Александр Дугин. Куда мы после Цхинвала?

20.08.2008

Александр Дугин. Куда мы после Цхинвала?
Сейчас, когда военная победа наших миротворческих сил над грузинскими агрессорами, виновными в осуществлении геноцида и военных преступлений, очевидна, вмешательства войск НАТО не произошло (то есть угроза третьей мировой снята) и напряжение несколько спало, следует задуматься над тем, каково геополитическое содержание пережитой нами трагедии.
Моральный и гуманитарный аспекты трагедии стоит отложить на второй план и посмотреть на холодную политическую подоплеку. История делается кровью. Война - это продолжение политики (Клаузевиц), и, к огромному сожалению, с ужасающей регулярностью жертвами становятся мирные жители. Так было, и, увы, так будет - ведь ХХ век, находящийся на вершине гуманности, прогресса и цивилизованности, показал нам самые страшные примеры массового истребления не только военных, но и мирных граждан. Ничто не свидетельствует о том, что в будущем что-то изменится. И то обстоятельство, что более 2000 наших российских граждан стали жертвами геноцида со стороны шайки Саакашвили, причем на наших глазах, как ни тяжело это признать, не должно нас особенно удивлять. Есть мир - и есть война, есть жизнь - и есть смерть, есть добро - и есть зло. И все это существует столько же, сколько само человечество. Политика же оперирует другой парой, которая лежит вне морали, парой друг-враг. И сейчас это самый надежный критерий для понимания чисто рациональной подоплеки нашей войны. Кто друг, кто враг, и почему произошло то, что произошло?
Российско-грузинский конфликт как следствие установления однополярного мира
После распада СССР стал меняться международный порядок, установившийся в 1945 году по факту победы союзников над нацистской Германией и странами Оси. У западного (капиталистического) и восточного (социалистического) лагеря были приблизительно равные стратегические возможности, в первую очередь - паритет в области ядерного оружия, и это давало относительное равновесие всей системе. Одни страны равнялись на США, другие - на СССР, в зазоре располагалось Движение неприсоединения. На этом строилась вся архитектура международных отношений, запечатленная в ООН и ее институтах, прежде всего - в Совете Безопасности. Консенсус достигался путем сдерживания двух, как правило, прямо противоположных позиций - советской и американской, ни одна из которых не могла полностью подчинить себе другую. Спорные вопросы решались в региональных конфликтах (Корея, Вьетнам, Ангола, Афганистан и т.д.) с косвенным (никогда не прямым) участием двух сверхдержав. Было две правды, две морали - советская и буржуазная, но равновесие стратегических потенциалов не позволяло одержать решающее превосходство ни одной из них.
Когда СССР рухнул, весь международный порядок изменился. Осталась одна сверхдержава и одна правда - США. Американцы стали создавать однополярный мир, в котором только они могли определять, что можно, а что нет. У России сохранился статус региональной державы, что подразумевало относительный суверенитет - ограниченный зоной влияния по периметру национальных границ. При этом США по мере усиления своего могущества и единоличного контроля постоянно стремились масштаб этого суверенитета уменьшить. Несмотря на наши протесты против вторжения в Ирак и признания независимости Косово, США вели свою линию, распределяя роли «хороших парней» и «плохих парней» по собственному усмотрению. И не было уже той силы, которая могла бы отстоять противоположную точку зрения и оспорить «моральную» оценку. «Хорошими» были только друзья Америки, ставшие на сторону однополярного мира, что бы они ни вытворяли. «Плохими» - все те, кто не соглашался с единоличным доминированием США. Причем никакой связи с реальными поступками, актами агрессии, этническими чистками, геноцидом и правами человека это не имело вообще. Все действия «друзей» Америки объявлялись справедливыми, а их требования - легитимными. С «врагами» Америки все обстояло строго наоборот: как бы они ни пострадали и что бы они ни предприняли, неправой стороной, а то и «монстрами», «варварами» выходили именно они. До поры до времени (при Ельцине) Россия, управляемая прямой агентурой влияния США, это признавала по умолчанию. После избрания Путина Москва стала огрызаться, но всерьез никаких действий не предпринимала.
Постепенно все региональные державы, не оспаривающие глобальное первенство США, но настаивающие на своих интересах в ограниченной зоне, прилегающей к границам (Россия, Китай, Иран и т.д.), попали в число стратегических противников США наряду с «Аль-Каидой». И на следующем этапе установление однополярного мира требовало ограничения влияния этих региональных держав с постановкой под вопрос на сей раз их регионального суверенитета.
