - кто и как будет подтверждать (или опровергать)?
Все тот же "простодушный" господин Кокойты уже заявил (в который раз), что не допустит никаких наблюдателей ОБСЕ на территорию его республики. Расследованием действий грузинских военных на предмет признаков возможного геноцида осетин занялся Следственный комитет при прокуратуре РФ - то есть представитель заинтересованной стороны. Пока следователи не слишком разговорчивы - информация идет в основном от еще одной из заинтересованных сторон - югоосетинского пресс-центра. Идет речь о захоронениях прямо на месте гибели, мол, такая сложилась в тех местах практика. Появляются какие-то обрывочные свидетельства - явно не в пользу официальной версии о тысячах погибших, но они тоже не могут быть вполне корректными.
Пока что в рамках расследования уголовного дела по факту "агрессии Грузии в отношении российских граждан в Южной Осетии" признаны потерпевшими 2136 человек, сообщил в минувшую пятницу журналистам представитель Следственного комитета Владимир Маркин. Он уточнил, что речь идет о жителях Южной Осетии, которые уже прибыли на территорию Северной Осетии, сообщает ИТАР-ТАСС. "Все они уже опрошены следователями и признаны потерпевшими", - отметил представитель СКП. "Кроме того, следователями осмотрены 29 погибших, доставленных из Южной Осетии, и назначено более 50 различных экспертиз, в том числе судебно-медицинских", - добавил Маркин.
Правозащитная организация Human Rights Watch считает, что власти России и Южной Осетии серьезно завысили количество погибших. По информации директора московского представительства HRW Анны Нейстат, количество раненых в результате боевых действий в Цхинвали с 8 по 10 августа исчисляется десятками. По ее словам, правозащитники располагают данными о 50-60 погибших, из них половина мирного населения - однако и эта информация опирается на оценки, а не на твердые данные.
Но ведь российские граждане - не овцы! Ведь всем этим людям выданы российские паспорта, значит, у всех этих людей есть фамилия, имя, отчество и прописка по месту жительства. Есть загсы и домовые книги. Есть списки беженцев - их всего около 35 тысяч человек. Кстати, так выходит, что это половина жителей республики официально и все 100% неофициально - получается, что официальная цифра ближе к истине, поскольку в Цхинвали еще остается довольно много людей. В общем, эти полторы или две тысячи человек никак не могут потеряться. Если хотеть, то они обнаружатся уже вот-вот, уже должны обнаружиться. Если официальные власти в жизненно важном для них вопросе уже 10 дней не могут разобраться всего с несколькими десятками тысяч человек - где они, что с ними происходит сейчас, то как же эти власти организуют, например, выборы, в которых регистрируется до 100 миллионов человек?
Кто же не торопится с результатами? Или результаты уже есть, но их обнародование невозможно без скандала?
И вот тут появляется господин Кокойты и предлагает России разместить в Южной Осетии (напомним. так и не признанной никем, включая Россию, то есть формально грузинской территории) военную базу. Хорошо еще не ракеты средней дальности. И наши генералы вяло отвечают: "Данный вопрос, во-первых, имеет политический статус, и во-вторых, требует проработки, - сказал замначальника Генштаба ВС РФ Анатолий Ноговицын. - Думаю, что в отношении этого предложения будут какие-то официальные решения. Но это вопрос не военный, не ко мне. Мы готовы выполнить приказ нашего руководства в той форме, в какой он будет поставлен".
Этнические чистки, отказ от международных наблюдателей, заявление о 2 тысячах погибших и, наконец, предложение разместить военную базу на чужой суверенной территории - а зачем России враги с такими друзьями?..
forum.msk.ru


Грузия-онлайн