Николай Гритчин. Бойцов обратно пропускают. Трофейное оружие – нет. Корреспонде

19.08.2008

Николай Гритчин. Бойцов обратно пропускают. Трофейное оружие – нет. Корреспондент "Известий" встретил наши войска, возвращающиеся из Южной Осетии.

На Транскавказской магистрали, соединяющей Россию с Южной Осетией, сегодня совсем другие встречные потоки, чем неделю назад. В непризнанную республику тянутся караваны с гуманитарной помощью и строительными материалами, а также автобусы с возвращающимися беженцами. А из Цхинвала во Владикавказ двинулись колонны военной техники с бойцами на броне. Встречал их корреспондент "Известий".

На российский пограничный пост у северного портала Рокского тоннеля мы попали в понедельник в середине дня.

- Возвращение российских войск началось вскоре после шести утра, когда в Южной Осетии закончился комендантский час, - сообщил "Известиям" старший поста офицер Андрей. - Пока прошли одна колонна и несколько отдельных единиц военной техники.

В пограничном пункте пропуска "Нижний Зарамаг" как раз застаем один из российских бэтээров, следующий к постоянному месту дислокации в город Прохладный Кабардино-Балкарии. На вопрос о настроении бойцы на броне поднимают вверх большой палец.

- Домой едем, сами понимаете, - подает голос бывалый вояка с погонами прапорщика. - Грузины воевали на такой же, как наша, технике, а побросали ее. Пришлось нам ее подбирать. А их американские автоматы нам совсем не понравились. Наши "калашниковы" лучше.

Бойцы признают, что в первые дни их недельной "командировки на войну" российских солдат беспокоили грузинские снайперы, но затем их "выжгли". Авиация противника сопротивлялась дольше, но и на нее нашли управу. Подразделение не понесло ни одной потери. Спрашиваю про трофеи. В ответ - молчание. Оказывается, на российской границе с трофеями не принимают.

Пограничники и таможенники на наших глазах начинают проверять удостоверения личности каждого бойца, а затем сличают номера автоматов на оружии и в военном билете солдата. Вдобавок ко всему, таможенники обследуют салон бронетранспортера: нет ли в нем чего лишнего. И только после этого экипаж получает добро на въезд на территорию России.

Замечаем, что на погранпосту одновременно проверяют документы и у возвращающихся бойцов, и у возвращающихся беженцев. Еще неделю назад здесь все было наоборот: напуганные грузинскими бомбами жители Цхинвала и окрестных деревень в страхе покидали свою родину. А им навстречу шли военные из России. Теперь они снова встречаются на погранпосту: воины, защитившие своих сограждан, и мирные жители Южной Осетии, которым вернули надежду.


Газета Известия