Именно такой попыткой лишить Россию статуса региональной державы и была предпринятая Саакашвили атака на российский миротворческий контингент и геноцид осетин.
На что надеялся Саакашвили, затевая геноцид и заведомо идя на военные преступления?
Грузинский сценарий, точнее - совместный грузино-американский сценарий, состоял в следующем. Грузия за 15 лет подготовила в грузинских анклавах Южной Осетии и на границе с этой республикой фундаментальные укрепрайоны, представляющие собой военные объекты, пригодные для ведения боевых действий в условиях войны высокой интенсивности. Это максимальная по военным меркам степень оборонных и наступательных сооружений, не спасающих разве что от ядерного удара. Операция «Чистое поле», спланированная на первые числа августа 2008 года - на момент отпусков и начала Олимпиады в Пекине, была детально разработана и точно продумана. Из грузинских анклавов были эвакуированы заранее все мирные граждане, и они, эти анклавы, представляли собой сплошные военные объекты, укомплектованные частями регулярной армии Грузии и иностранными инструкторами из США и стран НАТО. План грузин был таков: полное уничтожение тяжелой артиллерией с двух сторон (с юга и с севера из анклава) Цхинвала, захват всех осетинских сел, уничтожение осетинского населения. По словам очевидцев, больше всего мирных граждан погибло на объездной Зарской дороге, когда они пытались бежать на север, к Рокскому перевалу, в сторону Владикавказа. Минометным огнем были уничтожены сотни мирных граждан. Все население осетинских сел, занятых войсками Саакашвили, было немедленно уничтожено, здания в упор расстреливали из танков и тяжелых пулеметов, тела давили танками, наматывая на гусеницы останки женщин, детей и людей старшего поколения (все мужское население Южной Осетии мобилизовано в отряды самообороны). К артиллерии добавились авиаудары, половина города Цхинвала была разрушена к утру 8 августа. В этот момент грузинские войска вошли в город, где отряды осетинской самообороны оказывали им активное сопротивление в коротком бою. Российский миротворческий контингент был атакован вначале силами грузинского миротворческого контингента, потом подвергся артиллерийскому огню. Передвижения российских миротворцев были полностью блокированы, и они были вынуждены спасаться в блиндажах, не имея возможности открыть ответный огонь.
Утром 8 августа грузинский десант высадился в районном центре Джава, расположенном между Цхинвалом и Рокским туннелем. Он двинулся к Рокскому перевалу с целью предотвратить подтягивание военных сил североосетинских ополченцев, боевой техники и возможное введение российских войск. Все это время - с начала массированных артобстрелов и до подхода грузинского десанта к Рокскому перевалу - Москва, приведя части 58-й армии, находящейся на территории Северо-Кавказского военного округа, в боевую готовность, воздерживалась от принятия решения о вводе войск на территорию Южной Осетии. Сведения о происходящем и фактах геноцида мирных граждан поступали в Москву с
21 часа 7 августа. О подготовке к штурму Цхинвала и захвату Южной Осетии грузинскими формированиями российскому руководству было известно заранее. Здесь возникает трудный вопрос: чего именно ждали российские власти с вечера 7 августа до полудня 8 августа?
Ужас, которого удалось избежать
Если бы грузинским десантникам и подходящим к ним из анклава регулярным частям грузинской армии удалось захватить высоту у входа в Рокский туннель, сухопутное сообщение между Южной Осетией и территорией Российской Федерации было бы прервано и никакие войска ввести было бы невозможно. По плану, найденному позже у убитого грузинского офицера, к вечеру 8 августа подходы российских войск должны были перекрыть, а к утру 9 августа вся территория Южной Осетии должна была контролироваться грузинскими войсками. Продолжив геноцид осетин и одновременно заметая следы, грузины перешли бы к переговорам о доступе беженцев и выводе российских миротворцев на территорию России.
9 августа, согласно этому плану, Россия должна была прекратить свое существование в качестве региональной державы, обладающей пусть ограниченным, но суверенитетом. «Друзья» США одержали бы победу и были бы оправданы за любые преступления и издержки, «враги» США (осетины и русские) - посрамлены. Однополярный мир стал бы более жестким. При этом западная пропагандистская машина показала бы инсценированные кадры со «зверствами» российских войск и осетинских отрядов над невинными грузинами. За доказательства геноцида самих грузин можно было выдать тела растерзанных осетин.
Параллельно этому убитые горем жители Северной Осетии потеряли бы всякое доверие к России. Ситуация на Северном Кавказе была бы мгновенно дестабилизирована. Для вступления в НАТО у Грузии и Украины больше не было бы никаких препятствий.
