Олег Николаевич Хлестов - Чрезвычайный и Полномочный Посол, вице-президент Росс

20.08.2008

Олег Николаевич Хлестов - Чрезвычайный и Полномочный Посол, вице-президент Российской ассоциации международного права, профессор. Международное право на стороне России. Защита от агрессии предусмотрена Уставом ООН.

Сейчас идут активные поиски путей восстановления мира в Южной Осетии на основе шести согласованных принципов. Но для успешного решения этой проблемы важно также оценить, что же произошло в республике. Западные СМИ, некоторые государственные деятели ведут активную кампанию, обвиняя Россию в агрессии против Грузии. Аргументы: Тбилиси не признает независимость Южной Осетии; она – территория Грузии, и ввод российских войск – это агрессия. Так ли это?

Вооруженные конфликты надо оценивать исходя из международного права, устанавливающего правила поведения государств. Конституции Грузии и России признают его роль. Что же произошло в Южной Осетии?

По Дагомысскому соглашению, заключенному в 1992 году Грузией, Южной Осетией, Северной Осетией и Россией, между Грузией и Южной Осетией была установлена разграничительная, демаркационная линия, создана 30-километровая демилитаризованная зона. Для контроля в зону были введены три батальона России, Грузии и Южной Осетии.

В ночь на 8 августа грузинские вооруженные силы вторглись в Южную Осетию, стремясь захватить ее в течение двух-трех дней, и «установить там конституционный порядок». Действия Грузии – нарушение Дагомысского соглашения, норм международного права, запрещающих нападение на демаркационные линии.

Вооруженные силы Грузии напали на российский батальон, его казармы, над которыми развевался российский флаг, были расстреляны. Девять российских военнослужащих убиты, полтора десятка ранены. Разработанное в ООН определение агрессии гласит: вооруженное нападение на государство, его вооруженные силы, совершенные первым, является актом агрессии. Государства, подвергшиеся нападениям, имеют право на самооборону (ст. 51 Устава ООН). Российские войска пересекли границу с Грузией через 8 часов после того, как она начала военные действия. Грузия их вела варварски. Уничтожение мирного населения – тысячи убитых и раненых, пострадавших и беженцев, разрушение Цхинвали и ряда населенных пунктов – это нарушение международного гуманитарного права, военные преступления.

В случае вооруженного нападения на граждан, находящихся за пределами государства, оно может их защищать на основе права на самооборону. Около 80% населения Южной Осетии – граждане России. Таким образом, Грузия первая совершила нападение на вооруженные силы и граждан России в Южной Осетии, то есть совершила агрессию, Россия осуществила право на самооборону. В свете Дагомысского и других соглашений Россия также защитила население Южной Осетии, а у осетин есть печальный опыт на этот счет.

Обычно государства ведут военные действия против агрессора и на его территории с целью уничтожения его военного потенциала. Действия российских войск на некоторых участках территории Грузии, примыкающих к Южной Осетии, осуществлялись в связи с использованием войсками Грузии этих территорий, а это соответствует принципу пропорциональности при осуществлении права на самооборону. Россия, выдавив грузинские войска из Южной Осетии, прекратила военные действия, показав тем самым политические цели своей акции – восстановление статус-кво и установление там мира. Такие операции именуются миротворческими, по поддержанию мира или принуждения к миру.

Россия отбила вооруженное нападение, теперь ей надо выиграть развернутую против нее пропагандистскую войну.


Независимая газета