Каждая минута задержки решения о вводе войск в Южную Осетию со стороны Москвы делала такой сценарий все более вероятным, так как и силы российских миротворцев, и совокупные силы осетинских войск самообороны были недостаточны для отражения столь массированной, прекрасно подготовленной и точно рассчитанной атаки.
Кокойты и Мамсуров спасли российский суверенитет
Пока достоверно неизвестно, что было реальной причиной такой задержки решения Кремля и что стало тем фактором, который в последний момент заставил чашу весов склониться в сторону начала военных действий.
Одна из версий состоит в том, что президент Южной Осетии Эдуард Кокойты сумел пробраться из осажденного Цхинвала во Владикавказ. Совместно с президентом Северной Осетии они по собственной инициативе провели вооружение ополченцев и отрядов МВД Северной Осетии и стремительно вошли в Рокский туннель. В это время части югоосетинских отрядов самообороны блокировали грузинский десант на подступах к туннелю с юга. Это событие переломило ситуацию.
Именно в этот момент в полдень 8 августа Совет безопасности РФ принимает решение о вводе войск в Южную Осетию.
Узлы освобождения
Далее развертывается военная операция, которая с большим трудом переламывает ситуацию. Выбить грузин из Цхинвала удается только к вечеру 9 августа, до этого грузинские отряды продолжают кровавую резню мирных граждан - танки в упор расстреливают детские сады, школы, артиллерийским огнем уничтожена Цхинвальская больница, полная раненых.
США оказывают полную техническую, стратегическую, политическую, информационную поддержку «друзьям», игнорируют сообщения о геноциде осетин и военных преступлениях грузин против российских миротворцев и на весь мир орут об «агрессии России против мирной и беззащитной Грузии». Кадры обстрела грузинами Цхинвала выдаются за кадры обстрела русскими мирных грузинских городов и сел. Американские летчики перевозят грузинский контингент из Ирака и Афганистана. Российские корабли топят грузинский военный флот. Российские самолеты уничтожают военные объекты, базы и укрепрайоны на всей территории Грузии. С российской стороны есть потери среди военных и в боевой технике.
11 августа наступает перелом, основные военные объекты Грузии выведены из строя. Абхазия приступает к зачистке Кодорского ущелья, российские войска и абхазские силы самообороны контролируют Зугдидский район. Уничтожена военная база в Сенаки. На севере Грузии российские войска подавили огневые точки вокруг Гори. Завершаются зачистки анклавов на территории Южной Осетии. В этот момент президент России Дмитрий Медведев заявляет об окончании операции принуждения к миру.
Натовские войска напрямую не вмешиваются в конфликт, продолжая производить поставку военной техники. Киев поставляет грузинам военное оборудование, пытается блокировать в Севастополе российский военный флот, отключает энергию на военно-морской базе. По некоторым данным, украинские военные участвуют на стороне грузинских войск во взятии Цхинвала и этнических чистках. По сути, Украина, еще один «друг» США, вступает с Россией в войну.
Ставки и результаты: США потеряли, но немного
Итак, каковы были (и есть, так как окончательно вопрос не решен) ставки сторон в этой войне? США через своих «друзей» попытались резко снизить региональный статус России. Если бы Москва промедлила с решением о вводе войск и признала бы, хотя и с протестами, факт захвата Грузией Южной Осетии, она на самом деле уступила бы существенную долю своего влияния в регионе - по аналогии с распадом СССР или заключением Хасавюртовского мира. Снова под угрозой оказалась бы территориальная целостность самой России. На Северном Кавказе вспыхнули бы волнения (вероятно, обострился бы осетино-ингушский конфликт). Влияние России в СНГ резко сократилось бы. Россия осталась бы суверенной, да и то относительно, только в пределах своих границ. А это означает несколько иное, нежели региональная держава.
При этом США особенно ничем не рисковали, так как Россия, доказав, что она остается региональной державой, что произошло на практике, не покусилась на глобальное лидерство США, а лишь замедлила на время процесс формирования однополярного мира. При этом демонизация России поддержала бы позиции республиканского кандидата Маккейна, сделавшего из антироссийской тематики один из центральных пунктов своей предвыборной кампании. Хотя престиж США на постсоветском пространстве несколько снизился, у США оставалась возможность отыграться на Украине, которую под предлогом «агрессии русских» можно было бы досрочно принять в НАТО или хотя бы в ПДЧ. Да и сама Грузия, если признание независимости Южной Осетии и Абхазии станет фактом, а русские войска уйдут за границы этих территорий, может быть принята в НАТО, и размещение там американских военных баз будет в глазах проамериканского мирового сообщества оправданным, логичным и естественным. В такой ситуации Вашингтону не стоило рисковать возможностью третьей мировой войны, которой была бы чревата прямая военная конфронтация с российскими войсками. Баланс США в целом, даже ценой военного поражения Грузии и уничтожения ее вооруженных сил, остается в такой ситуации положительным.
Грузия: тотальное поражение
Больше всего в такой ситуации пострадала Грузия, которая, согласившись таскать каштаны из огня для своих хозяев, заплатила полной и бесповоротной утратой территориальной целостности, огромными военными, политическими, территориальными, людскими и экономическими потерями. Теперь это не страна, а небольшой перевалочный пункт НАТО с полностью разрушенной инфраструктурой, полным политическим хаосом и потенциальными сепаратистскими выступлениями в Мингрелии, Аджарии и Джавахетии. В далекой перспективе - в Сванетии. Грузия разлетелась по швам, хотя Саакашвили именно под лозунгом цельной Грузии и предпринял всю операцию. По меньшей мере, именно так он объяснял это своим избирателям. Грузия потерпела тотальное поражение. Она рискнула всем - и все потеряла.
Южная Осетия: победа, но какой ценой!
Баланс Южной Осетии трудно оценить, так как за свободу и независимость этот народ заплатил огромную цену - геноцидом, жуткими страданиями, колоссальными потерями. Осетия была «другом» России, и хотя в один момент цена этой дружбы оказалась под вопросом, в конце концов, она дала свой результат, и российские войска спасли южных осетин от полного истребления. Территория, подконтрольная теперь официальным властям Республики Южная Осетия, возросла почти вдвое, если считать полный контроль над анклавами. И это еще незначительная контрибуция за то, что осетины пережили. Вопрос о признании независимости и, возможно, о вхождении в состав России с объединением осетинского народа в одном административном образовании - вот результат. Тяжело доставшаяся победа.
В самом выигрышном положении оказалась Республика Абхазия. Ее граждане не пострадали от грузинской резни, она полностью взяла под контроль Кодорское ущелье, и теперь ее независимость гарантирована российским военным присутствием. Вместе с тем абхазы проявили стойкость, пришли на помощь осетинам, открыв второй фронт в критический момент, и отвергли все поползновения США и стран Запада «подумать» о предоставлении независимости в обмен на отказ от ориентации на Россию. Ориентация на Россию дала Сухуми свободу и победу, причем малой кровью. Осознавая, чем они обязаны осетинским братьям, абхазы оказывают жителям Цхинвала и сел Южной Осетии активную помощь. В любом случае абхазы в чистом выигрыше. Надо сказать, заслуженном, так как они изначально сделали ставку на независимость вопреки огромному грузинскому и международному давлению.
Россия обрела себя
Россия в жестком противостоянии и ценой большой крови подтвердила свой статус региональной державы. Впервые со времен распада СССР мы сумели доказать делом, что наша власть не является завороженной, как курица - чертой, границами Российской Федерации. Это нечто совершенно новое в политической повестке дня современной России. Путину удалось остановить распад России. При президенте Медведеве Россия сделала серьезную заявку на восстановление контроля над постсоветским пространством.
Отношения с США вошли, наконец, при этом в фокус. Ранее США имели для России неопределенный статус. Вашингтон прямо причислял Россию к лагерю «врагов», а Москва, не решаясь посмотреть правде в лицо и открыто сказать ее народу, делала вид, что США если и не «друг», то, во всяком случае, и не «враг». Теперь уже всем - всем без исключения, кроме самих американских агентов влияния - совершенно очевидно: США - враг. Причем даже без всяких кавычек. Мы для них враг, они для нас. Отныне все сходится, и вся международная политика и, в частности, процессы, протекающие на постсоветском пространстве, приобретают ясное и логичное объяснение: у России есть друзья (немного, но есть) и есть враги. Причем «кто есть кто», не вызывает больше никаких сомнений.
Итак, кто мы после Цхинвала? Мы - народ, закрепивший свой суверенитет на региональном уровне, прорвавший заколдованную черту границ Российской Федерации, которые сдерживают естественный рост нашего политического влияния, дорогой ценой купивший доверие к себе и веру в эффективность нашей защиты соседей, вверивших свою судьбу в наши руки. Наше национальное достоинство постепенно возвращается. Видя по телевизору наше политическое руководство, президента Медведева, премьер-министра Путина, мы начинаем ощущать спокойную уверенную гордость. Эти люди не дрогнули перед (оказавшейся фиктивной) угрозой третьей мировой, оставшись верными нашим национальным интересам.


Журнал Профиль